Право как регулятор управления человеческими ресурсами
Публичное регулирование общественных отношений в сфере управления человеческими ресурсами компании осуществляется при помощи права.
Право представляет собой систему общеобязательных формально определенных норм, выражающих обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни волю общества, охраняемую от нарушений возможностью государственного принуждения и являющуюся государственным регулятором общественных отношений.
Внутренняя организация права, выраженная в единстве и согласовании юридических норм, сосредоточенных в относительно самостоятельных правовых комплексах (отраслях, подотраслях и институтах), образует систему права.Система права состоит из отраслей, подотраслей, институтов и норм права.
Отрасль права — это главное подразделение системы права, которое представляет собой совокупность юридических норм, институтов и подотраслей, регулирующих значительный круг однородных общественных отношений, объединенных общностью предмета и метода. На основе предмета и метода правового регулирования в системе права выделяют конституционное, административное, гражданское, трудовое, уголовное и другие отрасли права. Отрасли права подразделяются на отдельные взаимосвязанные элементы — институты права.
Институт права — это обособленный комплекс юридических норм, который является специфическим элементом отрасли права и регулирует незначительный круг однородных общественных отношений. Институт права целиком входит в состав соответствующей отрасли права. В отличие от отрасли институт права регулирует не всю совокупность отдельных общественных отношений, а лишь его отдельные стороны (например, институт обязательств в составе отрасли гражданского права).
Подотрасль праваобъединяет несколько институтов и является, по сути, упорядоченной совокупностью родственных институтов одной и той же отрасли права. В качестве примеров подотраслей права называют авторское и наследственное право в гражданском праве.
Первичным элементом системы права, юридически обязательным правилом поведения, исходящим от компетентных государственных органов, закрепленным в официальном акте (законе, указе и т. д.) и охраняемым от нарушения мерами государственного принуждения, является норма права.Она обладает определенной структурой, т. е. внутренним строением, и состоит из:
• гипотезы (или предположения), т. е. комплекса юридических фактов, являющихся основанием возникновения данных правоотношений;
• диспозиции (или распоряжения), т. е. части нормы, формулирующей права и обязанности участников правоотношения — самого правила поведения;
• санкции (или взыскания), т. е. части нормы, устанавливающей меры государственного воздействия (взыскания), применяемые при ее нарушении.
Основной отраслью права, регулирующей общественные отношения в сфере управления человеческими ресурсами компаний, является трудовое право,которое можно определить как отрасль права, регулирующую общественные отношения, складывающиеся в процессе функционирования рынка труда, организации и применения наемного труда.
Предмет трудового правасоставляют две группы общественных отношений: трудовые отношения и отношения, тесно связанные с трудовыми.
Трудовые отношения складываются в процессе применения труда в его общественной кооперации, когда работник включается в трудовой коллектив организации для выполнения определенного рода работы (трудовой функции) с подчинением установленному трудовому распорядку. Трудовые отношения занимают главное место среди общественных отношений, составляющих в совокупности предмет трудового права.
К отношениям, тесно связанным с трудовыми (предшествующим, сопутствующим или вытекающим из них), относят следующие:
• организационно-управленческие отношения в сфере труда, складывающиеся в процессе организации и управления трудом между работодателем и трудовым коллективом (либо его представительным органом), касающиеся установления и применения условий труда в организации, нормирования и оплаты труда, а также других вопросов, затрагивающих коллективные и индивидуальные интересы работников;
• отношения по обеспечению занятости и трудоустройства, возникающие в связи с обращением граждан в органы государственной службы занятости с просьбой подыскать им подходящую работу по определенной специальности, должности или квалификации;
• отношения по профессиональной подготовке и повышению квалификации работников, возникающие в связи с получением гражданами рабочих специальностей в ходе индивидуального, бригадного либо курсового ученичества, предшествующих их самостоятельной работе, а также в связи с углублением ими своих профессиональных навыков в процессе повышения квалификации;
• отношения по надзору за охраной труда и соблюдением трудового законодательства, складывающиеся в процессе надзорной деятельности компетентных государственных органов за состоянием охраны труда и соблюдением трудового законодательства в организациях;
• отношения по рассмотрению трудовых споров, складывающиеся в связи с разрешением в органах по рассмотрению трудовых споров неурегулированных разногласий, касающихся применения или установления условий труда работников.
Метод трудового правасоставляют следующие способы правового регулирования общественных отношений, образующих предмет трудового права:
• сочетание централизованного (на законодательном уровне), локального (на уровне коллективного договора организации) и индивидуального (в рамках отдельного трудового договора) регулирования трудовых отношений (так называемая теория трипартизма);
• договорный характер труда и установления его условий;
• равноправие сторон трудового правоотношения при заключении и расторжении трудового договора и их подчинение в процессе труда законодательству и правилам внутреннего трудового распорядка организации;
• участие работников через своих представителей в правовом регулировании труда и контроле за исполнением трудового законодательства;
• единство и дифференциация правового регулирования труда.
Систему трудового правасоставляет внутренняя организация данной отрасли права, выраженная в единстве и согласовании юридических норм, сосредоточенных в относительно самостоятельных правовых институтах.
Система трудового права состоит из Общей и Особенной части.
Нормы Общей части трудового права регламентируют вопросы организации и применения труда работников, устанавливают субъектный состав и правовой статус участников трудовых отношений, формируют метод правового регулирования труда (механизм социального партнерства участников трудовых отношений).
Нормы Особенной части трудового права конкретизируют положения Общей части и регламентируют виды и элементы общественных отношений в сфере труда (институты трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, оплаты и нормирования труда, охраны труда и др.).
Составляющие систему трудового права юридические нормы сосредоточены в источниках трудового права, к числу которых относятся:
• Конституция РФ (ст. 37);
• общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ;
• федеральные конституционные и федеральные законы РФ;
• законы субъектов РФ;
• указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, инструкции, постановления и разъяснения Минздравсоц-развития РФ;
• акты органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
• генеральные, региональные, межотраслевые, отраслевые, тарифные, профессионально-тарифные, территориальные и иные коллективные соглашения;
• локальные нормативные акты (коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка и др.).
Важнейшее место среди источников трудового права занимает Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ), являющийся основным кодифицированным источником, регулирующим, но существу, весь комплекс общественных отношений, составляющих предмет отрасли трудового права. Действующий ТК РФ был принят 21 декабря 2001 г. ивведен в действие с 1 февраля 2002 г.