Классификация методов и форм международных бизнес-операций

Международная бизнес-операция – совокупность действий, предпринимаемых в целях выполнения коммерческого обмена между субъектами международной деятельности и сторонами по международным бизнес-соглашениям. В современных условиях развития международных экономических отношений данный термин практически взаимозаменяемо употребляется наряду с понятиями «международная торговля», «международные сделки», «внешнеэконо­мическая деятельность», «внешнеэкономические операции».

Формальным признаком международного характера сделки является отличающаяся национальная принадлежность юридических адресов сторон по сделке. В силу сказанного, например, что совпадает с толкованием этого вопроса в Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров (1980 г.) и в Гаагской конвенции о праве, применимом к договорам международной купли-продажи (1985 г.), контракт купли-продажи признается международным, если он заключен между сторонами одной государственной (национальной) принадлежности, если представляющие их организации находятся и аккредитованы на территории разных государств. Однако этот же контракт не считается международным, если представляющие их организации находятся и аккредитованы на территории одной и той же страны.

Можно выделить следующие методы международных бизнес-операций, пригодных для предприятия, начинающего/расширяющего международную деятельность:

прямой метод — совокупность способов и средств осуществления международных бизнес-операций, основная особенность которой состоит в реализации международного маркетингового обмена непосредственно между производителем (продавцом) и покупателем (потребителем, пользователем);

кооперативный метод — совокупность способов и средств осуществления международных бизнес-операций, основная особенность которой состоит в реализации маркетингового обмена через особого отечественного посредника, представляющего собой некоторую организационную форму (чаще всего без создания юридического лица, по типу консорциума) или интеркорпоративное соглашение (типа «пиггибэкинг»), образуемое группой инициаторов этой сделки, совершение которой одним участником указанной группы представляется либо невозможным, либо слишком рисковым и/ или экономически не эффективным;

собственный, или интракорпоративный, метод —совокупность способов и средств осуществления международных бизнес-операций, главная особенность которой состоит в том, что они осуществляются в физически международном, но экономически едином интракорпоративном пространстве; то есть, несмотря на всю внешнюю атрибутику оформления экспорта/импорта, товар не выходит за пределы единого интракорпоративного пространства, что позволяет сторонам сделки обходиться без каких-либо отечественных или зарубежных посредников;

косвенный метод — совокупность способов и средств осуществления международных бизнес-операций основная особенность которой состоит в реализации международного маркетингового обмена через отечественного посредника;

метод встречной торговли — совокупность способов и средств осуществления международных бизнес-операций, известных под родовым термином «встречная торговля», основная особенность которой состоит в реализации такого международного маркетингового обмена, в котором имеет место движение товара не только от экспортера к импортеру, но и в обратном направлении (то есть от импортера к экспортеру), что позволяет определить этот класс обменов как особый метод; в частности, в силу специфики подготовки, сопровождения и завершения этих операций, оплата по которым проводится без использования твердой валюты, либо частично покрывается твердой валютой; то есть заметно отличается и обосабливается способом и процедурой осуществления сделки;

институционально-конкурсный (institutionally competitive) метод— совокупность способов и средств осуществления международных бизнес-операций, принимающих форму международных аукционов, бирж и торгов (тендеров), основная особенность которой состоит в реализации такого международного маркетингового обмена, в котором в качестве посредника участвует некий национальный/международный институт, реализующий функцию установления качества и цены продаваемых через него товаров, исходя из складывающегося на конкурсной основе соотношения спрос/предложение со стороны продавцов/покупателей;

электронный (electronic) метод— совокупность способов и средств осуществления международных бизнес-операций, основная особенность которой состоит в реализации маркетингового обмена, опосредованного Интернетом, где частично, а для виртуальных товаров полностью осуществляются основные этапы коммерческих сделок; например, «коммерческий запрос/предложение» — «заключение контракта» — «платеж» — «сопровож­дение контракта» — «поставка товара».

Методы международных бизнес-операций — помимо их классификации на 7 групп – могут быть также разделены на базовые и модифицированные.

Базовые методы — прямой, кооперативный, собственный и косвенный – традиционно применяются в экспортных и импортных операциях (включая реэкспорт и реимпорт), заключающихся в исполнении двух (как совпадающих, так и не совпадающих по времени) совокупностей способов осуществления коммерческого обмена (поставки товара и оплаты товара).

Модифицированные методы предполагают усложнение совокупности средств осуществления коммерческого обмена, обеспечивающей для продавца метаморфоз товара, то есть замену потребительной стоимости, или ценности, товара на стоимость, или денежный эквивалент, приемлемый для обмена в глазах покупателя. Это усложнение может быть представлено особенностями ценообразования (например, на бирже или аукционе), использованием не денежных, а товарных эквивалентов при обмене, заменой вещественного маркетингового обмена на виртуальный (например, идея товара или концепция бизнеса, заключенная в документах, входящих в лицензионный или франчайзинговый пакет), географическим переносом самого процесса создания потребительной стоимости, или ценности, товара непосредственно на территорию зарубежного рынка, и, наконец, временным возмездным предоставлением факторов производства за рубеж, чтобы их арендатор мог самостоятельно (или с известной долей контроля со стороны их собственника) создавать предназначенную к продаже потребительную стоимость, или ценность, товара.

Под формой осуществления международных бизнес-операций понимается системная и, как правило, документарно формализованная организация/структура отношений международного коммерческого обмена (в результате внешнеторговой сделки с вещными и невещными товарами и/или прямых зарубежных инвестиций, а также международной аренды факторов производства) между ее участниками, являющимися резидентами как разных, так и одной (косвенный метод) страны, претерпевающую изменения, определяемые природой предмета обмена, способом и местом осуществления обмена и создания предмета обмена, а также условиями перехода собственности на этот предмет.

Формы осуществления международных бизнес-операций, для случая экспортных/импортных операций, именуются традиционными формами международных бизнес-операций, а для всех прочих международных бизнес-операций — превращенными формамимеждународных бизнес-операций.

Основные формы международных бизнес-операций можно сгруппировать в одну традиционную и три превращенные категории:

«товар» (product) — товар производится в отечестве и поставляется в принимающую страну (все виды экспорта);

«ноу-хау» (know-how) – затруднения с поставкой товара в принимающую страну (тарифные и нетарифные барьеры, а также проблемы с транспортировкой) приводят к переходу от продаж товара к продажам идей товара или концепций бизнеса (международный лайсензинг, франчайзинг и инжиниринг);

«производство/инвестиции» (foreign direct investment, FDI) – производство/маркетинг товара в принимающей стране с разной степенью разделения технологического цикла (разными ступенями создания/повышения ценности) между отечеством и принимающими странами (от зарубежной сборки до полного технологического цикла), от различных долей собственного участия до создания 100%-ной промышленной собственности за рубежом (прямые зарубежные инвестиции);

«аренда» (lease) — международные арендные отношения по поводу перехода прав пользования средствами производства (разновидности лизинга) и ноу-хау менеджмента/маркетинга (управленческий контракт).


Наши рекомендации