Объективные основы формирования рынка, его субъекты и объекты. структура и функции рынка.
Исторически первой формой хозяйства было натуральное хозяйство (все товары производятся внутри хозяйства для собственного потребления, не связано с другими производителями, не участвует в процессе обмена). Развитие общественного производства привело к господству товарного производства. Для его возникновения необходимо выполнение двух условий: 1) общественное разделение труда (отдельные производители специализируются на выработке отдельных продуктов), разделение труда неизбежно требует обмена, это условие недостаточно для возникновения товарных отношений. 2) экономическое обособление производителей (возникновение частной собственности, производитель – собственник продукции, частная собственность на средства производства и готовую продукцию). Важнейшей чертой товарного производства становится обмен товарами как форма экономических связей между производителями. В этих условиях экономические связи между людьми могут осуществлять только через рынок, посредством обмена произведенными товарами.
Необходимым условием развития рынка является наличие конкурентной среды (рынок не монополизирован, обеспечен правовой базой, предполагает многообразие форм собственности, основывается на свободном ценообразовании).
Для того чтобы рыночная система беспрепятственно развивалась необходимо: наличие резервов роста экономики, обеспечение подвижности ресурсов, функционирование инфраструктуры рынка, организующей движение товарных и денежных потоков и обеспечивающей участников рынка необходимой информацией.
Рынок это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров по ценам установленным на основе соотношений спроса и предложений в результате конкуренции. В истории рыночных отношений выделяют два этапа: 1) рынок совершенной или свободной конкуренции (чистый капитализм), он формируется в после буржуазно-демократической революции и существовала вплоть до последней трети XIX века. 2) современный рынок – он отличается от рынка совершенной конкуренции по 2м принципиальным позициям: а) в последней трети 19 в. Начинается вторая н.т.р., следствия – концентрация производства и образование монополий. Это означает переход от совершенной к несовершенной конкуренции. До мирового экономического кризиса 1929-1930 гг. господствовал принцип экономического либерализма (невмешательство государства в экономику). Великая депрессия отвергает этот принцип и признает необходимость вмешательства в экономику в том числе в социальную сферу.
Структура рынка: 1) рынок средство производства, 2) рынок рабочей силы (труда), 3) рынок предмета потребления, 4) рынок услуг, 5) рынок научно-технической информации, 6) финансовый рынок [ а) денежный рынок (краткосрочных капиталов) б) фондовый рынок (ценных бумаг, долгосрочных капиталов)].
Функции рынка: посредническая, регулирующая, ценообразующая, перераспределяющая (производство направляется на наибольшую ресурсную отдачу), распределяющая, санирующая (отсталые и морально устаревшие производства не могут победить в конкурентной борьбе и разоряются, улучшается производственная структура).
Рынок не может регулировать денежное обращение, согласуя его с товарной массой; рынок стимулирует внедрение новых технологий и повышение качества товаров, но при этом финансируются быстроокупаемые проекты; частные интересы отдельных производиетлей в рыночной экономике могут противоречить интересам общества;
Осуществление этих функций, или функционирование рыночного механизма, можно представить модель кругооборота продуктов, ресурсов, доходов. (см. РИС.)
Эта модель по сравнению с индивидуальными рынками отражает их совокупность, сведение в два агрегированных рынка по своему назначению (продукты, ресурсы), характеризует взаимосвязь между субъектами рыночных отношений (домохозяйства, предприятия), в ней представлены важнейшие потоки (доходы — расходы, ресурсы — продукция). Здесь выделен частный сектор экономики, исключающий вмешательство государства. Домохозяйства, состоящие из одного или нескольких лиц, владея ресурсами, снабжают ими непосредственно или косвенно (как собственники торгово-промышленных фирм) предприятия, которые изготавливают продукцию. В свою очередь предприятия оплачивают эти ресурсы, чтобы затем производить и продавать собственные товары. Таким образом, одни субъекты на рынке ресурсов выступают со стороны предложения, другие - со стороны спроса. И, наоборот, их интересы меняются при переходе к рынку продуктов. Соответственно и те, и другие получают доходы и несут расходы.
Вместе с тем в экономической теории, кроме разграничения рынков по назначению (не только как в данной модели, но и имеется в виду наличие денежного рынка, других специфических рынков), а также географическому признаку (внутренний, региональный, мировой рынок), принято различать рынки совершенной и несовершенной конкуренции.
Основными формами рынка принято считать: рынки, где возможна чистая или совершенная конкуренция, и рынки, где существует несовершенная конкуренция, то есть монополизированные. При этом под конкуренцией понимается стремление субьек-тов рыночной экономики использовать более выгодные условия для покупки или продажи товаров и услуг. Если, например, имеет место избыток товаров и услуг, то возникает конкуренция между производителями, поскольку спрос и цена товара выше равновесной. Напротив, при дефиците товаров и услуг, когда спрос превышает предложение и цена ниже равновесной, возникает конкуренция между потребителями. Отсюда следует, что в первом случае мы имеем понятие цены предложения — это предельная минимальная цена, по которой производители готовы продать товар, во втором — понятие цены спроса как предельной максимальной цены, за которую потребители согласны приобрести товар. Закономерность здесь такова: конкуренция через все атрибуты рынка как бы сводит спрос и предложение к равновесию, где рыночная цена не может быть выше цены спроса или ниже цены предложения.