Этап выведения товара на рынок

Вопросы к итоговому контролю (экзамену)

1. Понятие и классификация предприятий

2. Внутренняя и внешняя среда организаций

3. Организационно-правовые формы предприятий и их особенности

4. Сущность, виды и формы предпринимательской деятельности

5. Производственная структура как часть общей структуры предприятия

6. Инфраструктура предприятия. Производственная и непроизводственная инфраструктура предприятия

7. Понятие продукции и услуг. Жизненный цикл продукции и характеристика основных его этапов.

8. Понятие и показатели качества продукции

9. Конкурентоспособность продукции

10. Понятие основного капитала

11. Основные фонды, их классификация и оценка

12. Износ и амортизация основных фондов

13. Показатели и пути улучшения использования основных фондов

14. Состав и классификация оборотных средств

15. Источники формирования оборотных средств

16. Нормирование оборотных средств

17. Понятие материальных ресурсов и показатели их использования

18. Основные характеристики персонала организации

19. Определение потребности в персонале

20. Показатели и оценка производительности труда

21. Факторы и резервы роста производительности труда

22. Системы и формы оплаты труда

23. Цели, функции и процесс управления организацией

24. Сущность управления, его принципы и функции.

25. Организационная структура управления и принципы ее формирования. Типы организационных структур управления фирмам и их сравнительная характеристика

26. Планирование – как основная функция управления. Задачи, принципы и методы планирования.

27. Содержание и характер управленческого труда. место руководителя в системе управления.

28. Последовательность разработки производственной программы

29. Показатели производственной программы

30. Производственная мощность предприятия

31. Сущность и функции себестоимости продукции

32. Классификация затрат на производство и реализацию продукции

33. Классификация затрат по экономическим элементам и статьям калькуляции

34. Основные направления снижения затрат в организации

35. Понятие финансовых ресурсов. источники формирования финансовых ресурсов

36. Доходы и расходы организации

37. Экономическая эффективность производства

38. Сущность, функции и виды прибыли

39. Рентабельность и ее виды

40. Определение точки безубыточности работы предприятия

41. Понятие и виды потенциала предприятия

42. Экономическое развитие и экономический рост: понятие и сущность. Экстенсивные и интенсивные факторы развития предприятия.

43. Понятие научно-технического прогресса, формы и факторы его развития.

44. Инновации: понятие и классификация.

45. Экономическая сущность и значение инвестиций. Классификация и структура инвестиций. Источники финансирования инвестиций.

46. Инвестиционная деятельность предприятия. Оценка эффективности инвестиционных проектов

1. Понятие и классификация предприятий

Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Переход к рынку влечет за собой коренные изменения в формах хозяйствования, отношениях между собственниками, организаторами производства и наемными работниками. Предприятие предоставляет рабочие места, выплачивает заработную плату. Путем выплаты налогов оно участвует в реализации государственных программ, развитии экономики страны. Это означает, что в условиях рыночных отношений предприятие есть самоорганизующийся и самовоспроизводящийся социально-производственный организм, автономный центр производственных, хозяйственных и социальных решений.

Из этого следует, что предприятия - это обособленные экономические структуры. Их обособленность обусловливается товарным характером общественного производства.

В силу обособленности предприятия самостоятельны:

· в производственной деятельности (что и сколько производить, как производить);

· в коммерческой деятельности (что и сколько продавать, покупать, распределять);

· в распределении производственного продукта (что идет на собственные нужды, а сколько на обмен и накопление и т.д.).

Из вышеизложенного следует, что предприятия - это основное звено экономики. Эффективная работа предприятий - важнейшее условие успешного развития экономики страны.

Предприятие представляет собой производственно-технологическое, организационное и экономическое единство. Организационно оно является производственной единицей. Как правило, это завод, фабрика, шахта, электростанция, предприятие транспорта, связи, капитальное строительство, совхоз, оно может включать и несколько заводов или фабрик (комбинат, производственное объединение, концерн и т.д.).

Предприятие имеет собственное название, фирменный знак (марку), самостоятельный баланс, расчетный счет в банке. Оно несет имущественную ответственность по своим обязательствам, т.е. является юридическим лицом. Часто в хозяйственной практике используется понятие "фирма". Как правило, фирма представляет собой объединение однородных или смешанных предприятий.

Каждое предприятие в условиях рынка стремится производить те товары и услуги, которые дают наибольшую прибыль. В то же время в условиях рынка нет гарантии, что предприятие ее получит. Все это зависит от многих обстоятельств: правильного определения неудовлетворенных желаний покупателей и ориентации предприятия на их производство, уровня издержек производства, которые должны быть меньше, чем доходы, полученные от продажи своей продукции. Последнее зависит от производительности системы, НТП. уровня организации производства и труда, степени конкуренции и т.п. Это требует от каждого предприятия поиска своего пути развития, системы организации, маркетинга, своих форм хозяйствования.

По структуре производства предприятия делятся на узкоспециализированные (выпускают ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства, например, сталь); многопрофильные (выпускают продукцию широкого ассортимента или различного назначения), комбинированные (производства, в которых один вид продукции или сырья превращается в другой вид. Например, сырье -пряжа - ткань), диверсифицированные.

По мощности производственного потенциалапредприятия делятся на три группы малые, средние и крупные. В основу классификации заложены следующие признаки: численность персонала, стоимостной объем выпуска продукции, стоимость средств производства.

Для группировки предприятий по мощности используются различные нормативы. В РФ по численности выделяют малые предприятия: в промышленности до 100 человек, в сельском хозяйстве до 60 человек, в розничной торговле до 30 человек, в прочих предприятиях до 50 человек.

По остальным признакам используют отраслевые нормативы.

По характеру производства различают предприятия, производящие материальные блага (товары) и услуги.

По назначению готовой продукции предприятия делятся на предприятия, производящие средства производства, и производящие предметы потребления.

По масштабам производства однотипной продукцииразличают предприятия с массовым, серийным, единичным производством. Тип производства определяется по коэффициенту закрепления операций или коэффициенту серийности: массовое производство (от 1 до 3), крупносерийное (4-10), среднесерийное (11-20), мелкосерийное (20-40), единичное (более 40).

Характерной особенностью массового производства является изготовление однотипной продукции ограниченной номенклатуры в больших объемах в течение длительного времени. Массовое производство использует маркетинг, ориентированный на крупные рыночные сегменты. Узкий ассортимент товаров позволяет поддерживать на низком уровне себестоимость производства, хранения и транспортировки.

Наиболее распространенным типом организации производства является серийное производство, которое характеризуется изготовлением ограниченной номенклатуры изделий партиями (сериями), повторяющимися через определенные промежутки времени на рабочих местах с широкой специализацией. Серийное производство позволяет реагировать на изменения рыночной конъюнктуры.

Единичный тип производства характеризуется изготовлением широкой номенклатуры изделий в единичных количествах, повторяющихся через определенные промежутки времени на рабочих местах, не имеющих определенной специализации. Значительная трудоемкость продукции, высокая квалификация работников, применение универсального оборудования обуславливают высокую себестоимость выпускаемых изделий. Единичное производство позволяет удовлетворять потребности каждого потребителя.

По признаку доминирующего факторапредприятия делятся на трудоемкие, капиталоемкие, материалоемкие, наукоемкие.

Предприятия также классифицируют по форме собственности, организационно-правовой форме.

По форме собственности предприятия подразделяются на частные, которые могут существовать в виде независимых фирм или объединений и их составных частей; государственные, в том числе муниципальные и смешанные, где государство обладает большей частью капитала и или играет решающую роль в управлении.

Предприятие - особый объект гражданских прав, юридическое лицо, являющееся производственно-коммерческой организацией; самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства и сбыта продукции, выполнения работ и/или оказания услуг в целях удовлетворения общественных и частных потребностей и получения дохода с прибылью; производственный или коммерческий имущественно-земельный комплекс, созданный для осуществления предпринимательской деятельности.

Организация - совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения каких-либо задач на основе принципов разделения труда, обязанностей и иерархической структуры.

Фирма - экономически и юридически самостоятельный субъект хозяйствования, имущественно, социально и организационно обособленный участник хозяйственной деятельности, имеющий свое наименование, а также общеизвестный и общепризнанный фирменный знак отличия.

2. Внутренняя и внешняя среда организаций

Организация - это группа людей, деятельность которых координируется для достижения общих целей.

Внешняя среда организации – это условия и факторы, возникающие независимо от ее деятельности и оказывающие существенное воздействие на нее.

Внешние факторы разделяются на:

1) среду прямого воздействия,

2)среду косвенного воздействия.

Среда прямого воздействиявключает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации. К этим факторам следует отнести:

1) поставщиков,

2) трудовые ресурсы,

3) законы и учреждения государственного регулирования,

4) потребителей,

5) конкуренты.

К факторам косвенного воздействия относят факторы, которые не оказывают непосредственного влияния на деятельность организации, но их следует учитывать для выработки правильной стратегии. Можно выделить следующие факторы косвенного воздействия:

1) политические факторы - основные направления государственной политики и методы ее реализации; возможные изменения в законодательной и нормативно-технической базе; международные соглашения, заключаемые правительством в области тарифов и торговли и т.д.;

2) экономические факторы - темпы инфляции; уровень занятости трудовых ресурсов; международный платежный баланс; процентные и налоговые ставки; величина и динамика ВВП; производительность труда и т.д.;

3) социальные факторы внешней среды - отношение населения к работе и качеству жизни; обычаи и традиции, существующие в обществе; менталитет общества; уровень образования и т.п.;

4) технологические факторы - возможности, связанные с развитием науки и техники, которые позволяют оперативно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.

5) Климатические

Внутренняя среда организации – это среда, которая определяет технические и организационные условия работы организации и является результатом управленческих решений.

Организация анализирует внутреннюю среду с целью выявления слабых и сильных сторон ее деятельности. Это необходимо потому, что организация не может воспользоваться внешними возможностями без наличия определенного внутреннего потенциала. При этом ей необходимо знать свои слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность. Внутренняя среда организаций включает в себя следующие основные элементы:

Производство: объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности; экология производства; контроль качества; патенты, торговые марки и т.д.

Персонал: структура, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников.

Организация управления: организационная структура, методы управления, уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства, престиж и имидж предприятия.

Маркетинг охватывает все процессы, связанные с планированием производства и реализацией продукции, такие как: производимые товары, доля рынка, каналы распределения и сбыта продукции, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование.

Финансы - это показатель, который позволяет увидеть всю производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Финансовый анализ позволяет вскрыть и оценить источники проблем на качественном и количественном уровне.

Культура и имидж предприятия: факторы, которые создают образ предприятия; высокий имидж предприятия позволяет привлечь работников высокой квалификации, стимулировать потребителей к покупке товаров и т.п.

3. Организационно-правовые формы предприятий и их особенности

В соответствии с гражданским кодексом РФ в России могут создаваться следующие организационные формы коммерческих предприятий:

1. Хозяйственные товарищества и общества:

А) Полное товарищество. Участники его в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом, т.е. по отношению к участникам полного товарищества действует неограниченная ответственность. Участник полного товарищества, не являющейся его учредителем, отвечает наравне с другими участниками по обязательствам, возникшим до его вступления в товарищество. Участник, выбывший из товарищества, отвечает по обязательствам товарищества, возникшим до момента его выбытия, наравне с оставшимися участниками в течение двух лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищества за год, в котором он выбыл из товарищества.

Б) Товарищество на вере. Им является товарищество, в котором на ряду с участниками, осуществляющими предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечающими по обстоятельствам товарищества своим имуществом, имеются участники-вкладчики (коммандисты), которые несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

В) Общество с ограниченной ответственностью. Это общество учрежденное одним или несколькими лицами, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью несут риск убытков, связанный с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Г) Общество с дополнительной ответственностью. Особенностью такого общества является то, что его участники несут субсидирную ответственность по обязательствам общества в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. Все другие нормы ГК РФ об обществе с ограниченной ответственностью могут применяться к обществу с дополнительной ответственностью.

Д) Акционерное общество. Им признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Ø Открытое акционерное общество - акционерное общество, участники которого могут свободно продавать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое общество в праве проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции и их свободную продажу на условиях установленных законом.

Ø Закрытое акционерное общество - акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции.

2. Производственные кооперативы. Это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Члены производственного кооператива несут по его обязательствам субсидиарную ответственность. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием. В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворение требований его кредиторов.

3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за собственником имущества. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено вкладом (долям, паям). В том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

А) Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения - это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.

Б) Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления - это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленным законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Право хозяйственного ведения шире права оперативного управления, т.е. предприятие, функционирующее на основе права хозяйственного ведения, имеет большую самостоятельность в управлении. Предприятия могут создавать различные объединения.

4. Сущность, виды и формы предпринимательской деятельности

Сущность предпринимательской деятельности – создание товаров и услуг, которые имеют ценность для потребителя и несут выгоду производителю. Вид производимой продукции может меняться во времени, так как меняется спрос покупателей. Жизнь диктует свои требования, поэтому сущность предпринимательства отдельно взятого бизнесмена может легко изменяться. Это существенное преимущество малых предприятий. Оно позволяет менять оборудование и части производственных линий очень легко и быстро. В сущности предпринимательской деятельности сочетаются активность на рынке, экономическая выгода, предприимчивость, предпринимательский риск, конкуренцию.

Цели предпринимательской деятельности могут меняться в зависимости от рода занятий, но все они связаны с получением прибыли. Основная цель бизнеса – получение денег для того, чтобы обеспечивать себя, свою семью и работников своего предприятия. Но у предпринимательской деятельности есть и иные цели – снабжение рынка товарами и услугами, предоставление их потребителям, снижение социальной напряженности, в виде создания ценностей и выплаты налогов, которые обеспечивают социальные блага – образование, медицину и пр.

Процесс общественного воспроизводства включает четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление. В соответствии с этим любая предпринимательская деятельность в той или иной мере связана с основными фазами воспроизводственного цикла. Поэтому принято различать следующие виды предпринимательства: производственное, коммерческое и финансовое. В последние десятилетия в странах с развитой рыночной экономикой выделяется еще один вид предпринимательства – консультативный.

Производственное предпринимательство – это деятельность, направленная на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, подлежащих последующей реализации потребителям. Функция производства в данном виде предпринимательства является основной.

Выбор области деятельности производственного предпринимательства определяется финансовыми ресурсами и личными склонностями предпринимателя. Предварительно проводится маркетинговое исследование, изучается рынок, выясняется, насколько потребителю необходим предлагаемый товар, какие уровень и динамика спроса, каковы факторы, влияющие на уровень спроса, каковы предполагаемые издержки и объемы продаж.

Производственное предпринимательство обеспечивает, как правило, 10–12 % рентабельности предприятия.

Разновидностями производственного предпринимательства являются производство товаров, оказание услуг, инновационное, научно-техническое и информационное предпринимательство.

Коммерческое предпринимательство – деятельность, основу которой составляют товарно-денежные отношения и торгово-обменные операции, т. е. перепродажа товаров и услуг. В отличие от производственно-предпринимательской деятельности здесь нет высокой потребности в производственных ресурсах, в структуре капитала преобладает оборотный.

Перед осуществлением предпринимательской деятельности проводится анализ рыночной ситуации с тем, чтобы впоследствии обеспечить превышение цены реализации товара над его закупочной ценой.

Коммерческое предпринимательство считается эффективным, если чистая прибыль от сделки составляет 20–30 % затрат.

Разновидностями коммерческого предпринимательства являются торговое, торгово-закупочное, торгово-посредни-ческое предпринимательство и деятельность товарных бирж.

Финансовое предпринимательство – это разновидность коммерческого предпринимательства, поскольку объектом его купли-продажи выступает специфический товар: деньги, валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя). Финансовая деятельность связана и с производственной, и с коммерческой, однако она может быть и самостоятельной: банковское, страховое дело и др.

Технология финансовой предпринимательской сделки аналогична технологии коммерческой сделки. Финансовая сделка считается целесообразной, если чистая прибыль составляет 5 % для краткосрочных сделок и 10–15 % для долгосрочных.

Разновидностями финансового предпринимательства являются банковское, страховое, аудиторское, лизинговое предпринимательство и деятельность фондовых бирж.

Консультационное предпринимательство – деятельность по оказанию платных консультаций по вопросам управления. Технология консультационного предпринимательства включает диагностику проблемы, разработку решений (проекта), осуществление решений (проекта).

Форма предпринимательства – это система норм, определяющая внутренние отношения между партнерами по предприятию, а также отношения данного предприятия с другими предприятиями и государственными органами. Конкретная форма предпринимательства определяется состоянием рынка и наличием капитала у предпринимателя.

Существуют следующие формы предпринимательства: индивидуальные, коллективные, корпоративные, которые в свою очередь классифицируются на крупные, средние и малые.

Индивидуальные формы предпринимательства занимают незначительное место в производственном секторе, имея скорее социальное значение, чем экономическое. Они представлены предприятиями без образования юридического лица. Капитал предпринимателя не выделяется из его личного имущества, на которое распространяется риск потерь. Такие предприятия, как правило, не используют прогрессивные технологии, а базируются на малопроизводительных средствах труда и ручном труде.

Коллективноепредпринимательствополучило особое развитие в XX в. и в настоящее время занимает доминирующее положение как в малом, так и в крупномасштабном бизнесе. Оно может существовать в следующих формах: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, ассоциации, союзы, кооперативы.

Корпоративное предпринимательство – это объединение предприятий без потери самостоятельности, снижения издержек производства и получения прибыли. Основными формами корпоративного предпринимательства являются концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели и финансово-промышленные группы.

5. Производственная структура как часть общей структуры предприятия

Под производственной структурой промышленного предприятия понимается состав и размеры его внутренних подразделений (цехов, участков, служб), их соотношение, формы построения и взаимосвязи.

Производственная структура предприятия – это совокупность производственных единиц предприятия (цехов, служб), входящих в его состав и формы связей между ними.

Главными элементами производственной структуры предприятия являются рабочие места, участки, цехи.

Рабочим местомназывается неделимое в организационном отношении звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения определенной производственной или обслуживающей операции, оснащенное соответствующим оборудованием и организационно-техническими средствами.

Рабочее место является первичным звеном пространственной организации производства.

В зависимости от характера выполняемых работ оно может быть простым (один рабочий обслуживает один агрегат), многостаночным (один рабочий обслуживает группу машин), коллективным (группа рабочих обслуживает один агрегат).

Участок – производственное подразделение, объединяющее ряд рабочих мест, сгруппированных по определенным признакам, осуществляющее часть общего производственного процесса по изготовлению продукции или обслуживанию процесса производства.

Цех – это основная структурная производственная единица предприятия, административно обособленная и специализирующаяся на выпуске определенной детали или изделий либо на выполнении технологически однородных или одинакового назначения работ

Цех – организационно-обособленное подразделение предприятия, состоящее из ряда производственных и обслуживающих участков, выполняющее определенные ограниченные производственные функции, обусловленные характером кооперации труда внутри предприятия.

На большинстве промышленных предприятий цех является их основной структурной единицей.

Все цехи и хозяйства промышленного предприятия разделяются на цехи основного производства, вспомогательные цехи и обслуживающие хозяйства.

На отдельных предприятиях могут быть также подсобные и побочные цехи.

В цехах основного производствапредметы труда превращаются в готовую продукцию. Цехи вспомогательного производстваобеспечи­вают условия для функционирования основного производства (инструменты, энергия, ремонт оборудования). Подразделения обслуживающего производства обеспечивают основное и вспомогательное производства транспортом, складами (хранение), техническим контролем и т. д.

К подсобным цехамотносятся, как правило, цехи, осуществляющие добычу и обработку вспомогательных материалов.

Побочные цехи – это цехи, в которых изготавливается продукция из отходов производства, либо осуществляется восстановление использованных вспомогательных материалов для нужд производства.

В свою очередь цехи основного производства (в машиностроении, приборостроении) подразделяются:

– на заготовительные;

– обрабатывающие;

– сборочные.

Заготовительные цехи осуществляют предварительное формообразование деталей изделия (литье, горячая штамповка, резка заготовок и т. д.)

В обрабатывающих цехах производится обработка деталей механическая, термическая, химико-термическая, гальваническая, сварка, лакокрасочные покрытия и т. д.

В сборочных цехах производят сборку сборочных единиц и изделий, их регулировку, наладку, испытания.

В зависимости от уровня специализации и характера кооперирования основных цехов различают три вида производственной структуры предприятия:

1) технологическую;

2) предметную;

3) смешанную.

1. Предметный тип. При предметной структуре основные цеха предприятия, их участки строятся по признаку изготовления каждым из них определенного изделия либо какой-нибудь из его частей (узла, агрегата) или определенной группы деталей. Предметная структура преимущественно применяется в механосборочных и сборочных цехах предприятий крупносерийного и массового производства.

2. Технологический тип. Технологическая структура предопределяет четкую технологическую обособленность.

Например, наличие литейного, кузнечного, штамповочного, механического, сборочного цехов. Этот тип производственной структуры упрощает руководство цехом (участком), позволяет маневрировать расстановкой людей, облегчает перестройку производства с одной номенклатуры изделий на другую.

К числу недостатков данного типа относятся: Возникновение встречных маршрутов движения изделий; Усложнение производственных взаимосвязей цехов; Весомые затраты времени на переналадку оборудования; Ограниченная возможность применения высокопроизводительных специальных станков, инструментов, приспособлений. Все это сдерживает рост производительности труда и снижение себестоимости продукции.

3.Смешанный тип. Смешанная структура характеризуется наличием на одном и том предприятии основных цехов, организованных и по предметному, и по технологическому принципу.

Например, на машиностроительных предприятиях массового производства заготовительные цеха (литейные, кузнечные, прессовые), как правило, организуются по технологическому принципу, а механосборочные – по технологическому принципу.

6.Инфраструктура предприятия. Производственная и непроизводственная инфраструктура предприятия

Инфраструктура предприятия – это подразделения по обслуживанию основного производства, а также социальному обслуживанию коллектива. Соответственно различают производственнуюи непроизводственную инфраструктуру предприятия (рис. 7.3).

Этап выведения товара на рынок - student2.ru   Этап выведения товара на рынок - student2.ru

Рис. 7.3. Инфраструктура предприятия

Производственная инфраструктура имеет целью обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования производственного процесса. Работы по обслуживанию основного производства выполняются вспомогательными подразделениями и обслуживающими хозяйствами: инструментальным, ремонтным, транспортным, энергетическим, складским, службами материально-технического снабжения и сбыта продукции.

Инструментальное хозяйство – это совокупность подразделений, занятых приобретением, проектированием, изготовлением, восстановлением и ремонтом технологической оснастки, ее учетом, хранением и выдачей на рабочие места.

Технологическая оснастка (инструмент) – это все виды режущего измерительного и сборочного инструмента, а также штампы, пресс-формы, разнообразные приспособления.

В инструментальное хозяйство входят:

· инструментальный отдел, занимается централизованными поставками инструментов и приспособлений, а также их проектированием;

· инструментальный цех, производит изготовление, ремонт и восстановление специальной оснастки и инструмента;

· центральный инструментальный склад, осуществляет хранение, учет и выдачу в производство инструмента и оснастки;

· цеховые инструментальные кладовые, непосредственно обслуживают рабочих инструментом и технологической оснасткой.

Норму расхода инструмента устанавливают в расчете на одну деталь, изделие, операцию или обобщенно, например, в расчете на 100 станко-часов работы оборудования.

Ремонтное хозяйство – это совокупность производственных подразделений, осуществляющих комплекс мероприятий по надзору за состоянием оборудования, уходу за ним и ремонту.

На предприятиях ремонт технологического оборудования осуществляется на основе:

1. Системы ремонта по результатам технической диагностики (все виды ремонта производятся в зависимости от фактической потребности в нем после объективного контроля технического состояния оборудования);

2. Системы планово-предупредительного ремонта (ППР) – совокупность запланированных технических и организационных мероприятий по уходу, надзору и ремонту, направленных на предотвращение преждевременного износа оборудования, аварий, а также на поддержание его в хорошем техническом состоянии. Сюда же относят возможную модернизацию оборудования в процессе ремонта.

Система ППР предусматривает:

· осмотры, при которых выявляется степень износа отдельных деталей, устраняются мелкие дефекты (неисправности);

· текущий ремонт – частичная разборка машины, замена износившихся трущихся поверхностей, регулировка, сборка, испытание агрегатов в холостую и под нагрузкой;

· средний ремонт – разборка узлов, замена и ремонт деталей, износившихся в период между двумя текущими ремонтами, окраска оборудования, испытание оборудования и т.д.;

· капитальный ремонт предполагает полную разборку оборудования, осмотр всех его узлов и деталей. При этом выполняется весь объем среднего ремонта и, кроме того, ремонт всех узлов и механизмов, фундаментов и опор, замена футеровки, обмуровки и изоляции поверхности. Для большинства видов оборудования капитальный ремонт сопровождается модернизацией.

Регламентация ремонтных работ в системе ППР осуществляется с помощью нескольких нормативов:

1. Ремонтный цикл – период времени между двумя капитальными ремонтами;

2. Структура ремонтного цикла – последовательность разных видов ремонта;

3. Межремонтный период – промежуток временит между двумя смежными ремонтами, независимо от их вида;

4. Категория сложности ремонта – относительный показатель, показывающий, во сколько раз трудоемкость всех видов ремонта за один ремонтный цикл выше трудоемкости аналогичного ремонта станка-эталона.

Себестоимость ремонтных работ определяется на основании сметно-финансового расчета. В нее входят заработная плата ремонтных рабочих с отчислениями, стоимость деталей, смазочных, обтирочных материалов и другие затраты.

Транспортное хозяйство – это комплекс средств предприятия, предназначенных для перевозки сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, отходов и других грузов на территории предприятия и за его пределами.

Основной задачей транспортного хозяйства на пре

Наши рекомендации