Монополия как экономическая категория. Виды монополий. Показатели монопольной власти. Последствия монополизации рынка.
Монополия— фирма или иное юридическое лицо, осуществляющие на рынке коммерческую или сбытовую функцию, занимающие наибольшую долю рынка и диктующие на нем свои условия. Монополизм характеризуется установлением завышенных цен на все товары и жестким контролем над организационной структурой и функционированием рыночного механизма.
Виды монополий:
1) Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства.
2) Открытая монополия – фирма, не имеющая защиты от конкуренции в виде патентов авторских прав или преимуществ естественной монополии.
3) Закрытая монополия – фирма, чья деятельность защищена патентом, обладает исключительным правом на продажу лицензии, что даёт ей монопольные преимущества.
4) Искусственная монополия – возникает в результате сговора или слияния фирм.
Показатели монопольной власти.
Монополизация рынка является естественным процессом развития рыночной экономики. В моделям степень монополизации рынков различна. Существуют методы, которые позволяют оценить наличие монополии и степень монополистической власти.
1) Простейшим количественным критерием отнесены фирмы к монополистам или занимающие доминирующие положение на рынке является торговая доля.
Согласно «Закону о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках РФ» от 1991 г. доминирующим положением на рынке обладает фирма доля которой составляет 65 и более %.
Согласно закону 2006 г. о конкуренции, доминирующей фирмой на рынке считается фирма, составляющая 50 %.
В США доминирующие положение занимают фирмы, доля которых составляет 35%.
2)Индекс Херфиндаля – Хиршмана.
Индекс нн (ха-ха) – введён департаментом юстиций США в 1982 году. Он характеризует не только долю рынка, контролирующую крупными компаниями, но и распределения рыночной власти между субъектами. Сначала определяется % доля в общем объёме продаж, каждой фирмы на данном рынке, затем суммируется возведённые в квадрат, доли каждой фирмы в порядке уменьшения их долей.
2 2 2 2
Iнн = T + Т + Т … Т, где
N
Т1 – доля рынка и фирмы, имеющий наибольший удельный вес на рынке.
Т2 – доля рынка у следующей по удельному весу у фирмы и тд.
Максимальная величина Iнн будет составлять для чистой монополии:
Iнн = 100 * 100 = 10.000
Высоко монополизированным считается рынок, в котором Iнн > 1800
Для рынка с сильной конкуренцией, где действует 100 фирм, доля каждой из которых составляет 1%, Iнн = 100.
3)В 1934 г. был предложен Лернером показатель измеряющий степень монопольной власти, которая определяется по формуле:
Pm - MC
LI =, где
Pm
Pm– монопольная цена на продукцию
МС – предельные издержки производимой продукции
В условиях совершенной конкуренции, цены устанавливается на уровне предельных издержек (Р = МС).
Рынок монополизирован, если LI > 0.
Последствия монополизации рынка:
Отрицательные:
1) Подавление конкуренции;
2) Власть над ценой приводит к нарушению рыночного механизма саморегулирования и установления равновесных цен;
3) Цены на монополизированных рынках выше равновесных, а объём производства меньше равновесного;
4) Господство на рынке фирмы устраняет потребность в экономии ресурсов и снижении издержек, в результате падает эффективность производства;
5) Получение монополистами сверхприбыли в долгосрочном периоде приводит к пользе монополии и усиливает неравенство;
6) В рамках монополи и существует тенденция к торможению НТП;
7) Обладая эк. властью монополии оказывают влияние на правительство с целью принятия мим решений выгодных для монополистов, зачастую в ущерб интересов общества (лоббирование).
Положительные:
1) Наличие монопольных структур является показателем состояния зрелости рынка и уровня развития страны;
2) В условиях моно и олигополии имеют места более широкие финансовые и научно – технические возможности для совершенствования технологий и создание новой продукции;
3) Моно и олигополии, разделяя рынок на разные сектора предполагают разных группам покупателей товары по разным ценам (ценовая дискриминация), от чего выигрывают потребители с низкими доходами.
Монополизация рынка выдвигает проблему демонополизации.
Демонополизация – правовая и эк. деятельность государства, направленная на нейтрализацию отрицательных последствий монополизации рынка. Она включает:
1) Поощрение конкуренции;
2) Поощрение инновации;
3) Создание условий для увеличения импорта на национальных рынках;
4) Сокращение объёма гос. регулирования по принципу «конкуренция, где возможно, государство, где необходимо».
5) Антимонопольная деятельность государства.
Антимонопольные меры принимаются, если имеет место:
1) Попытки сговора – фиксирование цен;
2) Горизонтальные и вертикальные слияния фирм;
3) Ценовая дискриминация;
4) Монополизация значительной доли рынка;
5) Картельные соглашения о дележе рынков и источников сырья.
Антимонопольная политика включает меры:
1) Прогрессивное налогообложение сверх прибыли монополистов;
2) Установление верхних и нижних пределов уровня цен;
3) Регулирование объёма производства через систему гос. законов.