Последствия монополии. Монополия в долгосрочном периоде
Монополия - тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства опред.товара, не имеющего близкого заменителя.
Рынок, на котором господствует монополия, представляет собой полную противоположность конкурентному рынку, где имеется много конкурентов, предлагающих для продажи стандартизированные товары.
Различают три вида монополии.
Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.
Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополий, основанные на владении уникальными природными ресурсами.
Открытая монополия – м-я, при кот.одна фирма, по крайней мере на определенное время, явл. единственным поставщиком продукта, однако не имеет спец. защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, кот. впервые вышли на рынок с новой продукцией.
Неэффективность механизма монополистической конкуренции связана, во-первых, с равновесной Ценой, которая на рынке монопольной конкуренции превышает предельные издержки. Это означает, что цена, которую платят покупатели за потребление дополнительных единиц продукции, превышает издержки на их производство.
Уменьшает благосостояние потребителей. Однако против нежелательности монополистической конкуренции есть два аргумента. На большинстве рынков монополистической конкуренции монопольная власть невелика. Как правило, конкурирует достаточное число фирм, фирменные марки товаров которых взаимозаменяемы. Следовательно, чистые убытки от монопольной власти также невелики. Во-вторых, неэффективность рыночного механизма компенсируется за счет широкого ассортимента товаров.
Каковы эк. последствия монополистической конкуренции?
1. недоиспользуются ресурсы для производства товаров, т. е. возникают избыточные производственные мощности.
2. потребители не получают товар по наименьшей цене, т. е. недопроизводится продукция, необходимая потребителю.
3. приспособление продукта к потребительскому спросу требует дифференциации продукта и его совершенствования.
4. приспособление потребительского спроса к продукту вызывает совершенствование рекламы.
Названные два вида приспособления в определенной степени компенсируют монополистическую конкуренцию, однако максимальная эк. и соц. эффективность не достигается.
В усл., когда конкуренты монополиста искусственно не допускаются на рынок, мон-т может без потери доходов и доли рынка искусственно сдерживать развитие производства, получая доход только за счёт увеличения цен, при относительно стабильном количестве продаж (из-за отсутствия конкурентов спрос становится менее эластичным, т.е. цена меньше влияет на объёмы продаж). Это приводит к неэффективности распределения ресурсов , когда произведено значительно меньше товара и по большей цене, чем потребители могли-бы иметь на этом уровне развития в более конкурентной среде. Однако в свободной экономике сверхприбыли монополий привлекли бы в отрасль новых инвесторов и конкурентов стремящихся повторить успех монополиста.
Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно – высоких прибылей.
Важнейшая сторона развития монополий связана с новой ролью банков и других финансовых институтов с так называемой системой участия. Рост концентрации производства и капитала постоянно усиливал необходимость расширения роли банков, заставляя промышленные компании искать с банками прочных связей для получения долгосрочных ссуд, открытия кредита в случае изменения эк. конъюнктуры.
Т.о., последствия хозяйствования монополий: недоиспользуются ресурсы для производства товаров, т. е. возникают избыточные производственные мощности; потребители не получают товар по наименьшей цене, т. е. недопроизводится продукция, необход. потребителю; приспособление продукта к потребительскому спросу требует дифференциации продукта и его совершенствования; приспособление потребительского спроса к продукту вызывает совершенствование рекламы.