Инвестиции, кривая спроса и детерминанты
Инвестиции — это вложения в капитал, как денежный, так и реальный. Они осуществляются в виде денежных средств, банковских вкладов, паев, акций и других ценных бумаг, вложений в движимое и недвижимое имущество, интеллектуальную собственность, имущественные права и другие ценности. Это – бухгалтерское определение, так как оно охватывает вложения во все виды активов (средств) предприятия.
Инвестиции в воспроизводство основных фондов и связанные с этим изменения оборотного капитала называются капитальными вложениями.
Капитальные вложения как часть инвестиций могут быть названы инвестициями в экономическом смысле, так как связаны с воспроизводством реального капитала, т. е. капитала по экономическому определению.
Спрос Д – это количества товара Q, которое будет куплено за приемлемую цену P и определенный промежуток времени.
Общий закон спроса: спрос отражает желание покупателя приобрести товар на определенных условиях. Экономическая теория использует такое понятие, как платежеспособный спрос – это масса товара, которую покупатель желает приобрести, что подкрепляется выделяемой для этой цели соответствующей суммой денежных средств. На рынке при высокой цене и равных иных условиях приобретается меньшее количество товара, чем при низкой, и наоборот при низкой цене люди готовы купить больше товара. Это значит, что спрос зависит от цены, т.е. существует обратная связь между ценой и величиной спроса, которую называют законом спроса. Действие закона спроса обусловлено следующими причинами:
1.Здравым смыслом.
2.Каждый потребитель получает меньше полезности от каждой дополнительной единицы продукта. В связи с этим потребители покупают дополнительные единицы продукта только при условии снижения цен.
3.Действие закона спроса объясняется эффектом дохода и эффектом замещения.
Существует множество неценовых факторов, которые влияют на покупательную способность (спрос). Под их воздействием кривая спроса будет отклоняться вправо, если спрос растет или влево, если он падает.
Итак, спрос можно определить как выраженное в денежной форме желание и возможность потребителя приобрести данный товар, в данное время, в данном месте, по данной цене.
Основными неценовыми детерминантами, влияющими на спрос являются:
1.Предпочтения и вкусы потребителей
2.Число потребителей на рынке (при увеличении увеличивается спрос)
3.Денежные доходы потребителей. Товары, спрос на которые меняется с изменением дохода, называют товарами высшей категории. Товары, спрос на которые возрастает при снижении дохода – товары низшей категории.
4.Цены на сопряженные товары. Т.е. спрос на многие товары зависит от цен не только на них самих, но и на др. товары.
Ожидания потребителей. Ожидание повышения цен в будущем может побудить потребителей к увеличению покупок сегодня. Ожидание повышения доходов может заставить потребителей меньше ограничивать текущие расходы.
К неценовым факторам, смещающим кривую совокупного спроса, относятся:
1. Изменение в потребительских расходах. Потребители могут изменять характер закупок товаров, независимо от изменений в уровне цен. В таком случае кривая совокупного спроса сдвинется вправо (если потребители примут решение увеличить объем закупок при данном уровне цен) или влево (если будет принято решение покупать меньше товаров, чем раньше, при данном уровне цен). Изменение характера расходов осуществляется по ряду причин: благосостояние потребителя, ожидания потребителя, задолженности потребителя, налоги потребителя.
2. Изменения в инвестиционных расходах. Увеличение инвестиционных расходов, т.е. закупок средств производства, при данном уровне цен приведет к смещению кривой совокупного спроса вправо. На изменение объемов инвестиционных расходов влияет ряд факторов: процентные ставки, ожидаемые прибыли от инвестиций, налоги с предприятий, используемые технологии, избыточные мощности.
3. Изменения в государственных расходах. Рост государственных заказов на закупку национального продукта при данном уровне цен приводит к увеличению совокупного спроса.
4. Изменения в расходах на чистый объем экспорта. Изменение совокупного спроса будет происходить и тогда, когда происходят изменения в закупках отечественных товаров зарубежными потребителями. Увеличение чистого экспорта смещает кривую совокупного спроса вправо, так как увеличивается спрос на отечественные товары за рубежом и совокупный спрос на эти товары.