Право как регулятор управления человеческими ресурсами

Публичное регулирование общественных отношений в сфере управ­ления человеческими ресурсами компании осуществляется при помо­щи права.

Право представляет собой систему общеобязательных формально определенных норм, выражающих обусловленную экономическими, ду­ховными и другими условиями жизни волю общества, охраняемую от нарушений возможностью государственного принуждения и являющу­юся государственным регулятором общественных отношений.

Внутренняя организация права, выраженная в единстве и согласо­вании юридических норм, сосредоточенных в относительно самостоя­тельных правовых комплексах (отраслях, подотраслях и институтах), образует систему права.Система права состоит из отраслей, подотрас­лей, институтов и норм права.

Отрасль права — это главное подразделение системы права, кото­рое представляет собой совокупность юридических норм, институтов и подотраслей, регулирующих значительный круг однородных обще­ственных отношений, объединенных общностью предмета и метода. На основе предмета и метода правового регулирования в системе пра­ва выделяют конституционное, административное, гражданское, тру­довое, уголовное и другие отрасли права. Отрасли права подразделя­ются на отдельные взаимосвязанные элементы — институты права.

Институт права — это обособленный комплекс юридических норм, ко­торый является специфическим элементом отрасли права и регулирует незначительный круг однородных общественных отношений. Институт права целиком входит в состав соответствующей отрасли права. В отличие от отрасли институт права регулирует не всю совокупность отдель­ных общественных отношений, а лишь его отдельные стороны (напри­мер, институт обязательств в составе отрасли гражданского права).

Подотрасль праваобъединяет несколько институтов и является, по сути, упорядоченной совокупностью родственных институтов одной и той же отрасли права. В качестве примеров подотраслей права называ­ют авторское и наследственное право в гражданском праве.

Первичным элементом системы права, юридически обязательным правилом поведения, исходящим от компетентных государственных органов, закрепленным в официальном акте (законе, указе и т. д.) и охраняемым от нарушения мерами государственного принуждения, яв­ляется норма права.Она обладает определенной структурой, т. е. вну­тренним строением, и состоит из:

• гипотезы (или предположения), т. е. комплекса юридических фактов, являющихся основанием возникновения данных право­отношений;

• диспозиции (или распоряжения), т. е. части нормы, формулирую­щей права и обязанности участников правоотношения — самого правила поведения;

• санкции (или взыскания), т. е. части нормы, устанавливающей меры государственного воздействия (взыскания), применяемые при ее нарушении.

Основной отраслью права, регулирующей общественные отношения в сфере управления человеческими ресурсами компаний, является трудо­вое право,которое можно определить как отрасль права, регулирую­щую общественные отношения, складывающиеся в процессе функцио­нирования рынка труда, организации и применения наемного труда.

Предмет трудового правасоставляют две группы общественных отношений: трудовые отношения и отношения, тесно связанные с тру­довыми.

Трудовые отношения складываются в процессе применения труда в его общественной кооперации, когда работник включается в трудо­вой коллектив организации для выполнения определенного рода ра­боты (трудовой функции) с подчинением установленному трудово­му распорядку. Трудовые отношения занимают главное место среди общественных отношений, составляющих в совокупности предмет трудового права.

К отношениям, тесно связанным с трудовыми (предшествующим, сопутствующим или вытекающим из них), относят следующие:

• организационно-управленческие отношения в сфере труда, скла­дывающиеся в процессе организации и управления трудом между работодателем и трудовым коллективом (либо его представитель­ным органом), касающиеся установления и применения условий труда в организации, нормирования и оплаты труда, а также дру­гих вопросов, затрагивающих коллективные и индивидуальные интересы работников;

• отношения по обеспечению занятости и трудоустройства, возни­кающие в связи с обращением граждан в органы государственной службы занятости с просьбой подыскать им подходящую работу по определенной специальности, должности или квалификации;

• отношения по профессиональной подготовке и повышению квалифи­кации работников, возникающие в связи с получением гражданами рабочих специальностей в ходе индивидуального, бригадного либо курсового ученичества, предшествующих их самостоятельной ра­боте, а также в связи с углублением ими своих профессиональных навыков в процессе повышения квалификации;

• отношения по надзору за охраной труда и соблюдением трудово­го законодательства, складывающиеся в процессе надзорной дея­тельности компетентных государственных органов за состоянием охраны труда и соблюдением трудового законодательства в орга­низациях;

• отношения по рассмотрению трудовых споров, складывающиеся в связи с разрешением в органах по рассмотрению трудовых спо­ров неурегулированных разногласий, касающихся применения или установления условий труда работников.

Метод трудового правасоставляют следующие способы правового регулирования общественных отношений, образующих предмет трудо­вого права:

• сочетание централизованного (на законодательном уровне), ло­кального (на уровне коллективного договора организации) и инди­видуального (в рамках отдельного трудового договора) регулирова­ния трудовых отношений (так называемая теория трипартизма);

• договорный характер труда и установления его условий;

• равноправие сторон трудового правоотношения при заключении и расторжении трудового договора и их подчинение в процессе труда законодательству и правилам внутреннего трудового рас­порядка организации;

• участие работников через своих представителей в правовом регу­лировании труда и контроле за исполнением трудового законо­дательства;

• единство и дифференциация правового регулирования труда.

Систему трудового правасоставляет внутренняя организация дан­ной отрасли права, выраженная в единстве и согласовании юридиче­ских норм, сосредоточенных в относительно самостоятельных право­вых институтах.

Система трудового права состоит из Общей и Особенной части.

Нормы Общей части трудового права регламентируют вопросы ор­ганизации и применения труда работников, устанавливают субъект­ный состав и правовой статус участников трудовых отношений, фор­мируют метод правового регулирования труда (механизм социального партнерства участников трудовых отношений).

Нормы Особенной части трудового права конкретизируют поло­жения Общей части и регламентируют виды и элементы обществен­ных отношений в сфере труда (институты трудового договора, рабоче­го времени и времени отдыха, оплаты и нормирования труда, охраны труда и др.).

Составляющие систему трудового права юридические нормы сосре­доточены в источниках трудового права, к числу которых относятся:

• Конституция РФ (ст. 37);

• общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ;

• федеральные конституционные и федеральные законы РФ;

• законы субъектов РФ;

• указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, при­казы, инструкции, постановления и разъяснения Минздравсоц-развития РФ;

• акты органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

• генеральные, региональные, межотраслевые, отраслевые, тариф­ные, профессионально-тарифные, территориальные и иные кол­лективные соглашения;

• локальные нормативные акты (коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка и др.).

Важнейшее место среди источников трудового права занимает Тру­довой кодекс Российской Федерации (ТК РФ), являющийся основным кодифицированным источником, регулирующим, но существу, весь комплекс общественных отношений, составляющих предмет отрасли трудового права. Действующий ТК РФ был принят 21 декабря 2001 г. ивведен в действие с 1 февраля 2002 г.

Наши рекомендации