Формирование целевой прибыли

Прибыль является одним из обобщающих показателей работы организации, характеризующим эффект (результат) ее финансово-хозяйственной деятельности. С финансовой точки зрения прибыль отражает сумму превышения доходов организации над его расходами. Прибыль, являясь финансовым результатом деятельности организации, выступает в качестве индикатора финансового состояния организации, ее финансовой устойчивости и платежеспособности. Прибыль относится к разряду абсолютных стоимостных показателей и рассчитывается в денежных единицах (рублях).

Факторы, оказывающие влияние на величину прибыли, можно разделить на две большие группы.

Первая группа — это внутренние факторы. Она включает в себя факторы, зависящие непосредственно от деятельности самой организации. К таким факторам можно отнести следующие:

- уровень цен на продукцию;

- себестоимость продукции;

- объем производства и реализации продукции;

- качество продукции;

- ассортимент выпускаемой продукции;

- и ряд других факторов.

Вторая группа — это внешние факторы. К ним относятся факторы, не зависящие от деятельности организации. В эту группу входят:

- система государственного регулирования экономики (законотворчество, различного рода ограничения, политика в области ценообразования, налогообложения, амортизации и др.);

- состояние внешней финансовой среды организации;

- уровень конкурентных цен, сложившихся на рынке и др.

С финансовой точки зрения прибыль является производной величиной от цены и затрат (себестоимости). Иными словами, рассчитывается прибыль как разница между ценой (всего объема реализованной продукции или единицы продукции) и себестоимостью (также всего объема реализованной продукции или единицы продукции). Для расчета прибыли с финансовой точки зрения цена и себестоимость являются данными (определенными) величинами.

С позиций ценообразования цена является производной от себестоимости и прибыли. Прибыль является существенным элементом цены. Поэтому, чтобы определить цену на основе затратного метода, необходимо рассчитать ее элемент — прибыль. Цена, формируемая производителем продукции (к примеру, для определения ее минимально допустимого уровня), определяется по следующей формуле:

Формирование целевой прибыли - student2.ru

где Ц — цена единицы товара, рассчитываемая производителем,

ССн — нормативная себестоимость единицы товара,

П н — нормативная прибыль, включаемая в цену единицы товара.

В данной формуле прибыль представляет собой нормативную величину. Причем норматив прибыли определяет сам производитель.

Формирование нормативной прибыли осуществляется в организации в два этапа.

1. Расчет целевой прибыли по организации в целом.

2. Формирование прибыли как элемента цены единицы продукции.

На первом этапе организация определяет для себя целевую величину прибыли, которая необходима для финансирования определенных направлений деятельности в планируемом периоде. Целевая прибыль организации формируется как сумма целевых в перспективном периоде затрат организации, осуществляемых из прибыли, по конкретным направлениям.

К примеру, организация за счет полученной от реализации продукции прибыли в планируемом периоде намерена провести следующие мероприятия, требующие определенных расходов (табл. 4.8).

При формировании целевой прибыли использовалась действующая в 2008 г. ставка налога на прибыль в размере 24%.

Организацией был проведен анализ взаимосвязи таких показателей как: объем реализации, выручка от реализации, цена, себестоимость, потенциальный спрос. Анализ показал, что организации не удастся получить желаемую целевую прибыль в размере 50,0 млн. руб. в планируемом периоде, который был рассчитан по I-му варианту (см. табл. 4.8).

Таблица 4.8 - Состав мероприятий, финансируемых из прибыли (млн. руб., цифры условные)

Перечень мероприятий Варианты (итерации) расчета целевой прибыли
I II III
Формирование фонда накопления, в том числе: 18,0 12,5 10,0
приобретение и установка автоматической линии 4,0 4,0 4,0
расширение парка автомобилей 2,0 2,0 2,0
обновление парка станков металлорежущих 2,0 2,0 1,5
финансирование прироста собственных оборотных средств 1,5 1,5 1,0
возврат кредитов и ссуд и уплата процентов по ним 1,5 1,5 1,5
строительство детского сада 1,5 1,5
строительство сауны 1,5
оборудование научно-исследовательской лаборатории 4,0
Формирование резервного и страхового фондов 5,0 5,0 4,0
Формирование фонда потребления, в том числе: 15,0 11,0 7,0
фонд экономического стимулирования 5,0 5,0 4,0
ссуды на строительство жилья для сотрудников 5,0 4,0 3,0
дополнительное медицинское страхование 3,0 2,0
оплата питания в столовой 2,0
Налог на прибыль 12,0 9.0 6.6
Целевая прибыль (всего) 50,0 37,5 27,6


В такой ситуации организации приходится отказаться от финансирования из прибыли ряда мероприятий. Из состава мероприятий удаляются наименее насущные с точки зрения организации расходы. Соответственно сокращается и целевая прибыль.

Разрабатывается второй вариант (итерация) расчета целевой прибыли. В этом варианте уже отсутствует финансирование оборудования научно-исследовательской лаборатории (4,0 млн. руб.), строительства сауны (1,5 млн. руб.) и оплаты питания (2,0 млн. руб.).

Сокращено финансирование из целевой прибыли дополнительного медицинского страхования на сумму 1 млн. руб. и на ссуды на строительство жилья для сотрудников на 1 млн. руб. Естественно, сокращается и налог на прибыль. По второму варианту (итерации) расчета сумма целевой прибыли, которую планирует получить организация и которая должна войти в состав цен на ее продукцию, составляет уже 37,5 млн. руб.

Снова проводится анализ взаимосвязи объема реализации, выручки от реализации, цены, затрат, спроса. И снова выводы неутешительны: организации не удастся получить целевую прибыль и в размере 38,0 млн. руб. в планируемом периоде. Начинается разработка третьего варианта (итерации) обоснования целевой прибыли. Приходится снова полностью отказываться от ряда мероприятий, финансируемых из прибыли, и сокращать финансирование по другим конкретным направлениям использования прибыли. Так, исключены из состава направлений, финансируемых из целевой прибыли, расходы на строительство детского сада (1,5 млн. руб.), на дополнительное медицинское страхование (2,0 млн. руб.). Пришлось сократить расходы на обновление парка станков металлорежущих (на 0,5 млн. руб.), на финансирование прироста собственных оборотных средств (на 0,5 млн. руб.), отчисления в фонд экономического стимулирования (на 1 млн. руб.). Естественно, происходит сокращение в составе целевой прибыли налога на прибыль. В результате этого целевая прибыль, которая должна быть отражена в составе цен на продукцию организации, составила 27,6 млн. руб. Анализ целевой прибыли, рассчитанной по третьему варианту (итерации), показал, что ее уровень обоснован и может войти в состав цен на продукцию организации.

Второй этап связан с формированием прибыли, входящей в состав цены единицы продукции. Это осуществляется путем распределения целевой прибыли по конкретным изделиям с помощью показателя рентабельности продукции.

Наши рекомендации