Сущность финансов, гос. бюджет, налоги

Финансы – это система эк. отношений по поводу формирования и использования фондов денежных средств. Т.е. это денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды.

Финансы – это эк. инструмент распределения и перераспределения ВВП , орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Функция финансов:

1) распределительная (обеспеч. субъектов хоз-ния необходимыми финансовыми ресурсами, кот. используются в форме денежных фондов целевого назначения. Посредством налогов в гос.бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, финансирование целевых программ.

С пом. налогов гос-во перераспределяет часть прибыли предприятий, фирм, доходов граждан, направляя ее на развитие производства и соц. инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат).

2) Аккумулирующая (с пом. налогов достигается изъятие части доходов предприятий и граждан и аккумулирование их в едином денежном фонде – гос. бюджете.)

3) Социальная (стимулирующая) (с пом.фин. средств гос-во решает соц. проблемы общества. С пом. налогов, льгот, санкций гос-во может стимулировать технич.прогресс, увеличение числа раб.мест, кап.вложение в расширение пр-ва)

4) Контрольная (финансы обладают свойством количественно отображать воспроизводственный процесс в целом и в разл. его фазы. Это позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе экономические пропорции)

Гос.бюджет- это осн.финансовый план гос-ва, отражающий эк.отношения по поводу формирования, распределения и использ. главного централизованного фонда денежных средств. В зависимости от гос. устройства страны различают два вида бюджетной системы: 1) в унитарных гос-вах – двухуровневая бюдж.система (госбюджет, местный) (Япония, Италия, Франция, Англия, Польша, Беларусь)

2) в федеративных гос-х 3-х уровнев.б.сист.: (госбюджет, бюджет федераций, местные бюджеты) (Россия, США, Германия, Канада)

Бюджетная система РБ включает в себя: республиканский бюджет, бюджет г.Минска, местные бюджеты (обл., районные, гор.,сельские)

Бюджет сост. из 2-х частей – доходной и расходной. Доходная часть: налоги; сборы и госпошлины; таможенные пошлины; продажа гос. имущества; займы. Расходная часть: содержание гос.аппарата 25%; оборона 25%; здравоохранение; образование; культура; спорт и туризм; финансирование гос. капиталовлож. и др.

Респ.бюджет на 2013 г принят Палатой Представителей 8 окт. 2012, одобрен Советом Респ. 10 окт. 2012 г. Закон РБ о бюджете подписан 26 окт. 2012 г. №432-З.

Если доходы меньше расходов имеет место дефицит госбюджета, если доходы больше расходов – образуется профицит госбюджета.

Налоги – это обяз.платежи в бюджет на безвозмездной , безвозвратной основе для покрытия гос. расходов.

Налоговая система – это закрепленная законод-но совокупность налогов, платежей, принцип их построения и способ изъятия.

Принципы налогообложения: всеобщность обложения; обязательность; равнонапряженность; однократность; стабильность и устойчивость ставок налогов, порядка исчисления налоговых взносов в бюджет; простота и доступность; гибкость (наличие системы льгот)

Функции налогов: 1. фискальная (обесп.поступл. ср-в в гос. казну, кот.сосредотачиваются в бюдж.системе и обесп. финансир-е госрасходов.) 2) Регулирующая (напр.на стимулир-е либо сдержив. развития отд.отраслей и видов продукции) 3) Социальная (напр. на сглаживание неравенства м.доходами разл.соц.групп населения и реализ.посредством дифференциров. налогооблож.) 4) Контрольная (обесп. соблюдение законодат. в части правильности исчисления и уплаты налогов)

Элементы налогов: 1. Субъектом налогообложения явл. налогоплательщик – юр. или физ.лицо, на кот. законодат-но возложены обязанности уплаты н-в. 2) Объект нал-я – это доход, товар или имущество, кот. подлежат налогооблож. 3) Источник налога – те ср-ва, из кот. упл-ся налог 4) Единица обложения – ед. измерения объекта налога 5) Налоговая ставка – велич.налога, изым. с ед.измерения объекта. 6) Налог.льгты – полное или частичн. освоб.субъекта н-я от налога в соотв. с зак-вом.

В зав. от объекта обложения налоги делят: прямые (выпл.с доходов и имущ. Конечным плательщиком явл. получатель дохода или собственник имущества) 2) Косвенные налоги (упл. в виде надбавки к цене и тарифам. Конечным плат-м явл. потребитель, т.е. покупатель – НДС, акциз, тамож.)

Бюдж.дефицит – сумма, на кот. ежегодн. расходы превышеют его доходы. Дефицит различают: активный (гос-во увелич.свои расходы) пассивный (гос-во недобирает доходов)

Методы ликвидации бюдж.дефицита: рациональные ( сокращение расходв на соц-эк. прогр., продажа госимущества) нерациональные (госдолг-кредиты, увелич.налогов, пошлин, увелич.ден.массы)

Гос. долг – сумма задолженности гос-ва своим или иностр. физ. и юр.лицам. Различают гос.долг: внутрененний (распред. между населением страны путем выпуска новых займов, либо за счет роста налогов. В осн.сост. из займов и вкладов населения) внешний (долг иностр. юр. и физ.лицам, междунар.орг-ям, явл.более обременительным, поскольку страна может покрывать его и проценты за счет экспорта товаров, сырья, услуг).

Бюджетный дефицит и госдолг взаимосвязаны.

Наши рекомендации