Расчет цены по второй модификации метода сокращенной себестоимости
Сущность второй модификации заключается в возможности использования величины «покрытия затрат» для выявления более эффективного ассортимента с позиций прямых затрат. При таком анализе не имеет значения, с помощью какого метода (метода полных затрат или сокращенной себестоимости) были сформированы анализируемые цены.
Если при обосновании цены был использован метод полных затрат с единым нормативом рентабельности (по отношению к полной себестоимости), то в этом случае рентабельность (по отношению к прямым затратам) будет различной, дифференцированной по конкретным изделиям. В качестве примера такого расхождения можно привести расчеты в табл. 6.5.
Таблица 6.5 - Сопоставление рентабельности продукции, исходя из цен, сформированных методом полных затрат, с рентабельностью только прямых затрат
Элементы цены единицы продукции | Наименование продукции | ||
А | Б | В | |
1. Прямые затраты, руб. | |||
2. Косвенные затраты, руб. | |||
3. Коммерческие расходы, руб. | |||
4. Полная себестоимость, руб. | |||
6. Рентабельность к себестоимости, % | 16,24 | 16,24 | 16,24 |
7. Прибыль, руб. | |||
8. Цена, руб. | |||
9. Покрытие затрат (стр. 8 – стр. 1), руб. | |||
10. Рентабельность к прямым затратам, % (стр. 9 / стр. 1) | 209,8 | 207,8 | 124,5 |
Данные взяты из табл. 6.1.
Данные табл. 6.5 показывают, что при формировании цен методом полных затрат и определении прибыли по единому нормативу рентабельности (16,24%), рентабельность к прямым затратам существенно различается по изделиям. Наиболее рентабельным является товар А(209,8%). Наименьшую рентабельность имеет товар В(124,5%). Естественно, это характеризует и эффективность производства и реализации товаров. Она различна. Чем выше рентабельность (по отношению к прямым затратам), тем более эффективно его производство.
Если же цены обоснованы методом сокращенной себестоимости с учетом единого норматива рентабельности (к прямым затратам), то и в этом случае целесообразно анализировать эффективность применения таких цен. Дело в том, что цены формируются при определенных «стартовых», «нормативных» условиях. В основном это относится к системе прямых затрат на производство и реализацию продукции. В процессе применения цен фактические затраты, как правило, «отходят» от нормативных. Причем такой «отход» может быть неравномерен по конкретным товарам. Анализ цен методом сокращенной себестоимости позволяет выявить более эффективный ассортимент с позиций прямых затрат. Пример такого анализа приведен в табл. 6.6.
Таблица 6.6 - Анализ эффективности производства продукции, цены на которую сформированы с использованием единого норматива рентабельности (к прямым затратам)
Элементы цены | Наименование продукции | ||
А | Б | В | |
1. Прямые затраты, руб. | |||
при формировании цены | |||
фактические | |||
2. Цена, руб. | |||
3. Покрытие затрат, руб. | |||
при формировании цены | |||
фактическая | |||
4. Рентабельность к прямым затратам % | |||
при формировании цены | 156,6 | 156,6 | 156,6 |
фактическая | 150,2 | 151,0 | 162,9 |
Данные, принятые при формировании цены, взяты из табл. 6.3. Фактические данные даны дополнительно.
Из табл. 6.6 видно, что формировались цены на различные виды продукции как равновыгодные с позиций прямых затрат. Однако под влиянием каких-то факторов по товарам А и Б прямые затраты выросли по сравнению с нормативными, а по изделию В — снизились. Это отразилось и на фактической рентабельности, которая снизилась по первым двум товарам и возросла по изделию В. Это дает информацию для принятия управленческих решений.
Применение метода сокращенной себестоимости при анализе эффективности производства основывается на сопоставлении рентабельности (к прямым затратам) по всей номенклатуре выпускаемой продукции.
Наибольший эффект применение этого метода дает при решении следующих конкретных задач:
- выборе из альтернативных способов и технологий производства наиболее эффективных;
- оценке целесообразности дополнительных инвестиций в производство, а также последствий их внедрения;
- обосновании решения о самостоятельном производстве комплектующих изделий и полуфабрикатов, которые закупаются на стороне, и наоборот;
- решении вопроса о выпуске новой продукции;
- определении эффективного объема выпуска продукции и критической точки производства;
- выборе наиболее эффективных сочетаний из возможных альтернативных вариантов взаимосвязи «объем производства — затраты — прибыль».
Осуществляя анализ цен с позиций прямых затрат, государственные органы, осуществляющие закупки, могут получить дополнительные аргументы по обоснованию уровня и структуры начальной цены или цены по системе запросов котировок.