Страхование членов экипажа и авиационного персонала

Постановлением Кабинета Министров Украины от 13 июля 1998 года № 1083 предусмотрено обязательное страхование всех членов экипажей воздушных судов гражданской авиации и авиаперсонала. Установлена ​​минимальная страховая сумма 50 000 гривен за одного человека. По своей природе этот вид страхования - ответственность авиационного эксплуатанта (авиакомпании) за жизнь и здоровье членов экипажей во время выполнения ими своих профессиональных обязанностей. Они должны быть внесены в сертификат эксплуатанта данной авиакомпании. Страхователем является авиаексплуатант, а члены экипажа - застрахованными. Заметим, что Постановление обязывает страхователя застраховать членов экипажа только во время нахождения на борту самолета, то есть "во время полета". Но в большинстве авиакомпании (особенно грузовые) требуют широкого покрытия рисков, связанных со страхованием членов экипажей. Такое покрытие называется "24 часа при исполнении служебных обязанностей" (24 hours on duty).

К сожалению, Постановление сегодня предусматривает обязательность лишь минимального покрытия - "во время полета", и это является недостатком. Как пример можно привести гибель в Объединенных Арабских Эмиратах в автомобильной катастрофе по дороге из гостиницы в аэропорт всех членов экипажа одной из украинских авиакомпаний. Конечно, все они и во время отдыха в отеле, и во время езды до аэропорта выполняли свои служебные обязанности. Еще одним примером, подтверждающим необходимость расширения страхового покрытия, может служить резкое ухудшение здоровья (инфаркт / инсульт), что произошло с одним из пилотов при заходе на посадку. Пилот был еще жив, когда находился на борту самолета, а смерть наступила в машине скорой помощи. Если же покрытие у этого пилота - лишь "во время полета", то страхование "де факто" и "де юре" может не совпадать. Не редким случаем является и "исчезновение без вести" самолета и членов экипажа, особенно когда катастрофа произошла над морем и найти тела невозможно. В законодательстве о случае "пропажи без вести" не сделано оговорок. Поэтому применяется Гражданский кодекс, согласно которому родственники пропавшего должны обратиться в суд, и приравняет "пропажи без вести" до смерти.

Следует особо подчеркнуть, что, несмотря на недостатки законодательства, для украинских страховщиков и для страховщиков всех стран выплата страховых возмещений членам экипажа или их семьям в случае гибели последних является делом чести для страховой компании и, как правило, выплачивается всегда и в первую очередь .

Страхование обслуживания воздушного пространства. Полеты всех самолетов осуществляются под управлением авиадиспетчеров - сотрудников соответствующих аэронавигационных организаций (в Украине такая организация называется Украэрорух). Кроме того, эта деятельность осуществляется путем бесперебойной эксплуатации очень сложного оборудования и аппаратуры (локаторов, приводов, компьютеров и т.д..). Риск ответственности в данном случае - это и риск "человеческого фактора", т.е. ошибки авиадис-петчера, и риск сбоев или отказов оборудования, из-за которого может произойти ошибка. Следует отметить, что ошибка в управлении воздушным пространством, как правило, стоит очень дорого и страховые суммы очень большие (от 500 млн до 3 млрд дол.). Если в результате такой ошибки столкнутся в воздухе два самолета и будет доказано, что такое столкновение произошло именно по вине аэронавигационной организации, то общая сумма возмещения может достигать сотен миллионов или даже миллиарды долларов США. Поэтому страхование ответственности при управлении воздушным пространством является важной составляющей авиационного страхования.

Наши рекомендации