Максимизация прибыли монополии в краткосрочном периоде
Как и любая другая фирма, монополист будет производить, пока предельный доход не станет меньше предельных издержек. .
Точка равновесия фирмы определяет равновесный объем производства и равновесную цену. Что касается равновесной цены, то она будет установлена фирмой, исходя из возможностей спроса.-какую цену потребители готовы заплатить за данное количество продукта, предложенное на рынке. Фирме нет смысла назначать цену ниже поскольку потребители готовы заплатить больше. Фирма не может назначить цену выше, так как рынок не примет столько товаров по более высокой цене. Следовательно, цена будет равновесной ценой, максимизирующей прибыль монополиста.
Поведение фирмы‑монополиста обусловлено не только потребительским спросом и предельным доходом, но и издержками производства. Фирма‑монополист будет наращивать выпуск продукции до такого объема, когда предельный доход будет равен предельным издержкам: Дальнейший рост объема выпуска на одну единицу продукции приведет к превышению дополнительных издержек над дополнительным доходом. Если же произойдет уменьшение выпуска на одну единицу продукции в сравнении с данным уровнем, то для фирмы‑монополиста это обернется упущенным доходом, извлечение которого было бы вероятно от реализации еще одной дополнительной единицы блага. Максимальную прибыль фирма‑монополист извлекает в том случае, когда объем выпуска таков, что предельный доход равен предельным издержкам, а цена равна высоте кривой спроса при данном уровне выпуска.
Монопольная фирма извлекает максимальную прибыль, производя объем благ. Затем она устанавливает цену, которая необходима, чтобы побудить покупателей купить объем благ. При данных цене и объеме производства фирма‑монополист извлекает на единицу продукции прибыль.
Если спрос и предельный доход от блага, поставляемого фирмой‑монополистом, понижаются, то извлечение прибыли невозможно. Если цена, соответствующая выпуску, при котором MR = МС, понизится ниже средних издержек, фирма‑монополист понесет убытки .
Когда фирма‑монополист покрывает все свои издержки, но не извлекает прибыль, она находится на уровне самоокупаемости.
В долгом периоде фирма‑монополист максимизирует прибыль, осуществляя производство и реализацию такого количества благ, которое соответствует равенству предельного дохода и предельных издержек в долгом периоде. Если при этой цене фирма‑монополист извлекает прибыль, то свободный вход на этот рынок для других фирм исключен, поскольку возникновение новых фирм приводит к росту предложения, в результате чего цены опускаются до уровня, который обеспечивает получение лишь нормальной прибыли.
Когда фирма‑монополист прибыльна, она может рассчитывать на извлечение максимальной прибыли и в коротком, и в долгом периоде.
Фирма‑монополист контролирует одновременно и объем выпуска, и цену. Завышая цены, она сокращает при этом объемы выпуска продукции.
Отличие между краткосрочным и долгосрочным периодом не столь важно для монополии. Если в краткосрочном периоде монополия получает экономическую прибыль, это не приведет к увеличению числа фирм в отрасли, поскольку существуют жесткие барьеры на пути новых капиталов. Сама же монополия не увеличит и не снизит объема производства, так как иначе ее прибыль снизится. Поэтому и в долгосрочном периоде фирма будет получать экономическую прибыль, а равновесная цена ее продукта не опустится до минимальной точки долгосрочных средних издержек. При монополии Р =LRACmin
Фирма-монополист контролирует одновременно и объем выпуска, и цену. Завышая цены, она сокращает при этом объемы выпуска продукции.
Гипотеза нулевой прибыли, выдвинутая для отрасли с совершенной конкуренцией, неприменима для монополиста, который не только в коротком, но и в длительном периоде может получать положительную чистую прибыль (монопольную сверхприбыль) вследствие имеющихся барьеров для входа в отрасль новых фирм.
Главная причина ее образования - возможность монопольного производителя ограничить выпуск по сравнению с выпуском в условиях совершенной конкуренции и, следовательно, реализовать товар по более высокой цене. Таким образом, из изложенного выше следует:
1) фирма, максимизирующая прибыль в условиях совершенной конкуренции, может контролировать лишь один параметр - объем выпуска продукции (фирма учитывает вид своей функции затрат и величину заданной рынком цены);
2) фирма, максимизирующая прибыль в условиях чистой монополии, определяет одновременно значения двух параметров - объема выпуска и цены (фирма учитывает вид своей функции затрат и кривой спроса с отрицательным наклоном).
фирма монополист производит меньше продукции и продает ее по более высокой цене.