Размещение и расстановка библиотечного фонда
Студент знакомится со способами размещения и видами расстановки документов библиотечного фонда; осуществляет расстановку вновь поступивших и/или возвращенных абонентами документов.
Составные части фонда: единый фонд, первый уровень деления – подфонды отделов, второй уровень – виды документов (книги, газеты, журналы, ноты, кинофотофонодокументы, электронные документы и т. д.).
Группы видов расстановки: содержательная (систематическая, тематическая, предметная) и формальная (алфавитная, географическая, хронологическая, языковая, форматная, нумерационная). Сочетания видов: алфавитно-хронологическая, систематически-алфавитная и др.
Уточните, какие виды расстановки документов используются в данной библиотеке (ее структурных подразделениях: фондохранилище, отделах обслуживания, в т.ч. в условиях открытого доступа к фонду). Имеются ли особенности в расстановке документов разных видов (книжных, периодических изданий, аудиовизуальных, электронных документов и др.)?
Какие средства механизации и автоматизации используются при размещении и расстановке библиотечного фонда, доставке документов по требованиям абонентов?
Форма отчета:
1. Представить описательный материал в дневнике.
2. Охарактеризуйте виды (способы) расстановки фонда, применяемые в данной библиотеке.
8. Хранение и обеспечение сохранности библиотечного фонда
Студент знакомится с работой отдела фондохранения (книгохранения), отделов обслуживания и выявляет, как осуществляется хранение документов и обеспечивается сохранность фонда библиотеки; изучает факторы, влияющие на сохранность библиотечного фонда (социальный, технологический, экологический факторы; световой, температурно-влажностный и санитарно-гигиенический режимы хранения; механическую защиту фонда; ремонт, реставрацию документов; противопожарную защиту фонда).
Санитарно-гигиенические мероприятия в библиотеке.
Работа библиотеки с задолжниками.
Уточните наличие документов, регламентирующих хранение и обеспечение сохранности библиотечного фонда (см. также задание № 1).
Форма отчета:
1.Представить описательный материал в дневнике.
2. Представить в дневнике перечень документов, регламентирующих хранение и сохранность библиотечного фонда.
Изучение библиотечного фонда в целях управления им
Изучение фонда (состав и использование, динамика). Расчет статистических показателей (обращаемость, книгообеспеченность, читаемость, коэффициент роста и т.д.).
Методы изучения библиотечного фонда.
Уточните, проводится ли в библиотеке изучение ее фонда: какова его методика.
Принятие управленческих решений, направленных на совершенствование состава и использования библиотечного фонда.
Форма отчета:
1.Представить описательный материал в дневнике.
10. Ознакомление с организацией и содержанием работы отдела обработки документов
Изучение основных направлений деятельности отдела (сектора) обработки документов, его документационного обеспечения.
Ознакомление с организацией работы отдела (сектора) обработки документов предполагает обращение к документам, регламентирующим функционирование отдела (Положение, инструкции и т.п.); система справочных, методических, библиографических изданий и материалов, представленных в отделе и используемых в ходе аналитико-синтетической обработки документов.
Форма отчета:
1. Описать основные направления деятельности отдела (сектора).
2. Представить в дневнике перечень документов, регламентирующих функционирование отдела (сектора).
Аналитико-синтетическая обработка документов (АСОД). Составление библиографического описания документов в традиционном и/или машиночитаемом режимах
Выполнение заданий, связанных с составлением библиографического описания документов, предполагает использование ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления», ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления», ГОСТ 7.11-2004 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила». Особенности частной методики описания документов подробнее раскрываются в «Правилах составления библиографического описания» (краткий и полный варианты), методических рекомендациях, которыми студенту также целесообразно пользоваться при осуществлении аналитико-синтетической обработки.
В ходе практической деятельности студент должен составить БО различных видов документов, имеющихся в фонде библиотеки (книжных, периодических, продолжающихся, нотных изданий, нормативно-технических документов, кинофотофонодокументов, электронных ресурсов и т.д.) – не менее 10-15 названий. Должны быть представлены различные виды библиографических записей по объекту описания – монографические, многоуровневые, аналитические. При необходимости оформляются вспомогательные описания и карточки.
БО может быть составлено как в традиционном, так и в машиночитаемом режимах. В последнем случае студент анализирует особенности оформления элементов БО для ввода в электронный каталог (электронную базу данных) и осуществляет заполнение форматов БО используемой в библиотеке программы машиночитаемой каталогизации (MARC, ИРБИС, РУСЛАН, др.). В ходе работы по занесению записей в электронный каталог целесообразно обратить внимание на методику формирования авторитетных файлов и работу с встроенными электронными справочниками.
Форма отчета:
1. Оформить в дневнике образцы карточек с текстом БО различных видов документов (однотомные, многотомные и/или сериальные издания, составные части документов, электронные ресурсы и т.п.).
2. Охарактеризовать программу машиночитаемой каталогизации и АРМ каталогизатора библиотеки.
3. Представить заполненные образцы рабочих листов документов (форматов машиночитаемого БО) на монографию и многотомное издание – по 2-3 примера.
12. АСОД. Индексирование документов
Выполнение заданий, связанных с индексированием документов, предполагает подробное ознакомление с рабочими таблицами классификации; методическим и справочным аппаратом систематизатора (предметизатора); выявление нормативных документов по индексированию, внедрённых в практику работы отдела (сектора); осуществление индексирования документов.
Обращаясь к рабочим таблицам классификации как главному инструменту систематизации документов, студент должен помнить, что данные таблицы отражают особенности структуры и степень детализации систематического каталога (СК) библиотеки и/или систематической расстановки фондов. Следует обратить внимание на технику оформления таблиц, отражения в них специфики фонда. Анализируя методический аппарат систематизатора (предметизатора), призванный обеспечить единообразие методов систематизации (предметизации), обратите внимание на его составные элементы: картотеку методических решений (КМР), систематическую контрольную картотеку (СКК) к алфавитно-предметному указателю (АПУ), служебный АПУ (если таковой имеется) и др.
Изучая справочный аппарат систематизатора (предметизатора), следует выявить основные группы справочных изданий и картотек, составляющих данный аппарат.
После анализа методического и справочного аппарата и справочного фонда студент приступает к индексированию документов, составив предварительно их библиографическое описание. Систематизация осуществляется по таблицам классификации, принятым в библиотеке, с использованием методического и справочного аппарата (фонда). При этом надо помнить, что систематизация (предметизация) документов – это система взаимосвязанных процессов, каждый из которых имеет собственные задачи и завершается конкретным результатом. Одновременно с систематизацией (принятием классификационного решения), документ предметизируется (формулируется предметная рубрика), поскольку АПУ должен быть адекватен СК библиотеки, являясь его неотъемлемой составной частью. После принятия классификационного решения и составления предметной рубрики АПУ должна быть осуществлена обязательная их проверка (и при необходимости - редактирование) сотрудником (-ами) отдела (сектора).
Студент должен заиндексировать не менее 20 названий документов по различным отраслям знания. Результатом работы является пополнение СК (и АПУ к нему) информацией о новых поступлениях в фонд.
Выяснить, имеется ли в библиотеке (и при наличии – как используется) машиночитаемый вариант таблиц классификации.
Изучить и описать, на каком языке(ах) и с помощью каких средств осуществляется координатное индексирование документов и запросов в библиотеке. Назвать методы автоматизированного координатного индексирования.
Форма отчета:
1. Привести в дневнике перечень элементов, составляющих методический и справочный аппарат систематизатора (предметизатора).
2. Оформить образцы карточек для систематического каталога (основные, дополнительные), для алфавитно-предметного указателя к СК и систематической контрольной картотеки, для картотеки методических решений.
3. Привести примеры координатного индексирования документов и/или запросов на языке ключевых слов или дескрипторном информационно-поисковом языке.
13. Изучение информационных запросов пользователей и возможностей их удовлетворения на основе обращения к системе каталогов
Выполнение функций дежурного консультанта; изучение общих, особенных и единичных информационных запросов пользователей, обращающихся к услугам традиционных и/или электронного каталога; продумывание стратегии информационного поиска по запросам и оказание помощи пользователям в случае необходимости.
Форма отчета:
1. Привести примеры формулировок запросов, с которыми реальные или потенциальные пользователи обращаются (могут обращаться) к традиционным и/или к электронному каталогу.
2. Охарактеризовать точки доступа в электронный каталог (перечислить поисковые признаки, по которым можно вести поиск информации в ЭК).
3. Провести сопоставительный анализ традиционного(ых) и электронного каталога, результаты анализа описать в дневнике производственной практики.
Итоговым заданием, связанным с формированием библиотечного фонда и аналитико-синтетической обработкой информации, является оформление блок-схемы пути книги в отделах (секторах) комплектования и обработки документов.
Форма отчета:
1.Представить блок-схему в виде приложения к дневнику.