Принципы создания предметной среды
При создании предметной среды необходимо руководствоваться следующими принципами, определенными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО):
- полифункциональности: предметная развивающая среда должна открывать перед детьми множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной;
- трансформируемости: данный принцип тесно связан с полифункциональностью предметной среды, т.е. предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством);
- вариативности: предметная развивающая среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей;
- насыщенности: среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей;
- доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;
- безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности.
Приложение Ж
Примерный план анализа организованной
Деятельности с дошкольниками
ПРОТОКОЛ НАБЛЮДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ……….
Проводящий:
Дата проведения:
Время проведения:
Место проведения:
Количество детей:
Инвентарь:
Задачи занятия:
1.
2.
3.
Анализ целей ООД, НОД.
Оценка правильности и обоснованности постановки воспитательной, обучающей и развивающей целей с учетом особенности данного материала, возраста детей, места данного занятия в системе планирования образовательного процесса. Степень достижения целей деятельности.
2. Анализ структуры и организации деятельности.
Продуманность выбора типа занятия. Структура, логическая последовательность и взаимосвязь частей, целесообразность распределения времени между частями. Рациональность выбора форм и методов обучения. Наличие плана занятия и организация его выполнения воспитателем.
Анализ содержания деятельности.
Соответствие содержания занятия требованиям федерального государственного образовательного стандарта, примерной основной образовательной программе, основной образовательной программе.
Полнота, доступность, научность изложения.
Степень нравственного влияния, воспитательная направленность занятия.
Реализация развивающих возможностей занятия для формирования познавательной активности, творческого мышления.
Подведение детей к восприятию новых знаний. Выделение главной идеи нового материала. Формирование новых понятий. Актуализация опорных знаний.
Анализ методики проведения ООД, НОД.
Определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствия содержанию данного материала, поставленным целям занятия, возрастным возможностям данной группы.
Разнообразие приемов и методов, применяемых воспитателем.
Эмоциональность подачи материала.
Эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала.
Оценка методической вооруженности и педагогической техники воспитателя.
Анализ работы, активности и поведения детей.
Общая оценка работы детей. Внимание, интерес к данной теме. Активность, работоспособность детей.
Оценка санитарно-гигиенических условий деятельности.
7. Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы воспитателей.
Недостатки. Предложения по их устранению.
Общие выводы и предложения.
Приложение И
Примеры оформления списка использованных источников
(литературы)
Список должен формироваться в алфавитном порядке и оформляться по ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». Утв. и введ. в действие Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии от 2008-04-28 N 95-ст. – М. : Стандарт Информ. – 2008. – 23 с.; Режим доступа : http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=173511.
Список литературы оформляется сквозной нумерацией, причем сначала указываются законодательные и нормативно-методические документы и материалы, затем специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, учебные пособия, научные статьи) и в завершение сайты и Интернет-издания.
Законодательные материалы:
1. Конституция Российской Федерации : офиц. текст. – М. : Маркетинг, 2001. 39 с.
2. О внесении изменений в Правила продажи отдельных видов товаров : постановление Правительства РФ от 05.01. 2015 № 6. – Режим доступа : http://www.bishelp.ru/ekonomika/zakon.php (дата обращения : 21.12.2014).
Стандарты:
1. ГОСТ Р 51304-2009. Услуги розничной торговли. Общие требования. – Утв. и введ. в действие Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии от 2009-15-12 N 769-ст. М. : Стандарт Информ. 2010. 12 с.
2. ГОСТ Р 51304-2009. Услуги розничной торговли. Общие требования. – Утв. и введ. в действие Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии от 2009-15-12 N 769-ст. М. : Стандарт Информ. 2010. - Режим доступа : http://vsegost.com/Catalog/49/49174.shtml (дата обращения : 03.02. 2014).
Книги:
Книга с одним автором
1. Иванов С. И. Исследование систем управления : учеб. для вузов. – М. : Издво «Дашков и К», 2012. 345 с.
2. Михнева С. Г. Рынок труда: методологические и теоретические основы познания (системно-эволюционный подход): монография. Волгоград: ВГТУ, 2006. Режим доступа : http://www.smartcat.ru/Personnel/LaborMarket. shtml (дата обращения : 10.11.2014).
Книга с двумя и тремя авторами
1. Иванов С.И., Петров К.М. Исследование систем управления : учебное пособ. М.: Изд-во «Дашков и К», 2012. 345 с.
Статьи:
Статья в газете
1. Иванов С. И. К вопросу о проектировании систем управления // Российская газета. 2012. 17 июня.
2. Названы лучшие вакансии месяца // ДНИ.RU : ежедневная общественно-политическая интернет-газета : сайт. 2012. 1 февраля. Режим доступа : http://www.dni.ru/economy/2012/2/1/206710.html (дата обращения : 4.02.2013).
Статья в Журнале
1. Иванов С. И. Проблемы проектирования систем управления //Менеджмент в России за рубежом. 2013. № 2. С. 25-28.
2. Ситникова Л. В. О некоторых инструментах формирования вектора развития интегрированной компании // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 1 (25). № гос. рег. статьи 0421100034. Режим доступа : http://uecs.mcnip.ru (дата обращения : 15.01.2014).
Статья в сборнике статей, научных трудов и материалов конференций 1. Иванов С. И. Проектирование систем управления // Проблемы управления социально-экономическими системами : сб. науч. тр. / Воронежский гос. университет; под ред. И.Г. Карпова. Воронеж : Изд-во ЦНТИ, 2012. С. 25-28.
2. Богомолов А. Н., Делицын А. Л. О Некоторые вопросы уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 3, Экономика. Право. 2014. № 5. С. 46-49.
3. Марьинских Д. М. Разработка ландшафтного плана как необходимое условие устойчивого развития города (на примере Тюмени) // Экология ландшафта и планирование землепользования : тез. докл. Всерос. конф. Новосибирск, 2013. С. 125–128.
Интернет-ресурсы удаленного доступа:
1. Иванов С. И. Проблемы защиты прав потребителей // OZPP.RU : Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль»: сайт. Москва, 2015. Режим доступа : http://ozpp.ru/postan52.html (дата обращения : 12.02.2015).
2. Иванов С. И. Направления проектирования систем управления // Менеджмент в России и за рубежом. 2014. № 5. Режим доступа : http://www.hgdfgh.com (дата обращения 12.02.2015).
3. Инвестиции станут сырьевыми // PROGNOSIS.RU : ежедн. Интернет-изд. 2012. 25 сент. Режим доступа : http://prognosis.ru/print.html=6464 (дата обращения : 12.03.2014).
4. Сеть магазинов спортивных товаров «Спортмастер» : сайт. Режим доступа : http://www.sportmaster.ru (дата обращения 12.03.2014).
5. Российская книжная палата: сайт. Режим доступа: http://www.bookchamber.ru (дата обращения : 12.03.2014).
Диссертации и авторефераты:
1. Вишняков И. В. Модели и методы оценки коммерческих банков в условиях неопределенности : дис. … канд. экон. наук : 08.00.13 : защищена 12.02.12 : утв. 24.06.12. М., 2012. 234 с.
2. Глухов В. А. Исследование, разработка и построение электронной доставки документов в библиотеке : Автореф. дис. … канд. техн. наук. – Новосибирск, 2013. 18 с.
Аналитические обзоры:
1. Экономика и политика России и государств ближнего зарубежья : аналит. обзор, апр. 2014 / Рос. Акад. Наук, Ин-т мировой экономики и международных отношений. – М. : ИМЭМО, 2015. 39 с.
Приложение К
Требования к оформлению слайдов презентаций
Таблица К.1 - Требования к оформлению слайдов презентаций
Элементы оформления слайдов | Требования к оформлению слайдов |
Стиль | § Соблюдайте единый стиль оформления § Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации § Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунок) |
Фон | § Для фона выбирайте более холодные тона (синий или зеленый) § Применяйте цветовые схемы «светлый текст на темном фоне» или «темный текст на белом фоне». |
Использование цвета | § На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста. Использование любого цвета должно быть оправдано (в т.ч. подчеркивание, выделение, разделение, различие и др.). § Для фона и текста слайда выбирайте контрастные гармоничные цвета § Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования) § Элемент, выделенный определенным способом (шрифтом, форматированием, цветом, фоном, рамкой) должен выделяться только одним способом. § Всегда нужно стремиться к минимальному использованию цветов: любой лишний (неоправданный) цвет раздражает и снижает эффект презентации |
Анимационные эффекты | § Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде § Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания на слайде § В титульном и завершающем слайдах использовать анимацию объектов не допускается § В информационных слайдах допускается использование анимации объектов только в случае, если это необходимо для отражения изменений, происходящих во временном интервале, и если очередность анимирования объектов соответствует структуре доклада. В остальных случаях использование анимации не допускается § Анимация объектов должна происходить автоматически по истечении необходимого времени. Анимация объектов по «щелчку» не допускается. § Для смены слайдов используется режим «вручную». Переход слайдов в режиме «по времени» не допускается. Разрешается использование стандартных эффектов перехода, кроме эффектов «жалюзи», «шашки», «растворение», «горизонтальные полосы». Для всех слайдов применяется однотипный эффект перехода. |
Звуковые эффекты | § Использование звуковых эффектов в ходе демонстрации презентации не желательны, за исключением трансляции видео файлов. |
Таблица К.2 – Требования к представлению информации на слайдах презентации
Элементы представления информации в слайдах | Требования к представлению информации на слайдах |
Название и нумерация слайдов | § Все слайды должны содержать порядковый номер, расположенный в правом верхнем углу. § Каждый слайд должен иметь заголовок (название), который следует располагать вверху по центру слайда § Заголовки должны привлекать внимание аудитории |
Содержание информации | § Используйте короткие слова и предложения. Следует избегать полного описания всех действий, операций, а предоставлять только строго необходимую в данном контексте информацию § Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных |
Расположение информации на странице | § Предпочтительно горизонтальное расположение информации § Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана § Желательно, чтобы на слайде оставались поля, не менее 0,5 см с каждой стороны. |
Расположение таблиц и информации в них | § Текстовая информация в таблице должна хорошо читаться, шрифт текста таблицы, может быть на 1-2 пункта меньше, чем основной текст на слайде § Одну таблицу можно разместить на нескольких слайдах (с сохранением заголовков) во избежание мелкого шрифта § Таблица в презентации может стать более наглядной, если использовать приемы выделения цветом отдельных областей таблицы. |
Расположение иллюстраций и текста в них | § На одном слайде рекомендуется размещать не более 3-х круговых диаграмм. § Тип диаграммы должен соответствовать типу отображаемых данных. § Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы. § На одном слайде рекомендуется размещать не более одной схемы. § Схема должна располагается в центре слайда, заполняя всю его площадь. § Текстовая информация в схеме должна хорошо читаться. § Внешний вид схемы должен гармонично сочетаться с другими слайдами презентации. § Максимальное количество фотографий до 3-5 с текстовыми комментариями. |
Продолжение таблицы К.2
Шрифты | Таблица 1 – Рекомендуемые размеры шрифтов для презентации
§ Начертания: обычный, курсив, полужирный. Для выделения информации можно использовать подчеркивание § Нельзя смешивать различные типы шрифтов в одной презентации | ||||||||||||||||||||
Способы выделения информации | § Рамки, границы, заливки § Разные цвета шрифтов, штриховку, заливку § Рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов | ||||||||||||||||||||
Объем информации | § Максимальное количество текстовой информации на одном слайде – 15 строк текста § Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут запомнить не более трех фактов, выводов, определений § Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде | ||||||||||||||||||||
Виды слайдов | Для обеспечения разнообразия следует использовать различные виды слайдов: § С текстом § С таблицами § С диаграммами § Использовать различные методы представления (текст, таблица, схема, рисунок, диаграмма, алгоритмические конструкции/пояснения и др.). § Разнообразить формы вывода информации (избегать использования текста с однообразной поясняюще-демонстрационной стилистикой). |