Определение экономической науки.

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ.

 
  Определение экономической науки. - student2.ru

Издание восьмое

С. Дороватовского и Чарушникова.

Москва – 1906
Типография Общества распространения полезных книг
арендуемая В.И. Воронцовым
Моховая, против манежа, д кв. Гагарина

Общие понятия

Производство


Мы начинаем с выяснения некоторых основных вопросов относительно производства в его целом, не разделяя пока его техническую и общественную сторону.

Эти основные вопросы легко намечаются самим определением производства, как общественно-полезного труда. Труд есть затрата человеческой энергии для определённой цели. Очевидно, прежде всего приходится выяснить следующее:

во-первых, для какой цели, в каком направлении производится затрата энергии («качество» общественно-полезного труда)?

во-вторых, как велика эта затрата («количество» общественно-полезного труда)?

в-третьих, насколько она достигает своей цели («успешность» или «производительность» труда)?

а) Качество общественно-полезного труда.

Если один человек занимается обработкой земли, другой – обработкой металлов, третий – преподаванием грамоты и т. д., то каждый из них в своих частных действиях стремится к особой непосредственной цели, тратит свою энергию в ином направлении, чем другие. Это различное направление труда обозначается, как различное его «качество».

Качество труда в каждом отдельном случае зависит от трёх условий: во-первых, от потребности трудящегося, от его стремлений; во-вторых, от тех внешних средств труда, которые находятся в его распоряжении; в-третьих, от его рабочей силы. У дикаря есть потребность – прикрыть своё тело от холода; вне себя он находит острый камень и зверя с тёплой шкурой; наконец, организм дикаря обладает способностью к резким, сильным, верно направленным, простым движениям. Этими элементами вполне определяется качество труда, который в данном случае будет выполнен: первобытно-грубая охота за зверем из-за его шкуры.

В экономической науке дело идёт только о производстве, т. е. общественном труде; поэтому здесь изложенная мысль принимает уже такую форму: в производстве качество труда различных людей определяется, во-первых, общественными потребностями, во-вторых, общественными средствами производства, в-третьих, всей наличной системой рабочих сил общества.

Характер и размеры общественных потребностей обуславливаются всем предшествующим развитием общества: у европейского общества потребности в значительной мере иные, гораздо обширные, чем общества папуасского. По мере того, как развивается сила общества в борьбе с природой, растут и его потребности.

Средства производства – это материалы и орудия, вообще те элементы внешней природы, на которые направлен труд людей. В одних случаях эти средства производства прямо готовыми даются природой – таковы деревья девственного леса, над которыми работает дровосек, железная руда – материал для рудокопа, острый камень – орудие дикаря. В других случаях производитель имеет дело с обработанными уже предыдущим трудом элементами природы, например, с железом, добытым из руды, с машиной, сделанной из железа. Этот ряд случаев соответствует, вообще говоря, большой сложности, более высокому развитию общественного производства.

Вопрос о различии между «материалом» и «орудием» имеет некоторое значение для экономической науки. Нередко даются неточные, чисто словесные определения: материал есть то, над чем работают; орудие посредством чего работают – это всё равно, что сказать: материал есть материал, а орудие есть орудие. Практическое различие между этими двумя родами средств производства заключается в следующем: материал, пройдя через один отдельный процесс производства, оказывается так значительно изменённым, что признаётся уже не тем, чем он был прежде, и не годится для прежнего употребления; если данное количество хлопка один раз спрядено, его нельзя спрясть другой раз; если уголь сгорел, его нельзя жечь другой раз. Напротив, орудие, раз употреблённое в дело, всё ещё остаётся прежним орудием и годится опять для прежнего применения, до известного предела; разумеется, машина, которая сегодня спряла данное количество хлопка может послужить для той же цели и завтра и послезавтра – пока не износится.

Третий элемент, которым определяется количество общественного труда отдельных работников, есть система рабочих сил общества. Выражение это обозначает совокупность рабочих сил в их установившихся, наличных, взаимных отношениях. Общество первобытное, состоящее из нескольких десятков человек, очевидно, не может развить того разнообразия качественно различных видов труда, как позднейшее, более обширное. В первобытном обществе почти не приходится различать отдельных «специальностей», труд одного мало отличается от труда другого; в современном же обществе с его разветвлённым производством число различных специальностей измеряется тысячами.

Итак, существуют «качественно» различные виды общественного труда, другими словами, общественно-трудовая энергия затрачивается во внешнюю природу по различным направлениям. Но всё же люди считают возможным сравнивать даже самые несходные виды труда по их количеству; они говорят, например, что такой-то кузнец трудится больше, чем такой-то сапожник., что данная книга стоила больше труда, чем данная машина и тому подобное. И это совершенно естественно, потому что всякий труд есть, вообще, затрата элементов человеческого мозга, нервов, мускулов, крови, – независимо от того, как она направлена: на обработку дерева или железа, земли или детских голов.

Таким образом, на сцену выступает вопрос о количестве общественного труда.

б) Количество общественного труда.

1. Количество трудовой энергии, которую общество тратит в борьбе с природой за существование, ограничивается, прежде всего, размерами самого общества, числом его рабочих сил. Превобытно-коммунистическое общество, состоящее из нескольких десятков, сотен человек, по необходимости должно было развивать в десятки тысяч раз меньше труда, чем многомиллионное капиталистическое.
Но при этом подсчёт того количества труда, которым общество располагает, надо, кроме общего числа членов общества, принять во внимание ещё некоторые условия.
Не все члены общества одинаково способны к труду. Дети, старики – плохие работники, либо вовсе не работники. По данным физиологии, нормальный рабочий возраст следует считать приблизительно от 15 до 60 лет. В возрасте от 25 до 45 лет человек располагает наибольшей трудовой энергией. Таки образом, состав общества по возрасту бывает в одних случаях более, в других – менее благоприятным для успешной борьбы с природой. При значительной смертности мало народу доживает до возраста наибольшей силы, и преобладает детский, нерабочий возраст. В том же направлении действует и высокая рождаемость, которая обыкновенно наблюдается рядом с усиленной смертностью.
Больной человек работает мало или вовсе не работает. Болезненность рабочего населения уменьшает количество общественного труда.
И смертность и рождаемость, и болезненность произвольных членов общества изменяется в зависимости от всей суммы общественных усилий и прежде всего – от материальной жизненной обстановки работников: чем хуже они питаются, чем больше работает трудящееся население, чем меньше гигиеничны внешние условия труда, например устройство мастерских, тем больше болезней, тем ниже средняя продолжительность жизни. Чем беспорядочнее соединение детского труда с трудом взрослых мужчин и женщин, тем раньше заключаются браки в рабочем населении, которое преждевременно вовлекается в половую жизнь, и чем сильнее детский возраст, в обществе с наёмным трудом, захватывается областью производства, тем быстрее размножение трудящихся классов, потому что дети рано перестают быть бременем для родителей.
Далее, в силу определённых, чисто-общественных условий не все члены общества, способные к общественно-полезному труду, действительно им занимаются. Одни, не участвуя в производстве имеют возможность участвовать в общественном распределении и занимаются только индивидуально-полезным трудом, только трудом потребления. Другие оказываются и вне производства и вне потребления... Обе группы уменьшают собой число общественных работников и, стало быть, количество общественного труда.

2. Продолжительность времени, которое каждый работник отдаёт производству, очевидно, имеет громадно влияние на общее количество труда. Чем больше рабочих дней в году и часов в рабочем дне, тем, по-видимому, больше должно быть и общественного труда.

3. Но тут исследование наталкивается на третье, очень важное условие – напряжённость, интенсивность труда. В течение одного часа работник может затратить больше или меньше рабочей силы, произвести большее или меньшее количество труда. Работают, положим, два землекопа с одинаковыми орудиями, при одинаковом умении; между тем один вынимает в час 2 кубических аршина земли, а другой – только 1 куб. аршин; очевидно, первый больше тратит трудовой энергии, работает интенсивнее.
Количество общественного труда тем больше, чем выше его интенсивность. А она зависит от многочисленных и разнообразных условий, определяемых всем уровнем общественного развития.
Первый ряд условий лежит в самом организме работника – это его сила, здоровье, привычка к энергичному непрерывному труду.
Слишком длинный рабочий день надрывает силы работника, это вредит его здоровью и уменьшает, таким образом, интенсивность труда. Поэтому с сокращением рабочего дня обыкновенно оказывается, что количество труда всё-таки увеличивается или, по крайней мере, не уменьшается: 12-часовой день заключает больше труда, чем 14—15-часовой, 10-часовой больше, чем 12-часовой. Судя по некоторым данным, даже 8-часовой день при достаточно хороших жизненных условиях может заключить в себе бо́льшее количество труда, чем 10-часовой.
Что для интенсивного труда необходима привычка – это общеизвестный факт. Главным образом, от развития такой привычки зависит высокая интенсивность труда английских рабочих. Она возрастала там в целом ряде поколений, причём каждое последующее развивало её несколько дальше предыдущего.

Один из существенных элементов силы работника составляет его интеллигентность, хотя её влияние на интенсивность не является очевидным с первого взгляда.
Всякий труд есть затрата прежде всего нервной энергии, а высшая интеллигентность связана, вообще, со способностью нервной системы развивать большее количество энергии. Поэтому рядом с низкой интеллигентностью рабочего класса замечается в среднем малая интенсивность труда. Наибольшей интеллигентностью труда отличаются американские рабочие, наиболее развитые умственно; затем английские. Русские значительно отстали в том и другом от европейцев; китайцы стоят ещё ниже русских.

Другие условия интенсивности труда лежат в способе производства. В машинном, например, производстве рабочий подчинён машине, принужден постоянно поспевать за нею. Поэтому здесь возможно увеличение напряжённости труда путём увеличения скорости машин.
Третий ряд составляют правовые и идейные условия работы. На первом плане из них надо поставить свободу труда и общественное уважение к нему.
Работа по принуждению, из-под палки – плохая работа: тут человек никогда не захочет трудится с полной энергией, на какую он способен. Таков был труд рабов в древнем мире, труд крепостных – недавно в России. В среднем раб тратит менее половины той энергии, какую мог бы затратить без вреда для себя. Это было давно известно самим владельцам рабов. Наиболее спешные работы они нередко поручали свободным наёмникам, не доверяя энергии труда своих рабов. И чем тяжелее рабство, чем первобытнее и грубее его формы, тем ниже интенсивность рабского труда.
Такое же точно значение имеет общественное уважение к труду, которое, вообще говоря, идёт рядом с действительной свободой труда.
Итак, количество общественно-полезного труда вполне определяется следующими элементами:
1) Числом производительных работников.
2) Средней продолжительностью рабочего времени
3) Средней интенсивностью труда.

в) Производительность труда.

Если два работника трудятся с одинаковой энергией и, тем не менее, в одинаковое время один успевает сделать больше, чем другой, то, очевидно, различна успешность их труда или, как принято говорить, его производительность.
Условия, которыми определяется в отдельных случаях производительность труда, бесконечно многочисленны и разнообразны, и здесь они охватывают не только всю сумму современных условий жизни общества, но и все его предшествующее развитие.
Условия эти можно, однако, для удобства исследования разбить на несколько групп, из которых каждую здесь возможно будет характеризовать только в самых общих чертах. Основными группами будут следующие:
Во-первых непосредственно данные условия внешней природы. От них в особенности зависит производительность труда в земледелии и в горном деле; но так же, хотя в меньшей степени, и в остальных отраслях производства.
Во-вторых, техника – степень совершенства средств и приёмов труда, уровень технических знаний и профессионального искусства.
В-третьих, общественная организация производства – сотрудничество, разделение труда и проч.
1) Чем больше даровых материалов и сил даёт человеку природа, тем труд его, вообще говоря, производительнее. Рассматривать подробно влияние различных природных условий на успешность общественного труда не дело экономической науки, а дело учения о материальной культуре. Здесь можно привести только несколько примеров, иллюстрирующих это влияние.
Прежде всего – климат, степень теплоты и влажности в атмосфере. Для каждого растения, для каждого животного необходима известная температура воздуха, без которой они жить не могут. В северной полосе России пшеница совсем не растёт, а рожь ещё растёт, но плохо. На юге же тепло достаточно для полного развития и созревания как ржи, так и пшеницы; очевидно, там земледельческий труд производительнее.
Подобно теплоте, влажность имеет особенно большое значение в сфере земледельческого труда. В степной полосе на юге России и тепла довольно, и почва плодородная; но климат недостаточно влажный: нередки засухи, а с ними – неурожаи.
Далее – состав земной коры, именно верхних её слоёв, почвы и подпочвы. Им определяется плодородие земли и её минеральные богатства, следовательно – производительность труда в земледелии и горном деле, вообще в добывающей промышленности. А от материалов, которые даёт добывающая промышленность, в очень сильной степени зависит производительность общественного труда и в других его сферах.
Затем, устройство поверхности – расположение морей, рек, гор и т. д. Этот ряд природных условий имеет громадное значение, но преимущественно непрямое влияние на производительность труда. Именно от устройства поверхности зависит лёгкость или трудность сношений между людьми, а сношения играют существенную роль в развитии производства: во-первых люди при сношениях учатся друг у друга более совершенным способам производства; во-вторых, они обменивают свои продукты на чужие и, в силу этого, получают возможность оставить те отрасли производства, которые по местным условиям требуют чересчур больших затрат труда и расширить те, в которых труд производительнее.
В Европе приморские страны – Греция и Италия раньше других развили производительность труда, главным образом, благодаря тому, что средиземное море сближало их с культурными народами Азии и Африки; моря и реки, вообще, сближают людей и тем облегчают прогресс производительности труда. При этом имеют большое значение такие обстоятельства как очертания берегов, доступность их, замерзанию морей и рек зимою, направление рек, судоходность их и т. д. Напротив, горы, разделяя людей и мешая сношениям, замедляет развитие производительности труда. Подобную же роль играли, впрочем, и моря, пока не развилось мореплавание.
Рассматривая влияние непосредственно данных природою внешних условий на производительность общественного труда в наиболее общей форме, приходится сказать следующее: чем больше даёт людям природа, тем легче, успешнее труд человек. Однако чрезмерная щедрость природы далеко не на всех ступенях культуры оказывается полезной для развития производительности труда; во многих случаях она влияет так же, как и чрезмерная скудость природы.
Получая средства к жизни с ничтожною затратою сил, человек не нуждается в развитии общественного труда; и оно, разумеется, не происходит. В жарких тропических странах Африки растёт сахарное сорго. Одно такое растение даёт пропитание на день целой семье. Стоит туземцу употребить несколько дней в году, чтобы посадить 400 стеблей сорго, – и существование его самого и его семьи обеспечено. При таких слабых побуждениях к труду невозможен значительный прогресс производства.
Среди слишком бедной природы также плохо развивается производительность труда, хотя по другой причине. Здесь всё время, все силы человеку приходится тратить на добывание самых необходимых жизненных средств. Устройство тёплого жилища, изготовление тёплой одежды требуют от жителей Гренландии массы лишнего труда, от которого избавлен обитатель тёплых стран. И пищи первому надо гораздо больше, притом более питательной. Ему необходимо брать у природы гораздо больше, чем южанину, а между тем, при одинаковых затратах труда, она даёт ему неизмеримо меньше. Он вечно выбивается из сил, чтобы добыть хоть как-нибудь, и живёт постоянно под угрозою смерти. Ни ум его, ни тело не имеют возможности развиваться.
Слишком щедрая и слишком скупая природа так же действует на целые человеческие общества, как без труда полученное богатство с одной стороны и безысходная бедность с другой на отдельных людей. Природа ли слишком много даёт человеку, или труд других людей; её ли суровость надрывает его энергию, или доводит до изнурения бедность – во всех этих случая полное развитие сил невозможно.
История указывает, что первые крупные шаги в развитии производства были сделаны, первые зародыши культуры появились в жарких странах с богатой природой – в Индии, Месопотамии, Египте, и т. д. Причина понятна: у тамошних обитателей было всегда не мало свободного времени, так как средства к жизни давались легко. Но эти зачатки культуры развивались лишь до известного, невысокого предела; затем начинался застой. А народы умеренного пояса перенимали культуру у народов жарких стран и развивали её гораздо дальше. И в настоящее время производительность труда и вся, вообще, культура стоит всего выше в странах умеренного пояса – в Европе и Северной Америке. Природные условия нигде не остаются всегда одинаковыми. Они изменяются, и при этом, конечно, изменяется из влияние на производительность труда.
Изменение во внешней природе можно разграничить по их происхождению на два ряда: во-первых, изменения, так сказать, самостоятельные, производимые действием сил самой внешней природы; во-вторых, изменения, порождаемые деятельностью человека.
а) Сами по себе природные условия изменяются очень медленно. Вследствие деятельности подземных сил одни места земной коры поднимаются, другие опускаются, образуются новые горы, острова; моря изменяют своё положение, глубину. Но всё это совершается обыкновенно десятками, сотнями тысяч лет. Быстрее происходят изменения в течениях рек. Под влиянием разных сил они переходят в новые русла, размывая старые берега. Так, Сырь-Дарья, впадающая теперь только в Аральское море, несколько тысяч лет тому назад текла одним рукавом в Каспийское море. Иногда реки наносят из песка и ила целые обширные острова. Большая часть Голландии образовалась за последние 2—3 тысячи лет из наносов Рейна. Изменяется, хотя очень медленно, и климат. Из геологии известно, напр., что когда-то много тысяч лет назад, климат Европы был несравненно холоднее, чем теперь, приблизительно таков, как климат нынешней Сибири. По различным остаткам костей и каменных орудий несомненно, что и тогда жил в Европе человек. Суровая природа тех времен была, наверное, сильным препятствием развитию производительности труда.
Как исключение наблюдается и быстрые, резкие перевороты во внешней природе. Землетрясения, извержения вулканов, наводнения – иногда в несколько часов, даже минут производят обширные изменения на земной поверхности. Для развития общественного труда подобные катастрофы могут иметь иногда не малое, но только отрицательное значение, в силу тех разрушений, которые они производят.
б) С тех пор, как общественный труд в своём развитии стал всё чаще одерживать победы надо природою, с тех пор, как природа начала заметно изменяться под влиянием деятельности человека, и чем дальше, тем в большей степени. Иногда эта деятельность приводи к улучшению, иногда – к ухудшению природных условий. Можно было бы привести множество примеров того или другого рода.
Когда люди истребляют леса, климат делается более сухим и неровным; зимний мороз и летняя жара становятся сильнее, чаще бывают засухи; реки мелеют. Когда люди осушают болота, улучшается почва, делается более плодородною, и улучшается климат, становится более здоровым. Неискусная, нерациональная обработка земли ухудшает почву, истощает её.
Углубляя реки, соединяя их каналами, люди значительно улучшили речные пути. Проведя на тысячи верст железные дороги, люди сблизили такие местности, между которыми прежде сношения были очень затруднены, благодаря громадности расстояний. Нередко целые горы, препятствующие сношениям, прорезаются туннелями. Так, в двух местах (Мон-Сенсис и Сен-Готард) прорезаны Альпы – величайшая горная цепь Европы. Прорытие Суэцкого канала соединило разделённые прежде области двух океанов, Индийского и Атлантического, и на несколько тысяч вёрст приблизило к Европе Южную и Восточную Азию.
Такова уже в настоящее время способность общественного человека изменять внешнюю природу, такова его власть над природой. И чем дальше идёт прогресс человеческого труда, тем полезнее для человечества оказывается влияние человеческой деятельности на природу.
Возрастающая власть общества над природой непосредственно выражается в усовершенствовании средств борьбы с природой и умения ими пользоваться – в развитии техники.
2) Без орудий, голыми руками человек может сделать очень мало, и чем совершеннее орудие, тем труд успешнее, производительнее.
С каменным топором нашего отдалённого предка срубить небольшое деревцо стоило, наверное, не менее часу труда. Бронзовые орудия, которые в Европы явились на смену каменным, уже гораздо удобнее: бронзовым топором можно было работать раза в 2—3 быстрее, чем каменным. Но и бронзовое орудие недостаточно твердо – легко тупится и ломается. Поэтому работа с нынешним стальным топором опять-таки производительнее – требует меньше времени для одинаковых результатов.
Наиболее совершенная форма орудия – это машина. Машины в десятки, стони раз увеличивают производительность человеческого труда.
Подобно устройству орудий, качество материалов производства имеет большое значение для производительного труда. Выбор из предлагаемых природой материалов – наилучшего, наиболее удобного, прочного, легко обрабатываемого во многих случаях сберегает массу труда.
Вместе с орудиями и материалами, нераздельным элементом общественной техники является некоторые условия, лежащие в самом организме работника: профессиональная ловкость, привычка к данному вида труда – вообще уменье пользоваться средствами производства. При одинаковых средствах производства, чем выше это уменье, тем труд производительнее: работник делает меньше лишних, бесполезных движения, которые в большем или меньшем количестве сопровождают всякий труд: меньше портится материалов, меньше изнашивается орудия, которые ведь представляют из себя сбережение прошлого труда и т. д. Для отдельного работника подобное умение представляется результатом обучения и упражнения. С общественной точки зрения оно есть продукт всего предыдущего исторического развития общества.
Развитие общественной техники делается особенно быстрым за последние столетия, когда человеческий ум сознательно направляется в эту сторону, когда двигателем прогресса в производстве становится наука. Технические знания, основанные на ближайшем знакомстве с силами природы, дают человека неизвестную прежде власть надо природой.
Роль технических знаний выступает наиболее ярко там, где в они, независимо от средств производства, могут сильно увеличить производительность труда. Так, земледелец, который знает, когда где и какие растения сеять, работает всегда успешнее; он и извлекает из земли больше, и истощает её меньше, чем не знающий всего этого.
Техника может развиться только в обществе; только в организации человек может пользоваться развитой техникой.
3) Степень производительности труда находится в сильной зависимости от способа организации производства, от общественных отношений производства. Зависимость эта будет подробнее рассматриваться в дальнейшем, в общей связи учения о процессе экономического развития, а здесь её придётся наметить только в самых общих чертах.
Производительность труда увеличивается, во-первых, его соединением и, во-вторых его разделением.
А. Соединение труда или, лучше, простое сотрудничество (кооперация) заключается в том, что несколько человек вместе и одновременно делают одну и ту же работу. Его влияние на производительность труда заключается в следующем:
Во-первых, сотрудничество, даже в виде простой внешней совместности труда, влияет на производительность труда через посредство психического состояния трудящихся. Работая вместе с другими, каждый работник испытывает особое нервное возбуждение, бодрое, энергичное настроение, которое отражается, главным образом, на интенсивности труда, но повышает и его производительность. 10 человек, работая каждый свою отдельную работу, но вместе, в одной мастерской, сделают в один день больше, чем в 10 дней один человек, который выполняет ту же работу в своей каморке.
Во-вторых, при совестном труде сокращается затрата трудовой энергии на средства производства: меньше идёт на постройку, освещения, отопления мастерской; легче применить к делу остатки материала, так как их накопляется больше, и т. д. Например, на постройку одной мастерской для 20 рабочих требуется гораздо меньше материалов и труда, чем на постройку 10 мастерских, каждая для двух рабочих.
В-третьих, сотрудничество нередко полезно, а иногда необходимо потому, что оно даёт возможность окончить работу в короткий срок. Надо, предположим, сжать и убрать хлеб с поля; если эта работа затянется, то много зерна осыплется, и часть труда окажется производственно потерянной; а сотрудничество позволяет избежать этого.
В-четвёртых, что особенно важно, сотрудничество создаёт механическую силу масс. Есть много работ, которых отельный человек вовсе не может исполнить, как бы он долго ни трудился. Если, напр., надо поднять большой колокол на колокольню, то один человек ровно ничего не делает, и сто человек работая один после другого, – также ничего; а сто человек вместе могут поднять колокол.
В. Под общим названием разделения труда объединяется целый ряд различных общественных отношений производства.
Общественное разделение труда заключается в том, что производство разделено в обществе между отдельными хозяйствами, предприятиями: одно хозяйство занимается земледелием, другое – изготовлением одежды, третье – добыванием металлов, четвёртое – выделкой орудий и т. д.
Когда такого разделения труда не было, то каждое отдельное хозяйство принуждено было производить для себя всё: понятно, что размеры такого производства оказывались очень ничтожны и его развитие шло очень медленно.
При общественном разделении труда каждое предприятие имеет свою, более или менее узкую сферу производительного труда. Это даёт работникам возможность приобрести больше искусства и ловкости в своём деле и приготовлять своего продукта во много раз больше, чем надо для данного хозяйства. Ремесленнику, напр., сапожного дела самому потребуется в год не более двух пар сапог, а сошьёт он сто пар; гробовщику во всю жизнь не понадобится для себя ни одного гроба, а он сделает их несколько сотен. Весь излишек произведен для других, для остального общества. Тем или иным способом, все продукты раздельных предприятий распределяется в обществе, и у каждого другого хозяйства в среднем оказывается гораздо больше предметов потребления, чем если бы оно само всё производило для себя.

Техническое разделение есть разделение труда в пределах отдельного хозяйства, отдельного предприятия. Примером могут послужить мануфактуры, в которых материал труда, прежде чем выйти из мастерской в окончательной форме продукта, проходит через руки нескольких работников. Так, один выковывает клинок ножа, другой шлифует, третий точит, четвёртый вытачивает черенок, пятый прилаживает его к клинку и т. д.

Техническое разделение труда повышает его производительность совершенно так же, как общественное, и даёт даже наиболее яркие примеры подобного повышения. На булавочной мануфактуре десять работников при технически разделённом труде легко приготовляют 40000 булавок, по 4800 на человека, тогда как отдельный работник, выполняя всю работу один, вряд ли сделал бы несколько штук.

Влияние различных видов разделения труда на его успешность объясняется следующим образом. Во-первых, прямо сберегается много времени: если человек выполняет много мелких работ, одну за другой, то не мало времени уходит у него на переход от одного дела к другому, на приноравливание рук к различным инструментам.

Во-вторых, разделение труда помогает развитию ловкости работника. Кто делает постоянно много различных и сложных работ, тот не может выполнять их так быстро, искусно, отчётливо, как работник, который всю жизнь занимается немногими простыми работами.

Наконец, при разделённом труде легче делать изобретения и улучшения в орудиях. Работая многие годы с одним инструментом, человек скорее придумывает, как удобнее приспособить его к работе, какие изменения внести в его устройство. Благодаря том, не мало усовершенствований было сделано рабочими.

3. Общественная полезность и общественная
стоимость.


Результат производства есть общественный продукт. «Материален» он или «нематериален», обладает ли он такими или иными физическими, химическими свойствами, – экономической науки это не касается. Она есть наука общественная и продукт интересует её только в том смысле, что он во-первых, нужен для общества и, во-вторых, произведён общественным трудом. Таким образом, для неё в продукте существенны два свойства: его способность удовлетворять определённой общественной потребности или – его общественная полезность, и затрата на его производство общественной трудовой энергии или – его общественная стоимость.

Итак, продукт обладает полезностью, если общество в нём нуждается, и только до тех пор, пока оно в нём нуждается. Например, если общественная потребность в хлебе ещё не удовлетворена, то хлеб обладает высокой общественной полезностью; но он немедленно её теряет, если данное количество произведено сверх того, какое действительно требуется для общества.

Характер общественной полезности бывает весьма различен, смотря по тому, какой общественной потребности продукт удовлетворяет: полезность хлеба отличается от полезности топора, научной книги, драматического спектакля и т. д. Этот характер полезности зависит от качества труда, употреблённого на производство: труд земледельца, фабричного рабочего, учителя, писателя, благодаря своему неодинаковому качеству, создаёт неодинаковые полезности, удовлетворяет различным общественным потребностям.

Не следует смешивать общественную потребность с суммою личных потребностей членов общества. Потребности отдельных людей нередко могут даже стоять в резком противоречии с потребностями общественного целого, могут быть анти-общественными; такова напр., потребность в роскоши у непроизводительных, не входящих в систему общественно-полезного труда элементов общества. Общественная потребность есть потребность производства, общественной борьбы с природой. Только тогда, когда удовлетворение личной потребности необходимо для поддержания производства, она входит в состав общественной. Никто лично не потребляет машин, удобрения, железной руды, и прочих средств производства; однако они удовлетворяют общественной потребности, потому что нужны обществу для производства. Вообще экономическая наука не может интересоваться и заниматься непосредственно-личными потребностями людей. Если она и принуждена их иногда касаться, так только в том же смысле, в каком она касается и других не-экономических явлений, – именно по их связи с экономическим, по их влиянию на эти последние.

Общественная стоимость есть то количество трудовой энергии, которого стоит данный продукт обществу. Измеряется она, следовательно, продолжительностью и интенсивностью работы людей, которые участвовали в производстве продукта. Если требуется 30 часов общественного труда, чтобы сделать один продукт, и 300 часов труда, вдвое более интенсивного, чем в первом случае, чтобы произвести другой продукт , – то, очевидно, что общественная стоимость второго продукта, воплощенное в нём количество энергии в 20 раз больше стоимости первого.

Общественная стоимость не зависит от того, сколько труда потратит на производство продукта тот или другой работник в частности. Если, благодаря неумению или недостатку необходимых орудий, или ещё каким-нибудь случайным обстоятельствам, работник употребит на приготовление своего изделия больше трудовой энергии, чем обыкновенно в данном обществе затрачивается, то от этого общественная стоимость продукта не станет больше обычной. И наоборот, она не станет меньше обычной, если из ряда выходящее искусство или применение особенных орудий, ещё не вошедших в употребление в данном обществе, позволит работнику произвести продукт с необычайно малой затратой труда. Общественная стоимость представляет то количество трудовой энергии, которое нормально необходимо для производства продукта при обычных в данном обществе условиях труда.
Таким образом, следует различать общественную или нормальную стоимость от индивидуальной или случайной, то количество трудовой энергии, которое вообще необходимона данной ступени общественного развития, от того, которое потрачено в частном случае. Для экономической науки существенна только нормальная стоимость; индивидуальной стоимостью она может заниматься лишь настолько, насколько это необходимо для того, чтобы понять изменения нормальной.

Рассматривая в отдельности качественно различные виды труда, не трудно видеть, что одни из них являются более сложными, другие – более простыми. Так, труд учёного сложнее, чем работа часовщика, а работа часовщика сложнее, чем сапожника и т. д. Степень сложности труда приходится принимать во внимание при исследовании общественной продуктов.

Различные виды работы с их неодинаковой сложностью являются результатом неодинакового обучения работников и, следовательно, неодинакового развития организмов. Более сложный вид труда соответствует большему развитию, более простой – меньшему. Но очевидно, что организм более развитый при работе затрачивает в одинаковое время больше трудовой энергии по сравнению чем менее развитый. Поэтому труд более сложный должен рассматриваться как большая

Наши рекомендации