Субъекты, объекты и функции рынка

Субъекты рынка – это физические, юридические лица, вступа­ющие в экономические отношения товарообмена и услуг в одних случаях как потребители, других – как производители.

Субъекта­ми являются: индивидуальные товаропроизводители, фирмы, семьи, государство, организации и т. д.

Субъектами рыночного хозяйства выступают:

1. Домашнее хозяйство – представляет собой экономичес­кую единицу в составе одного или нескольких лиц, которая: обеспечивает производство товаров и воспроизводство челове­ческого капитала; самостоятельно принимает все решения; является собственником какого-то фактора производства; стремится к максимальному удовлетворению своих потребнос­тей.

2. Предприятие (фирма) –это экономическая единица кото­рая: использует факторы производства для изготовления про­дукции с целью ее продажи; стремится к максимизации при­были; самостоятельно принимает решения.

3. Банки –кредитно-финансовые учреждения, регулирующие движение денежной массы, необходимой для нормального фун­кционирования рынка.

4. Государствопредставлено правительственными учрежде­ниями, осуществляющими юридическую и политическую власть направленную на обеспечение контроля над хозяйственными субъектами и рынком для достижения общественных целей.

Субъекты рынка находятся в постоянном взаимодействии. Недопустимо в реальной практике исключение из системы одного из указанных субъектов, в противном случае будет нарушена система рыночных отношений.

Объекты рынка – это специфические группы товаров или услуг, имеющие устойчивый спрос, стабильно поступающие на рынок и различающиеся по характеру, способу и целям потребления. Объ­ектами рынка являются товары, услуги, технология, информация.

Рынок выполняет следующие функции:

1) регулирующую – регулирует производство товаров и услуг;

2) контролирующую – определяет общественную значимость произведенного продукта и затраченного на его изготовление труда;

3) распределительную – устанавливает необходимые воспроиз­водственные пропорции, обеспечивает сбалансированность эконо­мики;

4) стимулирующую – побуждает снижать индивидуальные за­траты труда, повышать производительность труда, использовать новую технику;

5) информационную – информирует о состоянии дел в хозяйст­венной жизни.

Структура рынка

Рыночная экономика характеризуется тем, что она проникает во все сферы хозяйственной деятельности и во все регионы государства. Это свойство можно назвать всеобщностью рыночных отношений.

Экономика в целом становится совокупностью рынков, различающихся только степенью, мерой и глубиной проникновения рыночных отношений в отдельные части хозяйственной системы. Рынок в виде рыночных отношений проникает во все клетки экономического организма.

Виды рынков

Имеется множество рынков действующих на разных уровнях.

1. По географическому принципу (определение террито­рии):

а) региональные (они могут быть в масштабах страны и в масштабах области);

б) районные;

в) городские;

г) по зоне расположения: север, юг, восток, запад;

д) мировой рынок (могут участвовать все или большинство стран, но на практике – чаще выступает региональный мировой рынок как несколько государств.

2. По размерам рынков:

а) рынки первичного оборудования;

б) рынки возмещения оборудования;

в) рынки товаров заменителей товаров.

3. По типу потребителей:

а) рынок для потребителей с высоким достатком;

б) рынок для потребителей со средним достатком;

в) рынок для потребителей с низким достатком.

4. По форме функционирования:

а) монопольный рынок (обычно один или два монополиста);

б) олигопольный (три-пять крупных концернов);

в) полипольный (множество продавцов).

5. По содержанию рыночной структуры (по назначению):

а) рынок товаров промышленного назначения;

б) рынок товаров потребительского назначения;

в) рынок оказания услуг;

г) товарный рынок;

д) рынок труда;

е) рынок ценных бумаг и др.

6. По условиям работы:

а) регулируемый рынок (государство оказывает влияние на рынок экономическими методами, принимаются специальные законы, указы, распоряжения, постановления);

б) рынок свободный (освобожденный от государственного вмешательства. Здесь, в полной мере, действуют рыночные зако­ны, свободная конкуренция, цены устанавливаются под воздействием спроса и предложения).

Инфраструктура рынка

Инфраструктура рынка – это система составляющих рын­ка, обеспечивающих функционирование экономики страны в целом (банки, биржи, аудиторские конторы, страховые компании, предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы).

Инфраструктура рынка:

1)предприятия оптовой и розничной торговли;

2)торговые дома;

3)аукционы;

4)аудиторские компании;

5)страховые компании;

6)банки;

7)биржи.

Банк – кредитно-финансовое учреждение, которое аккумулирует свободные денежные средства предприятий, населения, бюджетных организаций и предоставляет их в кредит своим клиентам, обслуживает денежное обращение.

Виды банков:

1. Национальный (центральный, государственный) банк Украины.

2. Коммерческие банки – депозитные.

3. Инвестиционные.

4. Сберегательные.

5. Специальные (внешнеторговые, страховые, пенсионные фонды).

Функции банков:

1. Кредитование юридических и физических лиц.

2. Регулирование денежного обращения.

3. Совершение денежных расчетов и платежей.

4. Выпуск кредитных средств обращения.

5. Консультирование по экономическим и финансовым вопросам.

Функции НБУ:

1. Эмиссия денежных средств и изъятие денег из обращения.

2. Сохранение официальных золото-валютных резервов.

3. Регулирование денежно-кредитного обращения.

4. Выдача лицензий на банковскую деятельность.

5. Обслуживание государственного долга страны и т.д.

Биржа – институт, благодаря которому оперативно и взаимовыгодно для партнеров осуществляются операции купли-продажи, реализуется единая стратегия поведения агентов данной структуры.

Биржа представляет собой особую форму оптового рынка, на котором в качестве товаров выступают:

- средства производства и предметы потребления (товарная биржа);

- ценные бумаги (фондовая биржа); иностранная валюта (валютная биржа);

- здания, где проходят торги.

Особенностью бирж является то, что оптовая торговля (купля-продажа) здесь ведется без наличия самого товара (могут быть, представлены лишь образцы определенных видов товаров).

Виды бирж.

Товарная биржа – организация предприятий торговли, сбыта, обмена, цель которой – заключение сделок, выявление цен, спроса и предложения.

Товарная биржа– это форма оптового рынка средств производства, сырья, материалов, предметов потребления. Она оказывает посреднические услуги при заключении торговых сделок, улаживает торговые споры, собирает и публикует информацию о ценах и состоянии рыночной коньюктуры.

Биржа труда – содействует проведению государственной политики в области занятости и выполняет следующие функции:

Ú анализирует состояние рынка труда;

Ú прогнозирует спрос и предложение рабочей силы;

Ú ведется учет граждан, обращающихся за трудоустройством;

Ú содействуют трудоустройству безработных;

Ú осуществляют профориентацию молодежи;

Ú занимаются обучением и переобучением безработных;

Ú выплачивает пособие по безработице.

Фондовая биржапредставляет собой организацию закры­того типа, где операции совершают только члены биржи или лица, купившие места на бирже.

Здесь действуют такие участники биржи:

- диллеры (покупатели и продавцы ценных бумаг за свой счет);

- брокеры, которые выступают от лица своих клиентов.

Валютные биржиосуществляют торговлю валютой в крупных размерах на основе складывающегося спроса и пред­ложения на нее.

В инфраструктуру рынка входят также предприятия опто­вой и розничной торговли. В зависимости от того, кому принадлежат магазины, торговля бывает корпоративная, коопе­ративная, частная.

Торговые дома– это специализированные фирмы, торгую­щие одним товаров или группой однородных товаров по пору­чению клиентов (или за их счет). Их сфера деятельности обширна: операции по внутренней оптовой и розничной торговле, экспортно-импортные и другие операции, участие в производстве внешнеэкономические продукции.

Торговые домаимеют сеть магазинов, складские помеще­ния, транспортные средства, средства связи и др.

Аукционная торговля– форма рыночной торговли. Это разновидность периодически открытых торгов, где идет тор­говля товарами (редкими, особо ценными).

Цивилизованный аукцион(в странах с развитыми рыноч­ными отношениями) – это реализация редкого ценного меха, антиквариата, изделий из редких металлов, ценных камней, произведений искусства, породистого скота, скакунов и племен­ных лошадей, быков и др.

В странах СНГ на аукционах предлагаются:

ü предприятия, организации (фонды, здания, оборудова­ние);

ü промышленные и гражданские здания;

ü магазины, столовые, кафе, рестораны, парикмахерские и др.

Существуют два вида аукционов:

а) аукционы на повышение цен (товар, объект покупает тот, кто дает наивысшую цену из лиц, привлеченных на аукцион);

б) аукционы на снижение цен (голландские аукционы: вначале на товар назначается искусственно завышенная цена, а потом в ходе аукциона цена постепенно снижается, покупает товар тот, кто остановит снижение цены).

Аудиторские конторы – оказывают аудиторские услуги (проверки, ревизии бухгалтерской отчетности предприятий (фирм) квалифицированными специалистами на предмет их соответствия установленным правилам и стандартам; состав­ление сводных счетов и балансов, проводят консультации).

Оптовая торговляпредставляет собой сбыт, закупку, формирование торгового ассортимента, складирование, транс­портировку, она является самостоятельной отраслью экономики рыночных отношений.

Лизинг –специфическая форма финансирования вкладов на приобретение машин, оборудования, помещений при посред­ничестве специализированной лизинговой компании (получив право на имущество, посредники передают его в аренду третьему лицу (использующему технику, оборудование и др.).

Продавцу средств производства лизинговая компания платит наличными.

Финансовый лизинг– это финансирование банками аренды средств производства.

Активными работникамибирж, аукционов, аудиторских контор, страховых фирм являются: агенты, брокеры (маклеры), дилеры.

Агент– оптовый торговец, представляющий продавца или покупателя на относительно самостоятельной основе, выпол­няет небольшое количество функций и не принимает на себя прав собственности на товар.

Брокер – посредник (отдельное лицо или организация) при заключении сделок между продавцами и покупателями товаров, валюты, ценных бумаг и др. Обычно брокер специализируется на узком ассортименте товаров. Брокеры, как правило, объединяются в брокерские конторы, фирмы, которые монополизируют рынки по отдельным товарам (ценных бумаг, валюты, товаров). Старший брокер называется гофброкером.

Дилер– (от англ. dealer – торговец, агент) – физическое или юридическое лицо организующее реализацию (перепродажу) от своего имени или за счет своих финансовых средств. Доход дилера образуется за счет разницы между ценами продажи и приобретения товаров (ценных бумаг, валюты, драгоценных металлов), а также за счет изменения курса валюты и ценных бумаг.

«Бык» – спекулянт, играющий на биржевом повышении цен и скупающий контракты.

Маклер – (нем. makler) – физическое или торговое лицо – торговый посредник при заключении различного рода сделок на фондовых, товарных, валютных биржах и получающий за свою деятельность плату в виде процентов от суммы сделки.

«Медведь» – спекулянт, играющий на биржевом понижении цен и продающий контракты.

Модели рынка

Имеется множество моделей рынка (по существу, в боль­шинстве стран своя модель).

Зависит это от условий каждой страны:

- экономических;

- политических;

- социальных;

- демографических;

- географических и др.

Назовем наиболее характерные из них, показательные и специфические для народов (наций, стран): французская, польская, германская, шведская, японская, американская, южнокорейская (это страны с установившимися рыночными отношениями).

1. Французская модельхарактеризуется большим разно­образием экономических инструментов хозяйствования: страте­гическое планирование; стимулирование конкуренции; регули­рование объемов производства; гибкая система налогообло­жения.

Эта модель исходит из того, что рынок сам по себе не решает многих проблем, особенно удовлетворения нужд об­щества. Не решает проблем социальной защиты населения; не обеспечивает проведения фундаментальных научных иссле­дований; не обеспечивает социальной инфраструктуры.

Особо надо отметить об осуществляемом в стране страте­гическом планировании. Оно прошло несколько этапов от жест­кого государственного регулирования до индикативного пла­нирования (прогноз, рекомендации), Планирование в стране проводится Генеральным комитетом по заранее разработанному плану.

Открытый характер французской экономики дает доступ иностранным фирмам на внутренних рынках. В основе полити­ки ценообразования лежат три следующих фактора; инфляция, конкуренция, баланс между спросом и предложением на потребительском рынке.

2. Польская модель представляет собой большой интерес своей революционностью и быстрыми действиями. Здесь был принят вариант «шоковой терапии». Суть его заключается в развитии многоукладности экономики (формы осуществля­лись в условиях экономического кризиса).

Данный вариант реформирования готовился заранее, еще в 1982 году, в связи, с чем были введены рыночные цены (доминировали договорные цены).

Начался рост цен, особенно на продукты питания. Цены росли в два с половиной раза быстрее, чем росла заработная плата. Это вызвало шок у населения из-за резкого снижения уровня жизни.

Государство приняло срочные меры по:

ü прекращению дотаций убыточным предприятиям;

ü введению статуса «предприятие-банкрот»;

ü сокращению числа безработных.

Один из последних периодов реформы – осуществление плана Бальцеровича, в два этапа:

I этап – ускорение переходного периода (стабилизация экономики);

II этап – проведение приватизации, структурные изменения в производстве.

Международный валютный фонд оказал Польше помощь в 1990 году в размере 3 млрд. долларов.

3. Германская модель. Преобразование экономики исходит из того, что в центре государственных преобразований находит­ся человек с его интересами (как свободная личность), осознаю­щего свою ответственность перед обществом.

Государство не стоит в стороне от проблем общества. Оно всемерно развивает конкуренцию, создает необходимые условия предпринимателям и защищает (социально) рыночное хозяйство.

В Германии каждый работает тем лучше, чем очевиднее результаты на развитие его материального и духовного благо­состояния. Модель рыночных отношений во многом способ­ствует этому.

4. Шведская модель– социал-демократический вариант экономического и общественного развития, главной целью которого является улучшение жизни людей. Швеция – капиталистическая страна. Но она доказала, что в этих условиях можно обеспечить «богатый социализм» (с высо­ким уровнем и качеством жизни). В этой стране огромные суммы изымаются у предпринимателей и через госбюджет направляются на социальные нужды людей.

Началом создания модели можно считать 1932 год, когда социал-демократическая партия стала самой влиятельной силой страны.

Теоретической основой данной модели является функцио­нальный социализм (без национализации средств производства, но с сохранением всех основных способов производства в личном владении). Элементы социализма имеются во многих странах, но в Швеции они имеют ярко выраженный характер.

В настоящее время в Швеции используются такие формы собственности: государственная, частномонополистическая, коммунальная, кооперативная, частная (она составляет 85-90 % от всех форм собственности).

5. Японская модель.Спецификация ее концепции заключается в следующем: мобилизировать сознание людей на постоянное повышение производительности труда и на этой основе – снижение себестоимости продукции, резкое повы­шение конкурентоспособности на мировом рынке. Уровень жиз­ни людей отстает от темпов роста производительности труда.

Воспитание у населения страны высочайшего самосознания (национальные приоритеты), интересы нации – выше всего и другое возведено в Японии в ранг государственной политики. Поэтому ради интересов страны люди идут на любые жертвы.

6. Американская модельпостроена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения.

Для уменьшения социальной напряженности, малообес­печенным группам населения создается приемлемый уровень жизни за счет частичного перераспределения национального дохода страны. Задача достижения «социального равенства» здесь вообще не стоит.

Американская модель основана на социально-культурных особенностях нации, массовой ориентации на достижение личного успеха, а также на высокий уровень экономического благосостояния народа.

7. Южнокорейская модель.

Она сочетает в себе план и рынок: система жесткого госу­дарственного планирования и действия рыночного механизма.

Буквально за один год были приняты необходимые для реформирования экономики законы: по приватизации собствен­ности; по денежному обращению; по регулированию внешней торговли; по контролю за ценами; по изменению курса валюты; о продолжительности рабочего дня; только по малому бизнесу было принято 12 законов.

В этой стране очень популярным является лозунг «малый бизнес – движущая сила экономического роста». Частный сек­тор полностью отдан во власть рынка.

Государство частично распределяет капитал. Оно взяло на себя такие отрасли экономики, которые были «не подъемные» для частного сектора, так как требовали больших капиталовложений: энергетика, транспорт, добывающая промышленность, тяжелое машиностроение и др.

8. В Украинееще нет четко определенной модели, хотя выбор сделан в пользу рыночных отношений.

Стране, естественно, нужна своя, особая модель, которая учитывала бы все особенности нынешнего положения общества:

ü кризисное состояние экономики;

ü разрыв связей с ближним и дальним зарубежьем;

ü психологические и национальные особенности людей;

ü политическую ситуацию:

ü отсутствие единства действий властных структур и множества партий;

ü наличие природных ресурсов;

ü зарубежную помощь (ЕС, МВФ и др.);

ü приверженность многих людей к прежней системе хозяйствования.

Тема 3. Рыночный спрос, рыночное предложение и их взаимодействие

ПЛАН

1.Спрос, закон спроса, кривая спроса

2.Предложение, закон предложения, кривая предложения

3.Взаимодействие спроса и предложения

Наши рекомендации