Рассмотрим технику стрельбы при производстве первого выстрела.
Правильная обработка первого выстрела является одним из основных элементов при отстреле всей серии. Сложность в производстве первого выстрела обусловлена, во-первых, тем, что путь, проходимый правой рукой с пистолетом при вскидке, значительно больше пути, проходимого рукой при переносе огня на очередной силуэт. Во-вторых, производство первого выстрела должно занимать определенное время, чтобы не нарушить необходимый темп стрельбы при отстреле всей серии. В-третьих, от качества обработки первого выстрела зависит качество отстрела всей серии. Действительно, стоит только спортсмену затянуть с первым выстрелом, как нарушится привычный темп стрельбы, поскольку, опасаясь, что времени на отстрел серии не хватит, стрелок неизбежно начинает излишне торопиться. Вместе с тем, если спортсмен в попыхах допустит небрежность в обработке первого выстрела, то, как правило, будет испорчена и вся серия, ибо за оставшееся время одновременно с переносом руки на очередной силуэт стрелок не сумеет исправить ранее допущенную неточность в своих действиях, и стрельба пойдеть "вкривь и вкось". Поэтому первому выстрелу всегда следует уделять самое серьезное внимание.
Подъем руки при восьми- и шестисекундной сериях должен носить характер быстрого, но мягкого рывка с постепенным, плавным замедлением движения по мере приближения "ровной мушки" к "десятке", а затем кратковременной остановкой руки для производства прицельного выстрела. Начало подъема руки, напоминающее по своему характеру "подброс", не должно быть очень резким, чтобы рука на подъеме не имела боковых отклонений от вертикальной плоскости, а также чтобы не было вызвано заметных колебаний туловища стрелка из-за резкого перемещения его общего центра тяжести.
Однако сложность техники производства первого выстрела связана не только с подъемом руки, но и с тем, что это же время необходимо использовать еще и для выполнения двух действий: движения указательного пальца для нажатия на спусковой крючок и выравнивания мушки в прорези прицела.
Очевидно, что меткий выстрел и при скоростной стрельбе возможен лишь в том случае, если нажатие на спусковой крючок будет достаточно быстрым и обязательно плавным. Если стрелок начнет нажимать на спусковой крючок лишь тогда, когда подъем руки будет завершен и "ровная мушка" окажется доведенной до "десятки", то процесс плавного нажатия на спусковой крючок будет протекать слишком долго. Стремление выиграть время за счет сокращения времени спуска курка приведет лишь к рывку, дерганью и резкому смещению пистолета в самый ответственный момент производства выстрела. Поэтому, чтобы выиграть время, необходимое для плавного спуска курка, начинать нажимать на спусковой крючок следует вместе с подъемом руки. Движение указательного пальца при нажатии на спусковой крючок по своему характеру должно походить на движение руки при подъеме (вначале быстрое и энергичное с последующим замедлением нажатия ко времени завершения подъема руки), чтобы при остановке руки требовалось незначительное дополнительное усилие для мягкого, плавного выжима спуска курка. В согласованном действии подъема руки и одновременного с ним движения указательного пальца при нажатии на спусковой крючок в основном и заключается искусство производства первого выстрела при скоростной стрельбе.
Способ обработки выстрела, основанный на согласованном действии подъема руки и движения указательного пальца при нажатии на спусковой крючок, требует специальной отладки спускового механизма. Опираясь на опыт ведущих стрелков, можно принять следующие рекомендации. По своему характеру спуск должен быть мягким, натяжением 100-200 г, без предупреждения и длинным, с рабочим ходом спускового крючка 3-5 мм. Достаточно длинный спуск необходим, чтобы стрелок, полагаясь на выработанную мышечную память, по движению пальца мог безошибочно определять приближение момента завершения спуска курка и производства выстрела.
Время при подъеме руки следует также использовать для облегчения дальнейшего прицеливания по силуэту. Приняв изготовку в позе "готов", стрелок должен устремить взгляд на нижнюю часть того силуэта, по которому будет произведен первый выстрел. Как только появятся силуэты и начнется подъем правой руки, взгляд нужно немедленно перебросить на прицельные приспособления, используя время при подъеме руки на выравнивание мушки в прорези, чтобы к моменту завершения подъема уже была "ровная мушка". Если не использовать это время на отыскание и выравнивание мушки в прорези, стрелок рискует встать перед фактом, когда при полностью поднятой руке мушки вовсе не окажется в прорези и придется потратить понапрасну время на поиски мушки и выравнивание ее в прорези. Чтобы обеспечить нахождение мушки в прорези, а также необходимую точность прицеливания для стрельбы по силуэтам, нужно применять достаточно широкую мушку - 2,75-3,5 мм и прорезь в соотношении примерно 1:2 к видимой ширине мушки (см. рис. 211).
Итак, выше был рассмотрен комплекс действий стрелка при производстве первого выстрела в восьми- и шестисекундной сериях.
Теперь рассмотрим технику обработки первого выстрела в четырехсекундной серии. Сложность производства выстрела в этом случае обусловлена очень ограниченным временем, отводимым на отстрел всей серии, а следовательно, и тем небольшим отрезком времени, который можно выделить на первый выстрел без явного ущерба для качества отстрела всей серии выстрелов. Дело в том, что при четырехсекундной серии стрелок фактически имеет меньше 4 сек.: период между началом зрительного восприятия появления силуэтов и ответным действиям - началом подъема руки занимает при очень хорошей реакции стрелка не менее 0,14- 0,20 сек.; чтобы пуля долетела до силуэта, необходимо 0,1-0,12 сек. Следовательно, для отстрела четырехсекундной серии стрелок располагает примерно 3,7 сек. Из этого становится очевидным, какие трудности встают перед стрелком при производстве первого выстрела в этот малый промежуток времени, который можно выкроить из скудного общего бюджета времени, отведенного на отстрел всей серии.
Обработка первого выстрела в четырехсекундной серии в принципе близка к восьми- и шестисекундным сериям, только производится еще в более сокращенные сроки. Подъем руки при четырехсекундной серии по своему характеру такой же, с кратковременной остановкой "ровной мушки" в "десятке"; движение указательного пальца более энергичное, однако при ограниченном времени завершение спуска курка также должно быть без рывка. Перехватывать взглядом пистолет приходится уже при более пологом положении руки, что несколько снижает возможность своевременного выравнивания мушки в прорези из-за недостатка времени; так, при запаздывании с производством первого выстрела стрелок рискует качеством отстрела всей серии. Вместе с тем чрезмерно быстрый подъем руки вовсе не является надежным средством для сокращения времени производства первого выстрела, так как при этом рука с оружием часто "проскакивает" центр мишени, и приходится затрачивать время на опускание ее, а это приводит как раз к обратным результатам - потере времени и нарушению ритма отстрела серии. Если же при быстром подъеме руки в целях предотвращения "проскока" резко притормаживать ее движение, то для этого нужно прилагать значительные мышечные усилия, которые затрудняют уточнение прицеливания и выдерживание "ровной мушки".
Принципиальная схема согласованного действия подъема руки, нажатия указательным пальцем на спусковой крючок и выравнивания мушки в прорези при производстве первого выстрела в четырехсекундной серии дана на рис. 271.
Рис. 271 - Принципиальная схема движения руки при подъеме с одновременным нажатием на спусковой крючок и
выравниванием мушки в прорези при производстве первого выстрела четырехсекундной серии
На рис. 272 показаны различные принципиальные схемы отработки первого выстрела в четырехсекундной серии: каждая из приведенных схем имеет свои положительные стороны. Так, вариант I хорош тем, что стрелок располагает относительно большим временем для выравнивания мушки в прорези. Однако быстрая и значительная переброска взгляда вниз может привести к тому, что при последующем подъеме руки и сопровождении взглядом прицельных приспособлений будет потеряно общее ориентирование относительно центра мишени, в связи с чем рука с оружием будет выведена куда-нибудь в сторону от "десятки". При варианте II, когда взгляд направлен не на центр, а на нижнюю часть мишени, приходится меньше переносить его для перехвата прицельных приспособлений. Вариант III характерен тем, что стрелок смотрит рассеянным (неотфокусированным) взором на нижнюю часть мишени; затем, когда прицельные приспособления встретятся со взглядом, по мере подъема руки начинается фокусирование взгляда на прицельные приспособления; при этом уточняется взаиморасположение мушки в прорези. При варианте V стрелок вовсе не перебрасывает взгляда вниз, а встречается им с прицельными приспособлениями на уровне "десятки". В этом случае при наблюдении за спортсменом во время стрельбы кажется, что он медленно поднимает руку и выстрел будет произведен с запозданием. На самом же деле выстрел производится быстро, причем как бы с ходу. Надо сказать, что при таком способе рука с оружием очень точно выводится на "десятку", от чего требуется минимальное время на уточнение прицеливания. Как видно, при этом варианте положительно сказывается свойство зрительного анализатора в отношении корректирования и контроля за выполняемым движением. Здесь имеет место то же, что и при езде на велосипеде, когда в одном случае велосипедист смотрит на переднее колесо и еле-еле сохраняет равновесие, а в другом - смотрит вперед и уверенно едет почти по прямой.
Рис. 272 - Принципиальные схемы обработки первого выстрела при четырехсекундной серии
Учитывая большое значение первого выстрела для отстрела всей серии, необходимо перепробовать несколько способов обработки его, чтобы остановить выбор на наиболее приемлемом для себя.
Отстрел серии нужно начинать с первого силуэта справа, перенося огонь справа налево. Такая последовательность в стрельбе имеет несомненные преимущества, которые обусловливаются направлением смещения пистолета при отдаче, а также тем, что обзор силуэтов, находящихся слева от пистолета, значительно лучше, чем справа.
Переносить огонь с одного силуэта на другой нужно не изолированным движением руки, а поворотом всего туловища с правой рукой, жестко закрепленной с ним (см. рис. 168). После выстрела спортсмен должен быстрым, но эластичным вращательным движением повернуть туловище с рукой в сторону очередного силуэта с последующей кратковременной остановкой "ровной мушки" на нем, фиксируя при этом всякий раз на каждом силуэте очередную изготовку к стрельбе. В этом и заключается в определенной мере сложность переноса огня с силуэта на силуэт: его следует производить не непрерывным вращательным движением туловища, а чередованием плавного движения с затуханием, с четкими, "пунктирными" остановками туловища с рукой на каждом силуэте, что требует строго согласованных и четких действий, основанных на твердо выработанных зрительно-двигательных навыках.
Чтобы обеспечить более строгий контроль за точностью поворота туловища с рукой с последующей остановкой его, многие ведущие стрелки сразу же после выстрела переносят взгляд на центр очередного силуэта, встречая "ровную мушку" около "десятки" и одновременно с этим затормаживая движение туловища с рукой (рис. 273).
Рис. 273 - Предварительная переброска взгляда на центр очередного силуэта и последующая встреча "ровной мушки" со взглядом
Техника спуска курка при переносе огня с одного силуэта на другой должна быть такой, чтобы можно было рационально использовать время, затрачиваемое на движение туловища с рукой. Следовательно, нажатие на спусковой крючок в принципе должно быть таким же, как и при обработке первого выстрела. Прежде всего, необходимо выработать привычку после выстрела немедленно отводить палец от спускового крючка на 2-3 мм, чтобы предотвратить задержку в стрельбе из-за того, что спусковой крючок не был ослаблен. После такого отбрасывания нужно немедленно наложить палец на спусковой крючок. Быстрое движение указательного пальца ("отброс" от спускового крючка и наложение на него) следует совершать во время движения руки на пути между силуэтами. Вслед за этим нужно сразу начинать энергичное, но плавное нажатие на спусковой крючок, чтобы произошел меткий выстрел. Принципиальная схема обработки выстрела при переносе огня с одного силуэта на другой показана на рис. 274. Из нее видно, насколько выгоден такой способ стрельбы с точки зрения рационального использования времени на прицеливание и спуск курка: в целом он сокращает время, необходимое на производство прицельного выстрела.
Рис. 274 - Принципиальная схема обработки выстрела при переносе огня с одного силуэта на другой при четырехсекундной серии
Рассмотрим теперь вопросы, касающиеся ритма и темпа стрельбы при отстреле восьми-, шести- и четырехсекундной серий.
Успех в выполнении любого стрелкового упражнения скоростного характера находится в прямой зависимости от того, насколько развито у стрелка чувство времени и ритма, которое позволяет ему в наиболее полной мере использовать то ограниченное время, которым он располагает при скоростной стрельбе. Чувство времени и ритма вырабатывается при тренировке и в последующем закрепляется. Спортивная практика показывает, что опытный стрелок-скоростник может выдерживать время при отстреле 4-секундных серий с точностью до 0,1- 0,2 сек.; такая точность в определении времени в сочетании с высокой техникой стрельбы позволяет стрелку правильно и рационально распределять время на производство каждого из 5 выстрелов при отстреле серии. Однако, учитывая, что стрелок все же допускает некоторую неточность в оценке времени, особенно в условиях выступления на соревнованиях, целесообразно заведомо идти на некоторое сокращение времени для отстрела серии, приучая себя вести стрельбу в более быстром темпе, чтобы всегда иметь небольшой запас времени. При таком запасе спортсмен стреляет более уверенно и спокойно, не опасаясь, что последняя мишень останется непораженной.
Принимая во внимание положительные и отрицательные стороны ускоренного и замедленного темпов стрельбы, следует считать наиболее выгодным такой темп, при котором в среднем стрелок расходует:
при восьмисекундной серии: на 1-й выстрел - 2,3 сек., на всю серию - 7,6 сек.;
при шестисекундной серии: на 1-й выстрел - 2,0 сек., на всю серию - 5,7 сек.;
при четырехсекундной серии: на 1-й выстрел - 1,5 сек., на всю серию - 3,8 сек.
Конечно, выдерживать каждый раз точно один и тот же темп стрельбы при одноименных сериях практически невозможно. Сообразуясь с тем, сколько времени было израсходовано на первый выстрел, стрелок должен, полагаясь на выработанное чувство времени, несколько изменять темп стрельбы, чтобы, с одной стороны, рационально использовать время на отстрел всей серии, а с другой - уложиться в отведенное для стрельбы время. Однако эти колебания в темпе стрельбы должны быть незначительными, чтобы спортсмен мог приучить себя к вполне определенному, своему темпу стрельбы при отстреле той или иной серии, что позволит ему довести до автоматизма свои действия, связанные с движением руки, прицеливанием и согласованным с ним движением указательного пальца при нажатии на спусковой крючок.
При этом следует иметь в виду, что расходование времени при отстреле серии можно регулировать, как правило, только за счет изменения темпа стрельбы, но не за счет изменения ритма в производстве выстрелов - промежутки времени между выстрелами должны быть одинаковыми; это способствует хорошей стрельбе - без "проскока" руки с пистолетом или "недоноса" ее до района прицеливания при переходе на очередной силуэт.
Для ознакомления с элементами техники выполнения упражнения МП-8 на рис. 275 приведены временные характеристики производства выстрелов некоторыми ведущими спортсменами.
Рис. 275 - Графическая запись отстрела серий выстрелов некоторыми ведущими спортсменами при стрельбе по силуэтам
(отсчет времени произведен по методу Г.В. Васюкова и В.Н. Саблина)
Пристрелку пистолета, а также стрельбу пробных необходимо вести в темпе скоростной стрельбы при том же общем режиме, что и зачетные выстрелы, так как СТП при медленной стрельбе может значительно отличаться от СТП при ускоренной. Это связано в основном с различным характером нажатия на спусковой крючок. Кроме того, в процессе тренировки следует тщательно изучить себя и постараться добиться, чтобы СТП в восьми-, шести- и четырехсекундных сериях не имели расхождения между собой. Часто даже у очень опытных стрелков определенное расхождение в СТП имеется. Так, например, у некоторых стрелков при нормально пристрелянном пистолете иногда первый выстрел идет левее, пробоина оказывается на габарите "десятки"; при затягивании с выстрелом пуля попадает в "девятку на 7 часов" и т.д.
Как показывает практика, лучше всего пристреливать пистолет так, чтобы точка прицеливания совпадала с точкой попадания. Так пристреливают пистолеты большинство ведущих стрелков.
При стрельбе пробных лучше всего заказывать показ силуэтов на 8 сек. или даже на 1 мин. Затем, тщательно проверив правильность изготовки по отношению к силуэтам несколькими подъемами руки с пистолетом и изготовившись в позе "готов", следует отстрелять пробные в темпе восьми- или шестисекундных серий, тщательно сличая свою оценку времени с показанием секундомера. Скорректировав таким образом свой темп стрельбы, спортсмен может приступать к отстрелу зачетных серий.
При отстреле серии целесообразно в том же темпе стрельбы производить условный шестой "выстрел" вхолостую (при скрывшихся уже мишенях). Смысл этого заключается в том, что в психологическом плане пятый выстрел уже становится не последним, завершающим серию, а как бы предпоследним, что позволяет его произвести в условиях, тождественных с предыдущим.
4.2.3 Стрельба из крупнокалиберного револьвера и спортивного (стандартного)
малокалиберного пистолета по мишени с черным кругом и по силуэту
Наиболее популярны при стрельбе из спортивного револьвера и малокалиберного пистолета упражнения РП-5 и МП-5 - стрельба по мишени с черным кругом и силуэту, 60 выстрелов (30 + 30). Они состоят из двух частей: стрельбы на 25 м по мишени №4 (6 серий по 5 выстрелов), 6 мин. на каждую серию; стрельбы на 25 м по силуэту - мишени №1 (6 серий по 5 выстрелов), причем на каждый выстрел дается 3 сек., после чего мишень скрывается на 7 сек. Следовательно, упражнения РП-5 и МП-5 содержат в себе элементы и медленной стрельбы (по мишени с черным кругом) и скоростной (выстрелы по силуэту), о которых уже было сказано выше. Поэтому здесь мы остановимся лишь на специфических особенностях, присущих именно этим упражнениям.
Стрельба по мишени с черным кругом. Несмотря на то что при выполнении упражнений РП-5 и МП-5 стрельба по мишени с черным кругом относится к категории медленных, ее нужно вести в значительно более быстром темпе, чем при других медленных стрельбах. Это обусловливается не только довольно ограниченным временем, отведенным на серию выстрелов по условиям выполнения упражнения, но и тем, что вторая часть упражнения - стрельба по силуэту требует от стрелка определенного втягивания в процесс ускоренного производства выстрела.
При выполнении этого упражнения стрелку больше чем когда-либо следует стремиться не менять взаиморасположения стоп и ориентирования тела относительно цели.
Учитывая, что отдача оружия при стрельбе из револьвера ощутимо может сказаться на меткости, нужно уделять особое внимание сохранению одинаковой хватки. Охватывать пальцами рукоятку нужно не только однообразно и с постоянной силой, но и достаточно плотно.
Сохраняя в принципе неизменным по сравнению с более медленными видами стрельбы весь комплекс действий и движений для производства выстрела, при выполнении этого упражнения спортсмен должен посвящать обработке каждого выстрела значительно меньше времени. Это диктуется следующими соображениями. Устойчивость руки с оружием на первых же секундах прицеливания, как правило, достаточно надежна и может гарантировать при своевременном ускоренном (но обязательно плавном) нажатии на спусковой крючок хороший выстрел. Стремление улучшить качество выстрела за счет продления времени прицеливания не всегда приводит к желаемым результатам: при длительном прицеливании возрастает вероятность наступления того критического момента, после которого нужно прекратить обработку выстрела и отдохнуть. Причем чем дольше стрелок обрабатывает выстрел, тем продолжительнее нужно отдыхать перед очередной попыткой его произвести. Учитывая же ограниченное время на отстрел серии (6 мин. на 5 выстрелов), спортсмены не имеют возможности совершать многократные попытки произвести выстрел. Поэтому и следует приучать себя к такому ускоренному режиму производства выстрела, который может обеспечить точный выстрел при минимальном количестве попыток вскидок руки. Кроме того, стрельба при ускоренном режиме обработки каждого выстрела и, как правило, с первой попытки приучает стрелка к решительным действиям, что является хорошей подготовкой к последующему выполнению второй части упражнения - стрельбе в очень ограниченное время по силуэту.
Полагаясь на практику широкого круга ведущих стрелков, можно рекомендовать молодым спортсменам вырабатывать такую технику стрельбы, при которой на выстрел (считая с момента подъема руки до выстрела) будет затрачиваться 9-13 сек., в том числе на прицеливание 5-8 сек.
Темп стрельбы при отстреле серии должен быть несколько ускоренным: стрелок всегда должен иметь некоторый запас времени на всякие непредвиденные обстоятельства (участившиеся порывы ветра и др.). Кроме того, запас времени должен быть и для того, чтобы при неудачной попытке произвести выстрел, особенно последний, было еще некоторое время для отдыха мышц руки и возможности благодаря этому без спешки сделать полноценный выстрел. И вообще, при ограниченном времени на отстрел серии спортсмен всегда будет намного спокойнее себя чувствовать и увереннее стрелять, если знает, что у него есть некоторый запас времени. Поэтому лучше всего придерживаться такого темпа стрельбы, чтобы отстрел всей серии из 5 выстрелов производился за 4-4,5 мин.
Учитывая особенности выполнения упражнения, заключающиеся в ускоренном режиме производства выстрела и, как правило, с первой вскидки, желательно вести стрельбу ритмичную, с равными промежутками времени между выстрелами.
Большинство ведущих спортсменов производят отстрел серии в ускоренном темпе, оставляя резерв времени 1-1,5 мин. Даже когда по каким-либо причинам стрельба идет тяжело, все равно у них еще остается некоторый запас времени.
Стрельба по силуэту. Производство выстрела по силуэту содержит в себе те же специфические особенности, что и ранее описанное производство первого выстрела при скоростной стрельбе из произвольного пистолета по силуэтам. Однако все элементы выполняются в несколько замедленном темпе, но так, чтобы уложиться в отведенное время - 3 сек.
Подъем руки из положения "готов" к изготовке для стрельбы должен носить характер "подброса" с последующим замедлением движения.
Чтобы в столь ограниченное время произвести меткий выстрел, нужно во время подъема руки начать нажимать на спусковой крючок и, перехватив взглядом прицельные приспособления, к концу подъема выровнять мушку в прорези.
Несмотря на ограниченное время (3 сек.), выстрел следует производить в менее короткий срок, чтобы стрелять без опасения, что мишень скроется до выстрела. Поэтому, как показала практика, обработка выстрела должна занимать 2,4 сек. плюс-минус 0,2 сек. Чтобы уложиться в такое время, лучше всего отрабатывать выстрел с такой раскладкой времени, как показано на рис. 276.
Рис. 276 - Принципиальная схема обработки выстрела при ускоренной стрельбе из револьвера (пистолета) по силуэту
Спортсмен будет с успехом выполнять это упражнение, если научится производить каждый выстрел при одном и том же режиме его обработки, тождественно выполняя каждое действие и укладываясь в одно и то же время с незначительным колебанием в нем. Конечно, по ходу выполнения упражнения может возникнуть необходимость изменить темп стрельбы - обрабатывать выстрел в более сжатое время или наоборот, однако изменение времени на производство выстрела должно быть процессом управляемым, а вовсе не таким, чтобы выстрел происходил "как получится" - то быстрее, то медленнее; при такой стрельбе трудно добиться кучности и стабильности боя.
Тренировка
Чтобы стать действительно хорошим стрелком, способным показывать неизменно высокие и стабильные результаты, нужно научиться практически правильно выполнять все стрелковые приемы и закрепить в себе определенные навыки. А для этого нужно тренироваться.
Вместе с тем процесс тренировки не должен ограничиваться лишь техническим ростом молодого стрелка. Организация тренировки обязательно должна предусматривать физическую, техническую, морально-волевую и психологическую, тактическую и теоретическую подготовку стрелка.
Очень трудно - если не сказать невозможно - дать такой универсальный рецепт, который подошел бы для каждого стрелка и распространялся бы на все стрелковые упражнения; организация тренировок требует строго индивидуального подхода к человеку.
Однако, несмотря на различие в деталях и методах, в основе спортивной тренировки есть много общего, распространяющегося на всех без исключения спортсменов, о чем и будет сказано ниже.