Рентабельность единицы продукции
Рентабельность является показателем, характеризующим финансовые результаты, эффективность деятельности организации и прибыльность продукции. Рентабельность относится к обязательным элементам сравнительного анализа, оценки финансового состояния предприятия и выработки инвестиционной политики.
Важное назначение показателя рентабельности — определение нормативной прибыли в цене единицы продукции. Рентабельность — это относительный показатель, рассчитываемый в процентах как отношение величины прибыли к какой-либо базе. В ценообразовании в основном используется два показателя рентабельности:
1) рентабельность продукции;
2) рентабельность продаж.
Рентабельность продукции формируется как отношение прибыли к себестоимости.
Показатель рентабельности продукции ( R прод ) характеризует размер прибыли (в процентах), приходящейся на 1 рубль затрат (себестоимости) на производство и реализацию продукции. Показатель рентабельности продукции рассчитывается по формуле:
где R прод — рентабельность продукции,
— величина целевой прибыли организации,
— себестоимость всего выпуска продукции организации.
Данный показатель рентабельности может рассчитываться как на единицу конкретной продукции, так и на весь объем произведенной организацией продукции.
На основе данных, приведенных в табл. 4.5 (полная себестоимость всего выпуска продукции организации — 170 млн. руб.) и в табл. 4.8 (величина целевой прибыли — 27.6 млн. руб.), определяем рентабельность продукции ( R прод ). Она будет составлять 16,24% .
С помощью данного показателя рентабельности рассчитывается прибыль в составе цены единицы продукции по формуле:
где Пi — нормативная прибыль, включаемая в состав единицы i-го вида продукции,
CCi — полная (коммерческая) себестоимость единицы i-го вида продукции.
Себестоимость единицы различных видов продукции взята нами из табл. 4.7. Расчет прибыли единицы каждого вида продукции представлен в табл. 4.9.
Таблица 4.9 - Расчет нормативной прибыли единицы различных видов продукции (в руб.)
Показатели | Виды изделий | |||
А | Б | В | ||
1. | Полная (коммерческая) себестоимость единицы продукции | |||
2. | Нормативная рентабельность продукции, % | 16,24 | 16,24 | 16,24 |
3. | Нормативная прибыль единицы продукции (стр. 1 ∙ стр. 2 / 100) |
Именно нормативная прибыль единицы продукции используется в затратном ценообразовании, о чем подробно будет рассмотрено в разделе, посвященном методам ценообразования.
Рентабельность продаж. Данный показатель характеризует долю прибыли от реализации продукции (в процентах) в составе выручки от реализации продукции. Показатель рентабельности продаж рассчитывается по формуле:
где Rв — рентабельность продаж,
— величина целевой прибыли,
ВР — выручка от реализации продукции (продаж).
Причем для данных расчетов .
В нашем примере рентабельность продаж ( Rв ) составляет 14,0% . Это означает, что в составе цены единицы продукции каждого вида прибыль составляет 14,0%, а себестоимость, соответственно, — 86,0%. Ранее была рассчитана полная себестоимость единицы каждого вида продукции (табл. 4.7). Зная, что она составляет 86,0% в составе цены (а в долях 0,86), находим прибыль в цене единицы каждого вида продукции. В цене продукции Априбыль составляет 173 руб. (1066 ∙ 0,14 / 0,86), в цене Б — 581 руб. (3575 ∙ 0,14 / 0,86), в цене В — 660 (4055 ∙ 0,14 / 0,86).
Следует отметить, что обосновывая, рентабельность продукции и продаж организация может дифференцировать этот показатель исходя из поставленных задач.
Вопросы для самопроверки
1. Виды себестоимости, используемые в ценообразовании.
2. Классификация затрат, входящих в себестоимость, по различным признакам.
3. Структура себестоимости.
4. Экономическая сущность и целесообразность деления затрат на прямые и косвенные, условно-постоянные и условно-переменные.
5. Методы калькулирования себестоимости единицы продукции.
6. Методы распределения косвенных затрат.
7. Использование в ценообразовании метода сокращенной себестоимости.
8. Прибыль как элемент цены.
9. Технология определения целевой прибыли для нужд ценообразования.
10. Рентабельность конкретных видов продукции.
11. Формирование цен с помощью показателей рентабельности.