Финансовый капитал и олигархия

Финансово-промышленная элита контролирует процесс принятия решений в области экономической и социальной политики, выступает основным элементом сращивания экономической силы монополий с политической властью буржуазного государства в единый механизм. Программы государственно-монополистического регулирования, направленные на сглаживание противоречий капитализма, служат в конечном счёте интересам Ф. о. Интернационализация хозяйственной жизни, усиление интеграционных процессов, развитие международных промышленных и банковских монополий, способствуя возникновению международным по составу и сферам влияния финансовых групп, ведут ко всё более тесному переплетению интересов Ф. о. различных капиталистических государств.

Структура Ф. о. претерпевает изменения в процессе развития государственно-монополистического капитализма и эволюции форм капиталистической собственности. В период становления империализма Ф. о. складывалась преимущественно на семейно-династической основе (финансовые группы Рокфеллеров, Морганов, Дюпонов, Меллонов и др. в США; Ротшильдов, Лазарев, Бэрингов в Великобритании; Ротшильдов, Мишленов, Пежо и др. во Франции). Концентрация производства, разбухание фиктивного капитала и конкурентная борьба между союзами монополистов обусловили возрастающую роль регионального принципа формирования и упрочения позиций Ф. о. Эта тенденция особенно усилилась после 2-й мировой войны 1939–1945 (н-р, Кливлендская, Чикагская, Калифорнийская и Бостонская финансовые группы в США, Баварская группа в ФРГ). Вместе с тем в 50–70-е гг. сохраняет своё значение семейно-династический принцип формирования структуры Ф. о. . Характерно также проникновение в структуру Ф. о. крупнейших менеджеров.

Промышленные монополии стремятся проникнуть в сферу банковских операций. В результате происходит слияние банковского капитала с промышленным и образование так называемого финансового капитала. Это слияние практически всегда происходило следующим образом: руководители банков занимали посты в промышленности, а крупные заводовладельцы становились одновременно руководителями банков. Таким образом складывается финансовая олигархия.

По Ленину возникновение финансового капитала - результат монополистического перерождения капитализма, в основе которого лежит процесс концентрации производства. Ленин так определяет генезис и содержание этого понятия: 'Концентрация производства; монополии, вырастающие из нее; слияние или сращивание банков с промышленностью - вот история возникновения финансового капитала и содержание этого понятия.

Раскрывая содержание и происхождение финансового капитала и оценивая значение его для перехода капитализма на стадию империализма, Ленин критикует точку зрения Гильфердинга. Гильфердинг считал образование финансового капитала решающим признаком империализма, как это видно уже из названия его книги: 'Финансовый капитал (новейшая фаза в развитии капитализма)'. В его понимании характеристика новейшей фазы в развитии капитализма исчерпывается появлением финансового капитала, а финансовый капитал он определяет как господство банков над промышленностью. Такая точка зрения неслучайна. Она вытекает из ошибочной методологии Гильфердинга

Эти методологические ошибки привели Гильфердинга несколько позже в болото оппортунизма и ревизионизма, и в 90 г. Ленин говорит уже о нем как о бывшем марксисте.

Теория организованного капитализма, первый вариант которой принадлежит Гильфердингу, выросла из его понимания роли банков. Она получила широкое распространение в качестве средства обмана рабочего класса. В настоящее время, в условиях углубления общего кризиса капитализма, эта теория выступает в новом обличье - в различных вариантах теории 'регулируемого' капитализма.

Ленинское понимание финансового капитала дает единственно научное определение этой категории, позволяющее понять место и роль финансового капитала в переходе капитализма на его высшую стадию и раскрыть все порождаемые им явления.

Образование финансового капитала влечет за собой возникновение так называемой финансовой олигархии: хозяйничанье монополий становится неизбежно господством небольшой кучки представителей финансового капитала в экономической и политической жизни страны. Ленин показывает неизбежность этого явления и раскрывает пути и средства, с помощью которых происходит образование финансовой олигархии.

Решающее значение в ее образовании и обеспечении ее господства имеет так называемая система участия, возникающая на основе и в результате развития акционерной формы предприятий. с помощью относительно небольшого капитала обеспечивается контроль над миллиардными капиталами, создаются огромные 'империи', ворочающие миллиардами. Современная действительность дает огромное количество примеров, иллюстрирующих действие этой системы и полностью разоблачающих апологетическую сущность теорий демократизации капитала, которую беспощадно высмеял уже Ленин.

Ярчайший пример действия этой системы и ее результатов дает современная практика Соединенных Штатов. Здесь 8 финансовых групп, влияние и мощь которых покоится на системе участий (группы Моргана, Рокфеллера, Меллона и др.), подчинили своему влиянию целые отрасли. Совокупные активы этих 8 финансовых групп в 1954 г. достигали 218,5 млрд. долл., свыше 25% активов всех корпораций США. Представители этих 8 групп составляют верхушку финансовой олигархии США, являясь истинными хозяевами страны.

Анализ финансового капитала и финансовой олигархии позволил Ленину сделать тот вывод, что империализм довел до громадных размеров характерное для капитализма вообще отделение собственности на капитал от применения капитала к производству. Преобладание финансового капитала над всеми формами капитала 'означает господствующее положение рантье и финансовой олигархии, означает выделение немногих государств, обладающих финансовой 'мощью', из всех остальных'. Уже в 1910 г., показывает В. И. Ленин, резко выделились четыре страны (Англия, Соединенные Штаты, Франция, Германия), которые располагали примерно 80% всего финансового капитала. Все остальные страны оказались в роли должников и данников этих стран. В настоящее время центром финансовой эксплуатации мира стали США.


Наши рекомендации