Рынок и государство. Необходимость, цели и методы государственного вмешательства в экономику.
Рынок – достаточно отлаженный, эффективно действующий механизм, который решает стоящие перед обществом задачи.
Однако существуют эк. проблемы, которые принято называть «Фиаско» (изъяны, провалы) рынка – ситуации, при которых рынок оказывается не в состоянии обеспечивать эффективное использование ресурсов. К таким правилам рынка относятся:
1) Подавление конкуренции и монополизации рынков;
2) Циклическое развитие экономики и связанные с ним безработица и инфляция;
3) неспособность производить общественные блага:
- нац. оборона
- поддержание общественного порядка
- противопожарная безопасность
- благоустройство территорий
- строительство дорог, мостов, дамб
- образование
4)Ассиметричность информации о качестве товара, риска и тд;
5) Порождает отрицательные внешние эффекты – загрязнение окр. среды, шумы, вибрации, то есть ситуации, при которых деятельность одних эк. субъектов порождает издержки других субъектов, не участвующих в сделке;
6) Порождает неравенство в распределении доходов, не учитывает наличие соц. уязвимых групп населения;
7) Неспособен сосредоточить ресурсы на фундаментальных научных исследованиях.
Функции государства в рыночной экономике:
1) Правовое обеспечение эк. деятельности;
2) Организация денежного обращения;
3) Поддержка конкуренции и ограничение монополистической деятельности;
4) Производство общественных благ;
5) Минимизация отрицательных внешних эффектов и стимулирование производства;
6) Сглаживание цикличных колебаний экономики;
7) Перераспределение доходов;
8) Стимулирование научно – технического прогресса;
9) Поддержание конкурентоспособности нац. эк. на мировом рынке.
Гос. регулирование экономики – процесс воздействия на соц. эк. систему общества с помощью мер законодательного и исполнительного и контролирующего характера осуществляемых правомочными гос. органами.
Цели гос. регулирования:
1) Корректировка недостатков рыночного механизма;
2) Достижение эк. и соц. стабильности;
3) Приспособление эк. к меняющимся условиям;
4) Достижение нац. суверенности.
В системе методов гос. регулирования выделяют:
1) Административные методы – комплекс к обязательных к исполнению требований, распоряжений, запретов включают:
- административный контроль за деятельностью монополий;
- лицензирование деятельности;
- установление стандартов качества, экологических стандартов безопасности;
- определение минимально допустимых параметров жизни населения.
2) Эк. методы:
а) Методы прямого эк. регулирования:
- финансирование предприятий;
- гос. закупки и заказы товаров и услуг;
- финансирование научно – технических, экологических, соц. программ.
б) Методы косвенного регулирования – предполагают воздействия на эк. интересы, создание рамок деятельности таким образом, что эта деятельность может быть выгодной, но при этом у хоз. субъектов остаётся право выбора.
Косвенные методы используют бюджетно – налоговую и кредитно – денежную инструменты регулирования.
Таким образом гос. регулирование экономики осуществляется в тех пределах, которые установлены масштабами фиаско рынка. Однако существуют и изъяны государства.
Фиаско государства – это такие ситуации в которых государство (правительство) оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.
К провалам государства относят:
1) Ограниченность необходимо для принятия решений информации – информация может отсутствовать или искажаться;
2) Несовершенство политического процесса – лоббирование, логроллинг (перекатывание бревна), манипулирование голосами;
3) Ограниченность контроля над бюрократией – рост числа чиновников гос. аппарата ведёт к их недобросовестности, что существенно повышает издержки управления, ведёт к замедлению принятия деловых решений;
4) Под крышей гос. структур политики, чиновники используют своё положение в личных целях;
5) Неспособность государства предусматривать и контролировать ближайшие и отдалённые последствия принимаемых решений;
6) Наличие временных интервалов между осознанием проблемы и принятием необходимых решений, между принятий решений и запуском их в действие;
7) Рост активности государства сопровождается ограничениями не только экономических, но и гражданских свобод.
Современный рынок труда испытывает ощутимое воздействие, государство формирует основу функционирования рынка труда, предъявляет спрос на услуги труда в гос. секторе; регулирует спрос на услуги труда в частном секторе, т.е. определяет параметры найма в нац. эк.
Меры гос. регулирования рынка труда:
1) Формирует общественную сеть службы занятости, повышает эффективность служебной деятельности, путём внедрения современных информационных технологий;
2) Осуществляет прогнозирование и мониторинг рынка труда с целью сбалансированности спроса услуг труда;
3) Совершенствует систему информации о рынке труда;
4) Финансирует создание новых рабочих мест;
5) Стимулирует развитие малого бизнеса;
6) Обеспечивает выплату пособий по безработице;
7) Организует общественные работы;
8) Разрабатывает целевые программы трудоустройства;
9) Устанавливает минимальный размер зарплаты.