Расчет цены по третьей модификации метода сокращенной себестоимости
Сущность третьей модификации заключается в том, что цены формируются по переменным затратам на продукцию, вырабатываемую на дополнительных (свободных) производственных мощностях предприятия. Причем при формировании цены калькулируются только переменные затраты. Все прочие затраты (постоянные или косвенные) при формировании цены участвуют в виде такого показателя, как «маржинальная прибыль». Под маржинальной прибылью понимается разница между ценой и переменными затратами на производство и реализацию продукции.
Третья модификация метода сокращенной себестоимости эффективна при определении цены на продукцию, изготовляемую на свободных, неиспользуемых производственных мощностях; под дополнительные заказы.
Технология формирования оптовой цены изготовителя при этом включает в себя несколько этапов.
Первый этап — определение объемов производства в натуральном выражении. В условиях рыночной экономики, как правило, производственный и финансовый планы разрабатываются исходя не из полной загрузки производственных мощностей. Практика показывает, что значительная часть предприятий планирует коэффициент использования производственных мощностей на уровне 0,8-0,9, что составляет 80-90% от производственной мощности. Это вызвано потребностью в некотором «внутрипроизводственном амортизаторе» для учета возможных рисков, связанных с изменчивостью рыночной конъюнктуры. С учетом обоснованного для каждого конкретного предприятия коэффициента использования производственной мощности определяются и объемы производства продукции.
Допустим, предприятие предполагает произвести 100 тыс. изделий Вв год. Производственные мощности предприятия позволяют производить 120 тыс. этих изделий в год. То есть, коэффициент использования производственной мощности запланирован на уровне 0,83.
Второй этап — определение возможности выполнения дополнительного заказа. Представим, что предприятию поступило от нового заказчика предложение о дополнительном производстве 10 тыс. изделий В. Предприятие оценивает возможности выполнения данного заказа с позиций производственных мощностей. В данный момент у предприятия имеются свободные производственные мощности для выработки 20 тыс. изделий В. Значит, предприятие имеет возможность (с позиций производственных мощностей) выполнить дополнительный заказ на 10 тыс. изделий.
Третий этап — оценка целесообразности выполнения дополнительного заказа с позиций цены. Этот этап начинается с анализа цены изделия В, которая рассчитана либо на основе метода полных затрат (цена составляет 4715 руб.), либо на основе метода сокращенной себестоимости первой модификации (цена составляет 5389 руб.). Порядок расчета цены с помощью методов полной себестоимости и первой модификации метода сокращенной себестоимости приведен выше.
Новый заказчик поставил условие, что он будет покупать изделия В по цене не выше 3000 руб. На первый взгляд представляется, что по такой цене заказ будет убыточен, так как полная себестоимость производства изделия В составляет 4055 руб. (табл. 6.5). То есть, убыток будет составлять 1055 руб. (3000 руб. – 4055 руб.). Да и если сопоставить цену, предлагаемую новым заказчиком (3000 руб.), с расчетной ценой по первой модификации метода сокращенной себестоимости (5389 руб.), то и в этом случае она ниже в 1,8 раза (5389 / 3000).
На самом деле предложенная заказчиком цена оказывается чрезвычайно выгодной для производителя. Постоянные затраты (в данном случае они приравниваются к косвенным) полностью распределены по изделиям (в том числе и на изделие В). Они включены в их себестоимость, а соответственно, и в цены при формировании основного производственного и финансового планов. Поэтому-то они себя уже окупили этими ценами. При формировании цены на дополнительный заказ не следует учитывать постоянные (косвенные) затраты. Исключение составляет, если выпуск изделий для дополнительного заказа потребует каких-либо дополнительных издержек, скажем, вызванных системой логистики. Но такие дополнительные издержки не оказывают существенного влияния на затраты и цены.
Любая цена выше переменных (прямых) затрат будет приносить предприятию прибыль. В нашем случае изделие В, выпускаемое по дополнительному заказу и реализуемое по любой цене выше 2100 руб., будет рентабельно. При цене, на которую согласен заказчик (3000 руб.), прибыль по изделию В, изготовленному по дополнительному заказу, будет составлять 900 руб. (3000 руб. – 2100 руб.). В то время как при основном производстве выпуск изделия Вприносит прибыль в размере только 660 руб. (табл. 6.1). Таким образом, дополнительный заказ более выгоден предприятию, чем основное производство. Поэтому и с позиций цены данный заказ следует принимать.
Обобщая все три модификации метода ценообразования на основе сокращенной себестоимости, можно говорить о целесообразности его применения на практике по следующим основаниям.
Изготовитель обладает полной информацией о производстве изделия. Более того, на предприятии, как правило, разрабатываются нормы расходования различных ресурсов на производство конкретных изделий. Это позволяет достаточно обоснованно рассчитать все прямые (переменные) издержки с учетом различных объемов производства.
Прямые (переменные) затраты, включаемые в цены, могут быть более надежно проконтролированы на предмет соответствия расчетным значениям. Поэтому анализ прямых (переменных) затрат более прозрачен с позиций принятия оперативных управленческих решений.
Метод ценообразования на основе сокращенной себестоимости в большей степени учитывает фактор спроса на товар, нежели метод ценообразования по полной себестоимости.
Цены, обоснованные методом сокращенной себестоимости, свободны от проблем субъективного распределения косвенных (постоянных) затрат на единицу изделия.
Данный метод имеет и определенные недостатки. Прежде всего, механизмом расчета затрат и включения в цены прибыли он ориентирован на интересы производителя. Кроме того, данный метод абстрагируется от учета в цене полезности товара.
6.3.2. Параметрические методы ценообразования
Рассмотренные выше затратные методы ценообразования ориентируют цены в первую очередь на производителя, так как в основу цен закладываются издержки производства (себестоимость). Однако цена должна отражать интересы не только производителя, но и потребителя. Полезность вещи — это такое же объективно присущее цене условие, как и затраты. Каждый товар обладает набором потребительских параметров, которые в определенной мере отражают его полезность. Цены, сформированные с учетом потребительских параметров, ориентируют потребителей на приобретение товаров с нужными потребительскими свойствами и тем самым учитывают интересы потребителей. Параметры изделия для потребителя служат наряду с затратами на его приобретение важнейшими показателями, с помощью которых определяется эффект применения данного товара, в зависимости от которого потребитель в конечном счете решает проблему выбора конкретного товара. Поэтому параметрические методы можно охарактеризовать как определение расчетной цены на основе симбиоза затрат и оценки полезности продукции с позиций потребителя. При этом в цене учитываются наиболее существенные параметры изделия, на которые ориентируется потребитель.
Для определенной группы изделий характерен один существенный параметр, который и определяет главное свойство товара с позиций потребителя. По другим изделиям потребитель ориентируется на несколько параметров, которые в совокупности удовлетворяют его интересы. В этом случае полезность товара определяется совокупностью его свойств. При этом потребитель может ранжировать эти параметры с позиций значимости их в общей оценке полезности.
|
Рис. 6.4 – Параметрические методы ценообразования
На практике используется система параметрических методов ценообразования, включающая метод удельной цены, корреляционный метод, балловый метод и агрегатный метод. Эти методы приведены на рис. 6.4.
Перечислим особенности параметрических методов ценообразования:
1. Метод удельной цен используется для определения и анализа цен небольших групп продукции, характеризующейся наличием одного основного параметра, величина которого в значительной мере определяется общий уровень цены изделия.
2. Корреляционный метод применяется для определения зависимости изменения цены от изменения технико-экономических параметров продукции, относящейся к данному роду, построения и выравнивания ценностных соотношений. При этом могут быть получены различные уравнения регрессии: линейное, степенное, параболическое и т.д.
3. Балловый метод состоит в том, что на основе экспертных оценок значимости параметров изделий для потребителей каждому параметру присваивается определённое число баллов, суммирование которых дает интегральную оценку технико-экономического уровня изделия.
4. Агрегатный метод заключается в суммирование цен изделий базовой комплектации и отдельных конструктивных частей изделий (агрегатов).
Обоснование цен с помощью параметрических методов основано на двух важных положениях. Во-первых, предполагается, что конструктивно-технические и другие потребительские параметры достаточно полно отражают потребительские свойства изделия. Во-вторых, параметрические данные и затраты на производство товаров в пределах одного параметрического ряда взаимосвязаны между собой с достаточно высоким коэффициентом корреляции. Эта связь, по существу, и определяет основные сферы применения параметрических методов ценообразования на аналогичную и взаимозаменяемую продукцию:
- обоснование цен на новые изделия, входящие в конкретный параметрический ряд;
- обоснование соотношений цен на изделия в пределах параметрического ряда.
Применение параметрических методов осуществляется на основе специально разработанных формул, которые, в конечном счете, характеризуют связь цен с параметрами изделия. Однако возможны и промежуточные расчеты, характеризующие связь потребительских параметров с отдельными конкретными или с совокупными затратами (себестоимостью). Причем цены и затраты выступают в качестве неизвестных величин функции от конкретных потребительских параметров.
В качестве базовых цен при параметрическом ценообразовании, как правило, выступают действующие цены на аналогичную или взаимозаменяемую продукцию, входящую в конкретный параметрический ряд.
В случае, когда в качестве базовой, функциональной величины используются затраты, они могут быть фактическими, нормативными, стандартными и даже рассчитанными на основе анализа гипотетического предприятия.
Механизм параметрического ценообразования можно представить схематично (табл. 6.7).
Таблица 6.7 - Обобщенный механизм параметрического ценообразования
Характеристика параметрических методов | ||||
Базовые, функциональные показатели | Потребительские параметры | Параметрические методы | Расчет уравнений функциональных зависимостей | Определение уровня цен и соотношений цен |
а) конкретные элементы производственных затрат б) полная или сокращенная себестоимость в) действующие цены | Конструктивные, технические показатели Показатели эргономики, дизайна, экологии, эстетики и др. | а) метод удельной цены б) метод регрессионного анализа в) балловый метод г) агрегатный метод |
Каждый метод параметрического ценообразования имеет свои особенности. На конкретных примерах рассмотрим условия применения конкретных методов параметрического ценообразования.
Метод удельной цены
Данный метод применяется для обоснования цен, а также себестоимости и отдельных элементов затрат. Объектом применения метода удельной цены являются изделия, характеризующиеся наличием одного основного параметра и входящие в относительно небольшой параметрический ряд однотипных товаров. Основной параметр, как правило, отражает потребительские свойства продукции, ее качество; определяет уровень цены, себестоимости или отдельных элементов затрат. К таким параметрам могут быть отнесены следующие: производительность, мощность, содержание полезных компонентов, емкость и др. Данный метод эффективен в основном для:
- обоснования цен на новую продукцию, входящую в параметрический ряд;
- расчета лимитных (предельных) цен производителя;
- обоснования цен потребителями (покупателями) продукции;
- обоснования цен на стадии ее технического проектирования;
- анализа действующих цен на изделия параметрического ряда.
Удельная цена представляет собой цену, приходящуюся на единицу основного параметра изделия. В формализованном виде удельные цены рассчитываются по следующей формуле:
где Цу — цена единицы основного параметра базового изделия, входящего в параметрический ряд,
Цб — уровень цены выбранного базового аналогичного изделия, входящего в параметрический ряд,
Тб — количественное значение основного параметра базового изделия.
Зная величину удельной цены можно обосновать уровень цены нового изделия по формуле
Цн = Цу ∙ Тн ,
где Цн — цена нового изделия,
Тн — количественное значение основного параметра нового изделия.
Расчет цены с использованием метода удельной цены осуществляется в несколько этапов.
Первый этап — это выбор и обоснование основного показателя изделия, характеризующего его потребительские свойства и определяющего цену изделия. Иногда возможно формировать совокупный (комплексный) показатель из нескольких конкретных показателей. К примеру, при обосновании цены на алкогольные напитки можно использовать показатель «грамм-градус». Такой способ применяется, если в параметрический ряд входят товары, отличающиеся «крепостью» и объемом расфасовки.
Второй этап — выбор стоимостного показателя, по которому и будет определяться удельное значение. Как правило, в качестве стоимостного показателя выступает цена. Однако при необходимости можно рассчитывать и удельную себестоимость, и удельные затраты на конкретные элементы расходов.
Третий этап — выбор наиболее близкого по параметрическому ряду базового изделия. Иногда для определения удельной цены используются данные по нескольким базовым товарам.
Четвертый этап — расчет удельной цены (или иного стоимостного показателя) по базовому изделию (или нескольким базовым изделиям).
Пятый этап — на основе полученной удельной цены и основного количественного значения показателя нового изделия определяется расчетная оптовая цена изготовителя.
Пример расчета цены с использованием метода удельной цены одного параметра. Предприятие намерено производить новый бензиновый двигатель мотоблока «МК—Н». В качестве основного параметра, характеризующего потребительские свойства мотоблоков и от величины которого зависит цена изделия, принята мощность двигателя мотоблоков. Мощность двигателя новой модели мотоблока «МК—Н» составляет 7,5 КВт.
В качестве базовой модели уже выпускаемого мотоблока, входящего в параметрический ряд, принята модель «МК» с мощностью двигателя 6,0 КВт. Действующая оптовая цена изготовителя базовой модели — 15000 руб. Техническая сравнимость нового и базового изделий достаточно высока. На основе приведенной выше формулы рассчитаем удельную оптовую цену базовой модели мотоблока «МК». Она составит 2500 руб./КВт мощности .
В этом случае расчетная оптовая цена изготовителя нового мотоблока марки «МК—Н» составит 18750 руб. (2500 ∙ 7,5).
Следует отметить, что цены, обоснованные с помощью метода удельных цен, основываются на том, что цена полезного эффекта нового изделия не изменяется по сравнению с ценой эффекта базового изделия. Однако научно-технический прогресс, результатом которого является создание новых продуктов, предполагает снижение цены на единицу полезного эффекта. Такое же требование предъявляют к новым товарам и потребители, которые считают, что темпы роста цен на новые товары должны отставать от темпов роста качества. В связи с этим одним из условий успешного применения метода удельных цен является относительное удешевление цены единицы параметра нового изделия по сравнению базовым. Практика ценообразования должна исходить из условия, при котором . Для того, чтобы соблюдалось это условие, при расчете цены на новое изделие применяется специальный коэффициент торможения, величина которого зависит от группы товаров и находится, как правило, в пределах от 0,9 до 0,97. Формула расчета цены нового товара с учетом коэффициента торможения выглядит следующим образом
Цн = Цб ∙ Тн ∙ К т ,
где К т — коэффициент торможения.
В нашем примере расчетная оптовая цена изготовителя нового мотоблока марки «МК—Н» с учетом коэффициента торможения, принятого в размере 0,95, составит 17812,5 руб. (18750 руб. ∙ 0,95).
Пример расчета цены с использованием метода удельной цены совокупного показателя. В качестве основного показателя принимается совокупный (комплексный) показатель, характеризующий потребительские свойства изделия и его цену.
Так, в современной практике ценообразования на грузовые автомобили применяется удельная цена на единицу комплексного показателя ( Кк ), который является производным от таких конкретных показателей как мощность двигателя в лошадиных силах ( Мд ), грузоподъемность автомобиля в тоннах ( Гп ), вес автомобиля в тоннах ( Ва ). Комплексный показатель рассчитывается по формуле
Данный комплексный показатель при прочих равных условиях в достаточно полной мере характеризует потребительские свойства автомобилей и их техническую и стоимостную эквивалентность. В табл. 6.8 приведен расчет комплексного (совокупного) удельного показателя по некоторым отечественным и иностранным автомобилям, входящим в различные параметрические ряды.
Таблица 6.8. - Расчет комплексного удельного показателя автомобилей
Показатели грузовых автомобилей | Автомобили грузовые национальных производителей | Автомобили грузовые зарубежного производства | |||
Типа КАМАЗ | ТипаЗИЛ | ТипаГАЗ | Типа Мерседес | ТипаМАН | |
1. Мощность двигателя, л.с. 2. Грузоподъемность, тонн 3. Общий вес автомобиля, тонн | |||||
4. Комплексный показатель | 178,4 | 132,5 | 161,5 | ||
5. Цена автомобиля, тыс. руб. | |||||
6. Удельная цена автомобиля, тыс. руб. (стр. 5 / стр. 4) | 2,2 | 1,8 | 3,5 | 3,0 |
Для упрощения примера количественное значение технических параметров конкретных автомобилей принято условно. То есть, они могут не совпадать с реальными значениями параметров указанных автомобилей.
Приведенные типы автомобилей входят в различные параметрические ряды. В определенной мере удельные цены автомобилей, входящих в различные параметрические ряды, могут быть применены для сравнительной оценки эффективного использования различных грузовых автомобилей.
Для определения цены на новый отечественный автомобиль, который планирует выпустить изготовитель, или на новый импортный автомобиль, который собирается приобрести потребитель, следует использовать удельную цену автомобиля, входящего в соответствующий параметрический ряд. Так, если изготовитель обосновывает цену на новый автомобиль, входящий в параметрический ряд автомобилей типа ЗИЛ, то он использует удельную цену этого параметрического ряда. В нашем примере она составляет 2 тыс. руб. Допустим, параметры нового автомобиля типа ЗИЛ следующие:
- мощность двигателя — 300 л.с.;
- грузоподъемность — 16 т.;
- общий вес — 25 т.
Исходя из этих параметров, комплексный параметр нового автомобиля будет составлять 192 . Коэффициент торможения принят в размере 0,93. В этом случае расчетная цена нового автомобиля составит 357 тыс. руб. (192 ∙ 2 ∙ 0,93).
Обоснование цен методом удельной цены в связи с его относительной простотой может использоваться как производителем, так и потребителем.
Метод ценообразования на основе удельной цены широко используется при обосновании цен на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления. Сравнительные удельные цены активно используются в строительной индустрии по различным стройматериалам. Удельные цены на основные энергоносители широко применяются для построения внутренних национальных цен для различных потребителей. Широкая возможность применения метода ценообразования на основе удельной цены оправдана в условиях большой комплектации узлов и деталей, изготавливаемых по кооперации, в обосновании системы трансфертных цен компании, в практике внешнеторгового ценообразования и др.
Недостатком метода удельных показателей является то, что он учитывает только один основной (или же комплексный) параметр. Основная же масса товаров, особенно современные виды продукции (изделия сложной конструкции, машины, оборудование и др.), характеризуется комплексом технико-экономических параметров. Поэтому расчет цены по одному (пусть даже комплексному) параметру недостаточен для экономической оценки большинства видов продукции. Требуется использовать большую совокупность таких количественных параметров изделия, которые характеризуют разносторонние свойства товара, а следовательно, будут отражать оценки не только затрат производителя, но и дополнительно оценку полезности с позиций потребителя.
Корреляционный метод ценообразования
Наиболее распространенным параметрическим методом ценообразования является корреляционный метод, предполагающий нахождение взаимосвязи цен с величиной основных технико-экономических и потребительских параметров изделия. Причем цены изделия являются функцией от параметров, т.е.
где Ц — цена изделия,
— набор технико-экономических и потребительских параметров изделия.
Применение корреляционного метода для обоснования цен предполагает наличие определенных условий:
- изделия должны быть четко классифицированы по соответствующим параметрическим группам. Достоверность расчета цен повышается, если в параметрический ряд включено значительное количество товаров-представителей. Если параметрический ряд состоит из трех и менее представителей, то применение корреляционного метода ценообразования нецелесообразно;
- в каждой параметрической группе продукции из всех технико-экономических и потребительских параметров необходимо выявить параметры, оказывающие наибольшее воздействие на себестоимость и цену изделия;
- для каждой параметрической группы продукции определяется свойственная ей конкретная форма связи (зависимости) между ценой и параметрами. На практике чаще всего используются линейная, степенная, логарифмическая функции.
Успешное применение корреляционного метода возможно только при соблюдении определенных требований при отборе технико-экономических и потребительских параметров. Совокупность отобранных параметров должна достаточно полно характеризовать конструктивные, технологические и эксплуатационные свойства изделий, входящих в параметрический ряд, и иметь тесную корреляционную связь с ценой. Кроме того, параметры не должны быть взаимозависимыми.
В качестве примера обоснования цены с помощью корреляционного метода использован пример, приведенный в работе В.А. Слепова и Т.Е. Николаевой.
На основе данных параметрического ряда, включающего в себя различные виды бумаги для печати, рассчитано следующее уравнение, характеризующее зависимость цены бумаги и параметров качества:
где X1 — плотность, граммов на 1 кв. м. площади бумаги;
X2 — степень белизны, %.
С помощью данной эмпирически полученной формулы можно обосновать цену нового вида бумаги, к примеру, имеющей плотность 110 г на 1 кв. м. и белизну 80%. Цена нового вида определяется путем введения параметров нового вида бумаги в приведенную формулу
Цн = –65,5 + 0,38 ∙ 110 + 0,67 ∙ 80 = 38,9 тыс. руб.
Корреляционный метод ценообразования может использоваться в большинстве отраслей народного хозяйства, где имеется возможность выявления формы и количественного определения связи между ценой и технико-экономическими и потребительскими параметрами.
Балловый метод ценообразования
Сущность баллового метода заключается в использовании экспертных оценок значимости технико-экономических и потребительских параметров изделий, входящих в определенный параметрический ряд аналогичной или взаимозаменяемой продукции. Некоторые технико-экономические показатели качества товаров, оказывающие влияние на цены, не могут быть количественно измерены либо они являются неудобными для применения других методов параметрического ценообразования. Количественное измерение таких показателей происходит на основе их экспертной оценки в баллах.
Использование баллового метода сопряжено с наличием:
- определенной группы однородных изделий, предназначенных для удовлетворения одинаковой потребности (параметрический ряд), с определенным диапазоном разброса потребительских свойств;
- группы специалистов-экспертов по данным изделиям для разработки единой системы оценки в баллах потребительских свойств изделий;
- методики оценки потребительских свойств товаров, входящих в данный параметрический ряд.
Практическое использование балльного метода предполагает определенную технологию обоснования цен на конкретные изделия (Рис. 6.5).
В формализованном виде расчет цены на новое изделие ( Цн ) выглядит следующим образом:
где Цб — цена базового изделия;
Бб — общая сумма баллов по базовому изделию с учетом коэффициента значимости параметров;
Бн — общая сумма баллов по новому изделию с учетом коэффициента значимости параметров;
К т — коэффициент торможения.
|
Пример расчета цены на новое изделие. Предприятие планирует выпустить новый амортизатор для легковых автомобилей. В качестве параметров для использования баллового метода были отобраны: масса, надежность, срок эксплуатации. Конкретные данные для расчета общей суммы баллов по базовому и новому изделиям приведены в табл. 6.9.
Оценка параметров производилась по 10-балльной системе, т. е. максимальное значение конкретного параметра не должно превышать 10 баллов. Коэффициенты весомости определялись в долях. Сумма коэффициентов весомости конкретных параметров составляет 1. Коэффициент торможения принят в размере 0,96.
Цена базовой модели амортизатора — 800 руб.
Исходя из этих данных, расчетная цена нового амортизатора составит 997 руб. .
Таблица 6.9 - Расчет общей суммы баллов по базовому и новому амортизаторам (цифры условные)
Изделия | Параметры | Общая сумма баллов | |||||
Масса | Надежность | Срок эксплуатации | |||||
баллы | Коэффициент весомости | баллы | Коэффициент весомости | баллы | Коэффициент весомости | ||
Базовый амортизатор | 0,3 | 0,5 | 0,2 | 5,7 | |||
Новый амортизатор | 0,3 | 0,5 | 0,2 | 7,4 |
Балловый метод ценообразования эффективен при обосновании цен на товары, потребительские параметры которых не поддаются количественному измерению: комфортность, удобность использования, полезность, экологичность, цвет, эстетичность и др.
Основной недостаток баллового метода связан с субъективизмом при обосновании цен. Во-первых, субъективным является подбор экспертов. Во-вторых, эксперты субъективно выбирают базу сопоставления (набор параметров). В-третьих, субъективно оценивается значимость каждого конкретного параметра. Однако этот метод незаменим там, где отсутствует возможность для применения других методов ценообразования.
Агрегатный метод ценообразования
Агрегатный метод применяется при определении цен на сложные, многофункциональные изделия, оборудование, которые, как правило, представлены базовой моделью и определенным количеством отдельных блоков, узлов, конструктивных деталей и т.д. Формула расчета цены изделия ( Цн ) агрегатным методом следующая:
где Цб — цена базовой комплектации;
— сумма цен отдельных агрегатов, дополняющих базовую модель изделия.
В качестве цен отдельных агрегатов, дополняющих базовую модель изделия, могут приниматься действующие цены на такие агрегаты. Возможно и самостоятельное определение цен на агрегаты с использованием различных методов ценообразования. В настоящее время этот метод используется в авиастроении, автомобильной промышленности, других отраслях машиностроения и приборостроения, в строительстве и др. отраслях народного хозяйства.
Условный пример расчета цены на изделие с применением агрегатного метода. Цена автомобиля базовой комплектации составляет 150 тыс. руб. В базовую комплектацию не входят следующие агрегаты:
- защита картера — цена со стоимостью установки 10 тыс. руб.;
- стеклоподъемник — цена со стоимостью установки 6 тыс. руб.;
- магнитола — цена со стоимостью установки 10 тыс. руб.;
- охранная сигнализация — цена со стоимостью установки 15 тыс. руб.
Завод-изготовитель планирует выпускать автомобиль с дополнительными агрегатами. В этом случае цена на такой автомобиль будет составлять 191 тыс. руб. (150 + 10 + 6 + 10 + 15).
Цены на изделия с дополнительной комплектацией с одинаковым успехом могут определять изготовители и потребители, так как информация о ценах на базовые модели и дополнительные агрегаты, как правило, доступна не только изготовителю, но и потребителю.
6.4. Рыночные методы ценообразования
В расчетных методах ценообразования в определенной степени уже учтены требования рыночной конъюнктуры, поскольку в расчетах применяется базовая цена действующего рынка. Однако расчетные методы не предполагают сбалансирования спроса и предложения. В этом заключается их основной недостаток. Рыночные методы устраняют этот недостаток.
Рыночные методы ценообразования классифицируются на две группы:
- методы стимулирования реализации продукции;
- методы потребительской оценки.