Ответственность членов экипажа

39. Каждый член экипажа несет ответственность в пределах обязанностей, возложенных на него настоящим Уставом.

Невыполнение этих обязанностей влечет за собой дисциплинарную ответственность, а при наличии признаков уголовно наказуемого деяния - ответственность в уголовном порядке.

Если нарушение Устава привело к материальному ущербу, виновные несут установленную законом материальную и другую ответственность.

40. Член экипажа, находящийся на судне в нетрезвом состоянии, подлежит немедленному отстранению от исполнения служебных обязанностей с последующим привлечением к строгой ответственности.

Глава IV.
КАПИТАН

41. Капитан является единоначальником и руководителем всего экипажа судна, доверенным лицом судовладельца, на которое возложена ответственность за выполнение производственных задач судна, сохранность судна и жизнь находящихся на нем людей.

Распоряжения капитана подлежат беспрекословному и своевременному исполнению всеми находящимися на судне лицами.

42. На капитана возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие всех мер, необходимых для обеспечения безопасности плавания, поддержания порядка на судне, предотвращения нанесения всякого вреда судну и находящимся на нем людям и грузу, руководство технической эксплуатацией судна, обеспечение выполнения производственных планов и заданий; на добывающих судах на капитана возлагается также руководство промысловыми операциями.

43. Капитан обязан организовать работу так, чтобы ни одна тонна рыбы не была выловлена, перегружена в море и доставлена в порт с нарушением требований безопасности мореплавания, режима плавания и промысла в водах, прилегающих к побережью иностранных государств.

44. Капитан имеет право применять меры поощрения и налагать дисциплинарные взыскания на лиц судового экипажа в случаях и в порядке, предусмотренных Уставом о дисциплине работников флота рыбной промышленности СССР.

В случае невыполнения кем-либо из лиц, находящихся на судне, законных распоряжений капитана, капитан принимает в отношении этих лиц необходимые меры.

Капитан вправе в установленном порядке издавать приказы по судну в пределах своей компетенции.

45. Присутствие на борту судна вышестоящих должностных лиц не снимает с капитана возложенной на него ответственности.

46. Все указания, относящиеся к деятельности судна, адресуются только капитану.

47. Капитан обязан:

(01) обеспечивать поддержание престижа и достоинства Союза Советских Социалистических Республик и защиту его интересов;

(02) обеспечивать соблюдение на судне законов и других актов органов государственной власти и государственного управления Союза ССР, международных конвенций и межправительственных соглашений по мореплаванию и рыболовству, санитарных конвенций, конвенций по предотвращению загрязнения моря нефтью, участником которых является СССР;

(03) обеспечивать соблюдение на судне требований Правил Регистра СССР и других органов надзора, санитарных правил, настоящего Устава, внутриведомственных правил, инструкций, наставлений, приказов и распоряжений по мореплаванию и речному судоходству, по обеспечению безопасности судна, людей, грузов, производственной деятельности судна и его технической эксплуатации;

(04) принимать необходимые меры к сохранению на судне государственной тайны и сведений для служебного пользования;

(05) обеспечивать надлежащую постановку воспитательной работы и добиваться высокого политико-морального состояния экипажа;

(06) обеспечивать должную трудовую дисциплину и организацию службы на судне;

(07) проявлять повседневную заботу о поддержании судна в мореходном состоянии и сохранении судном класса Регистра СССР;

(08) обеспечивать правильную техническую эксплуатацию судна, его механизмов, оборудования, приборов, систем, аппаратуры и устройств;

(09) организовывать и контролировать подготовку экипажа к борьбе за живучесть судна, к защите от средств массового поражения, к действиям по спасанию людей на море; осуществлять общее руководство действиями судового экипажа по борьбе за живучесть судна и по спасанию на море;

(10) проверять и утверждать судовые расписания;

(11) обеспечивать надлежащую организацию труда, быта и отдыха экипажа;

(12) контролировать ведение судовой документации и отчетности, ежесуточно проверять и подписывать судовой, машинный (машинный электротехнический) журналы и вахтенный журнал судовой радиостанции;

(13) обеспечивать соблюдение правил техники безопасности, пожарной безопасности и санитарных правил;

(14) контролировать строгое выполнение правил и Регламента радиосвязи судовыми радиоспециалистами и лицами, ведущими радиотелефонные переговоры, визировать радиограммы для отправления с судна; на судах, где имеется радиоаппаратура и не предусмотрены должности специалистов радиосвязи, обеспечивать судно радиосвязью и техническое обслуживание радиоаппаратуры;

(15) хранить общесудовую документацию и следить за сроками ее действия;

(16) своевременно, правильно и в надлежащем объеме обеспечивать предъявление судна и судовых технических средств к освидетельствованию Регистром СССР, Речным Регистром союзных республик или другими органами надзора;

(17) осуществлять систематический контроль за техническим состоянием судна, судовых технических средств и материально-техническим снабжением;

(18) своевременно принимать меры по укомплектованию судна экипажем, обеспечению снаряжением, снабжением и расходными материалами;

(19) систематически проверять несение судовых вахт;

(20) строго соблюдать правила перевозки пассажиров, грузов, багажа и почты;

(21) организовывать и обеспечивать техническую учебу экипажа; проявлять постоянную заботу о повышении квалификации лиц командного состава и судовой команды;

(22) осуществлять общее руководство практикой студентов, курсантов и учащихся, направленных на судно;

(23) доводить до сведения соответствующих лиц командного состава полученные распоряжения, а также информировать их о своих намерениях и действиях в отношении судна и рейса;

(24) контролировать полноту и достоверность сведений, представляемых по судну Регистру СССР, другим органам надзора и портовым властям;

(25) хранить судовую печать, паспорта и дипломы экипажа.

48. В случае повреждения судном других судов, портовых или иных гидротехнических сооружений, порчи, повреждения либо утраты орудий лова, грузов, причинения травм людям и в других случаях, в результате которых могут быть предъявлены претензии к судовладельцу, капитан обязан принять все необходимые меры для оформления документов по этим случаям в установленном порядке.

49. В случае военных действий, а также в иных случаях военной опасности капитан обязан принять все меры к недопущению захвата судна, находящихся на нем людей, документов, груза и другого имущества.

50. О каждом случае рождения ребенка на судне капитан обязан составить акт при участии двух свидетелей и судового врача (фельдшера), а при его отсутствии - старшего помощника капитана.

В судовом журнале должна быть произведена соответствующая запись.

51. Капитан обязан удостоверить составленное находящимся на судне лицом завещание, принять его на хранение и хранить до передачи начальнику советского порта или консулу СССР в иностранном порту.

52. О каждом случае смерти на судне капитан обязан составить акт при участии двух свидетелей и судового врача (фельдшера), а при его отсутствии - старшего помощника капитана и сделать запись в судовом журнале. К акту о смерти прилагается опись находящихся на судне документов и имущества умершего.

Капитан принимает меры к сохранению документов и имущества умершего до прибытия в порт.

По прибытии в порт СССР капитан передает акт о смерти, документы и опись имущества умершего начальнику порта, а в иностранном порту - консулу СССР и принимает меры к погребению умершего. В исключительных случаях, когда судно должно находиться длительное время в открытом море и тело умершего не может быть сохранено, капитан имеет право предать тело морю согласно морским обычаям, составив акт с участием двух свидетелей и судового врача (фельдшера), либо при отсутствии последнего - старшего помощника капитана. В судовом журнале должна быть произведена соответствующая запись.

53. В случае исчезновения члена судового экипажа или пассажира капитан обязан немедленно известить об этом соответствующие органы советского порта, из которого судно вышло в рейс, и судовладельца, а также принять все меры к его поиску и выяснению обстоятельств исчезновения.

По выяснении причин, а также в случае безрезультатности поисков капитан с участием вахтенного помощника капитана и председателя судового профсоюзного органа составляет акт и опись оставшегося имущества. Акт и имущество по описи передаются начальнику порта в первом советском порту захода, а в иностранном порту - консулу СССР.

54. При совершении на судне уголовно наказуемого деяния капитан обязан принять надлежащие меры к тому, чтобы лицо, его совершившее, не могло уклониться от ответственности; составить акт о случившемся за своей подписью и за подписью не менее чем двух членов экипажа с подробным изложением всех обстоятельств происшествия и свидетельских показаний; передать лицо, совершившее деяние, вместе с актом надлежащим властям в порту СССР. В случае совершения указанного деяния в период плавания капитан обязан произвести дознание.

55. Капитан вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, до передачи его соответствующим властям в первом порту СССР, в который зайдет судно. В случае необходимости капитан может направить это лицо и материалы дознания в СССР на другом судне, плавающем под Государственным флагом Союза ССР.

56. Если действия находящегося на судне лица, не содержащие признаков уголовно наказуемого деяния, угрожают безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества, капитан вправе поместить это лицо в особое помещение и содержать его там вплоть до прихода судна в первый порт СССР. За незаконное содержание в таком помещении капитан несет установленную законом ответственность.

57. Капитан вправе в случаях производственной необходимости привлекать в море к погрузочно-разгрузочным операциям и обработке улова членов судового экипажа вне зависимости от их специальности и должности, за исключением лиц медицинского персонала и радиооператоров, а также производить частичное перераспределение обязанностей между отдельными членами экипажа.

58. Капитан обеспечивает правильный подбор и расстановку людей на судне, он имеет право принимать на судно членов экипажа через отделы кадров управлений (баз) флота или других рыбохозяйственных предприятий (организаций) по принадлежности судна, непосредственно отстранять от исполнения служебных обязанностей и списывать с судна в случае необходимости членов судового экипажа за нарушения дисциплины и несоответствующих занимаемой должности.

Капитан обязан принимать меры к закреплению кадров на судне и не допускать их текучести.

Прием и списание членов экипажа оформляется приказом в установленном порядке.

59. В случаях опасности для судна и находящихся на нем людей, либо для оказания помощи другому судну или людям капитан вправе устанавливать режимы работы главной силовой установки или других технических средств судна с превышением установленных норм, принимая ответственность за последствия на себя; об отданном приказании делается соответствующая запись в судовом и машинном (машинном электротехническом) журналах.

60. При необходимости выполнения работ, требующих участия всего экипажа или значительной его части, капитан вправе объявить аврал.

К авральным работам по обеспечению безопасности людей, судна, груза, в том числе по борьбе с обледенением, капитан вправе привлекать всех находящихся на борту лиц.

61. В случае опасности для судна или для находящихся на нем людей, или для груза, а также в других необходимых случаях капитан вправе созвать судовой совет.

В судовой совет входят капитан, старший помощник капитана, первый помощник капитана, главный (старший) механик, судовой врач, секретарь партийной организации судна, председатель судового профсоюзного органа.

К участию в заседании судового совета капитан может привлекать и других членов экипажа.

Судовой совет является совещательным органом при капитане и не ограничивает его прав. Окончательное решение принимает капитан.

62. Капитан обязан обеспечивать прием на борт инспекторского состава органов надзора за безопасностью мореплавания и речного судоходства, за регулированием рыболовства, за техникой безопасности и охраной труда, а также органов надзора санитарно-эпидемиологической службы, по их требованию.

Капитан не вправе отказываться от приема и присутствия на борту указанных лиц по мотивам промысловой или хозяйственной деятельности судна.

63. Капитан подчиняется непосредственно руководителю организации, в ведении которой находится судно.

64. При групповом плавании (во время промысла) капитан в оперативном отношении подчиняется флагману группы (руководителю промысла).

Капитан обязан обеспечивать и поддерживать надежный контакт с флагманом (судами группы). Самовольный выход из состава группы категорически запрещается.

65. Определение "капитан" распространяется на лиц, осуществляющих самостоятельное командование судами и именуемых в зависимости от типа и назначения судна "капитан-директор", "шкипер", "старшина", "старшина-моторист".

Наши рекомендации