Кривые «безразличия» как инструмент анализа потребительских предпочтений, их свойства
Потребительские предпочтения очень удобно анализировать с помощью графического изображения предпочтений и желаний потребителя. Для этого используют 2-х мерную систему координат.
Различные комбинации 2-х товаров, которые представляют одинаковый уровень полезности для конкретного потребителя, располагаются в определенной последовательности, отображаемой с помощью т.н. «кривой безразличия». Т.о. кривая безразличия – это совокупность потребительских наборов, представляющих для конкретного потребителя одинаковый уровень предпочтений (полезности) (рис. 2).
Любой набор, содержащий большее количество хотя бы одного товара при неизменном количестве другого, будет более предпочтителен для данного потребителя, поскольку он будет располагаться на более отдаленной от начала координат кривой. Таким образом, можно построить множество кривых безразличия, отражающих предпочтения конкретного потребителя. Это множество называется «картой безразличия» и является графическим способом описания функции полезности данного индивида.
Карта безразличия характеризуется определенными свойствами:
1. Чем дальше кривые удалены от начала координат, тем больший уровень полезности имеют представленные ею потребительские наборы;
2. Кривые безразличия выпуклы к началу координат.
3. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон. Это означает, что при переходе от одного набора к другому в рамках одной кривой безразличия, потребитель должен отказаться от некоторого количества одного товара для получения определенного количества (одной дополнительной единицы) другого товара;
Важной характеристикой потребительских предпочтений является такой показатель, как предельная норма замещения, его обозначают следующим образом: МRSx,y.
Предельная норма замещения определяет то количество одного товара, от которого потребитель готов отказаться для получения одной единицы другого товара, без изменения общего уровня полезности потребительского набора.
Для расчета МRS применяется формула: МRSx,y= = Mu / Mu (2)
Для типичных (степенных) предпочтений подобная замена возможна не на всем протяжении кривой безразличия, а только на определенном участке, называемой зоной замещения. Предельная норма замещения имеет тенденцию к снижению по мере движения вдоль кривой безразличия. Это связано с тем, что чем меньшее количество товара (например, Х) остается у потребителя, тем труднее ему пожертвовать еще одной единицей этого товара для приобретения дополнительной единицы другого товара (например, У).
Бюджетное ограничение и равновесие потребителя: определение набора спроса. Алгебраический и графический методы в определении потребительского оптимума.
Кривые безразличия дают нам субъективные представления, связанные с желаниями потребителя по отношению к благам. Помимо субъективных, существуют еще объективные ограничения, определяемые ценами благ и величиной бюджета (дохода) потребителя. Т.о., потребитель в процессе осуществления своего выбора сталкивается с бюджетными ограничениями. Рассмотрим пример. Предположим, что потребитель имеет некоторую сумму денег (1000р.), выделенную ему на приобретение 2-х товаров Х и У, при этом условная единица т. Х (Рх) - 10 р., Py - 100 p.
При заданных ограничениях потребитель может приобрести на свой недельный бюджет 100 ед. Х или 10 единиц У, либо различные комбинации этих 2-х товаров, соответствующие неравенству 3:
Px •x + Py • y М (3)
Множество точек или наборов благ, удовлетворяющих условию 3, называют бюджетным множеством данного потребителя или областью допустимого потребления. Граница данного множества представляет собой совокупность потребительских наборов, которые потребитель может купить, израсходовав весь бюджет: Px • x + Py • y = М (4)
Равенство (4) называется уравнением бюджета потребителя, а множество соответствующих ему значений на графике представляет бюджетную линию потребителя (рис.3):
Бюджетная линия характеризуется рядом свойств:
1. Значения крайних точек определяются из соотношений М/Рх, М/Ру.
2. Угловой коэффициент бюджетной линии равен соотношению цен этих двух благ: Рх/Ру.
3. При изменении цены одного из двух товаров, как и при непропорциональном изменении цен обоих товаров, изменится угол наклона б.л.
4. Пропорциональное изменение обоих цен равносильно изменению величины дохода и приведет к параллельному смещению б.л.
Для того, чтобы найти точку оптимального выбора потребителя, необходимо совместить бюджетную линию данного потребителя с его картой безразличия. Точка оптимального выбора расположена на бюджетной линии и одновременно на наиболее отдаленной из доступных потребителю кривых безразличия. Алгебраическим решением проблемы оптимального выбора является равенство (5) МRS xy = : Соотношение, в котором потребитель согласен обменять один товар на другой, равно соотношению, в котором он способен осуществить данный обмен.