Комплектование библиотечного фонда
Студент знакомится с технологией комплектования библиотечного фонда; уточняет виды комплектования (текущее, ретроспективное, рекомплектование); изучает, какие информационные издания (в том числе библиографические пособия) используются при отборе документов для включения в фонд; выявляет особенности системы документоснабжения данной библиотеки (источники документоснабжения, спообы пополнения фонда).
Что собой представляет справочный аппарат в помощь комплектованию (рабочий аппарат комплектатора) в ручном и автоматизированном режимах, его составляющие? Укажите, какие формы по рационализации справочного аппарата в помощь комплектованию внедрены в данной библиотеке? Имеются ли электронные картотеки, базы данных в помощь комплектованию фонда? Какова методика их ведения?
Что собой представляет подсобный фонд отдела комплектования, какие издания он включает?
Студент знакомится с массивом информационных и рекламных изданий, используемых в целях комплектования (тематическими планами издательств, прайс-листами и др.); уточняет, используются ли интернет-ресурсы при отборе документов; осуществляет отбор документов и оформляет заказ в соответствующий источник документоснабжения; при необходимости посещает книготоргующие организации и учреждения с целью приобретения документов в фонд библиотеки. Выявите основные источники поступления документов за последние два-три года.
Какие документы поступают в фонд данной библиотеки (виды документов, их материальная конструкция, знаковая природа информации, периодичность выхода и т.п.)?
Работа с периодикой (кратко описать технологию приобретения периодических изданий: источники, подписка и т. д.).
Используются ли в библиотеке автоматизированные средства? В чем преимущества автоматизированной технологии комплектования библиотечного фонда?
Форма отчета:
1.Представить описательный материал в дневнике.
2. Привести несколько названий информационных изданий, используемых при отборе документов в фонд данной библиотеки.
3. Составить перечень источников документоснабжения и способов пополнения фонда библиотеки за последние 2-3 года.
4. Анализ текстовых изданий
Понятие о текстовом издании. Классификация текстовых изданий. Характеристика видов (групп) текстовых изданий.
Студент анализирует не менее 10 наименований изданий, новых поступлений в фонд по следующим параметрам:
1) по периодичности (непериодическое издание, сериальное, периодическое, продолжающееся);
2) по составу основного текста (моноиздание, сборник, дайджест);
3) по знаковой природе информации (текстововое, картографическое, нотное, издание со шрифтом Брайля, изоиздание);
4) по характеру информации (научное и научно-популярное, официальное и нормативно-производственное, производственно-практическое, учебное, справочное и рекламное, литературно-художественное);
5) по оригинальности содержания (оригинальное, переводное, многоязычное, издание с параллельным текстом, параллельное);
6) по объему (книга, брошюра, листовка);
7) по повторности выпуска (первое издание, первое отдельное издание, переиздание, новое издание, дополненное издание, исправленное издание, переработанное, пересмотренное, расширенное, стереотипное, повторное, перепечатка).
Форма отчета:
1.Представить аналитический материал в дневнике.
Прием и учет документов
Студент участвует в приеме и учете документов (при наличии поступлений в фонд); изучает виды и формы учета поступающих в фонд документов; уточняет, какие документы регламентируют виды и формы учета (см. также задание № 1); выясняет, как осуществляется контроль за документами, передаваемыми в структурные подразделения библиотеки (ЦБС). Как учитываются документы, принятые взамен утерянных, и документы, выбывающие из фонда? Есть ли особенности в учете периодических изданий, документов разных видов (например, репродуцированных, кинофотофонодокументов, электронных документов и др.)? Как ведется безынвентарный учет документов?
Студент участвует в списании документов (если такая работа планируется во время практики).
Уточните, какие рациональные приемы учета документов внедрены в библиотеке. Есть ли особенности в ведении традиционных и компьютерных форм учета библиотечного фонда?
Изучите методику проведения проверки фонда (сроки, документация).
Форма отчета:
1.Представить описательный материал в дневнике.
2. Приложить образцы (копии) форм учета библиотечного фонда к дневнику.
6. Техническая обработка документов
Студент занимается технической обработкой (штемпелеванием, заполнением книжного формуляра, наклейкой кармашка и т.д.) новых поступлений в фонд. Каждый студент должен осуществить техническую обработку не менее 20-30-ти документов (объем работы зависит от количества поступлений в фонд библиотеки).
Форма отчета:
1.Представить описательный материал в дневнике с указанием количества обработанных документов.
2. Приложить образец заполненного книжного формуляра к дневнику.