CVP-анализ – основные положения и понятийный аппарат
CVP -анализ (Cast Value Profit – затраты, объем, прибыль) – метод оптимального распределения ресурсов по видам продукции и принятия решения о производстве товаров. CVP-анализ также зачастую называют определением точки безубыточности. Он помогает определить объем продаж, необходимый для покрытия затрат и достижения желаемой прибыли.
Основными его задачами являются: расчет объема реализации, при котором обеспечивается полное покрытие затрат - точка безубыточности (порог рентабельности); исчисление объема реализации, обеспечивающее при прочих равных условиях получение необходимой суммы прибыли; аналитическая оценка объема реализации, при котором предприятие может быть конкурентоспособным (запас финансовой прочности); определение цены на продукцию, позволяющее обеспечить спрос и прибыль на запланированном уровне; осуществление выбора наиболее эффективных технологий производства; осуществление принятия оптимального производственного плана.
Допущения (или условия применения) CVP- анализа: издержки обоснованно должны подразделяться на постоянную и переменную часть; существуют неизменные цены на реализованную продукцию - с одной стороны, и цены на потребляемые производственные ресурсы - с другой стороны; ассортимент изделий постоянный; объем производства примерно равен объему реализации; поступившая выручка прямо пропорциональна объему продукции; эффективность деятельности предприятия остается неизменной.
В основе CVP-метода лежит принцип безубыточности, то есть покрывать расходы можно только тогда, когда совокупный доход за вычетом совокупных переменных издержек равен уровню постоянных издержек. Любой уровень производства сверх точки безубыточности будет рентабельным.
Выручка – Переменные затраты – Постоянные затраты = Прибыль
Критический объем производства=
16. Суть и экономический смысл применения показателя запаса прочности. Различные способы его определения
Запас финансовой прочности является одним из основных показателей анализа финансовой устойчивости предприятия. Расчет запаса финансовой прочности позволяет оценить возможности дополнительного снижения выручки от продаж в границах точки безубыточности. Иными словами, повышение реального производства над порогом рентабельности есть запас финансовой прочности фирмы.
В абсолютном выражении, расчет запаса финансовой прочности представляет разницу между запланированным объемом реализации и точкой безубыточности, т.е. запас финансовой прочности показывает на сколько рублей можно сократить реализацию продукции, не неся при этом убытков. Формула расчета показателя в абсолютном выражении имеет вид:
Зфин = Qp – Qтб
где Зфин – запас финансовой прочности; Qp – запланированный объем реализации; Qтб – точка безубыточности.
Кроме того имеет смысл определить показатель, рассчитанный в относительном выражении как доля от прогнозируемого объема реализации, используется для оценки производственного риска, т.е. потерь, связанных со структурой затрат на производство. В стоимостном выражении показатель рассчитывается по формуле:
Зфин = Qp * P – Qmin * Р
где P – цена изделия.
Контролировать динамику показателя возможно, если на предприятии налажена система управленческого учета, предусматривающая группировку затрат на производство и реализацию продукции по признаку их зависимости от объема продаж. Росту данного показателя способствует любое снижение затрат на производство и реализацию продукции, но более существенное влияние оказывает снижение постоянных затрат.
З фин=
17. Анализ в системе маркетинга.
Обеспечение эффективного использования наличных ресурсов и удовлетворение потребительских требований от субъектов экономических взаимоотношений требуют проведения глубокого анализа протекающих на рынке процессов. Для этого необходима серьезная проработка рынков выпускаемой и намечаемой к производству продукции и технико-экономическое обоснование планируемых изменений, что невозможно без маркетинговых исследований. Маркетинговое исследование представляет собой сбор, обработку и анализ системы показателей для исследования конъюнктуры рынка. Основными показателями данного исследования являются:
- показатели производства;
- показатели внутреннего товарооборота;
- показатели внешней торговли;
- показатели уровня цен;
- финансовые показатели.
Процесс анализа состоит из следующих этапов:
I этап . Выделяются основные факторы, влияющие на конъюнктуру рынка, которые оцениваются через систему статистических показателей.
II этап. Строятся динамические ряды по каждому показателю, с помощью которых отражается действие соответствующего фактора в прошлом.
III этап. На основе имеющихся оценок определяется значимость и степень воздействия основных факторов на конъюнктуру рынка в будущем. При этом необходимо установить главные причины изменения объема выпуска товаров, ввод новых производственных мощностей, повышение уровня автоматизации, активизация или снижение спроса.
IV заключительный этап. Определяется общий итог взаимодействия всех факторов и выявляется место и роль каждого из них в формировании конъюнктуры.
Анализ проводится по трем объектам:
1. Покупатель, потребитель.Здесь изучаются запросы на те или иные товары, уровень образования доходности покупателей исследуемого региона.
2. Сам товар, его специфические качества, как он ведет себя на рынке. Изучается график жизненного цикла. Его следует делить на стадии:
а) внедрения;
б) взлета;
в) зрелости;
г) упадка.
3. Конкуренты.На этом объекте исследования проводится сравнительный межхозяйственный анализ.
Основные методы проведения прогнозного анализа:
1. Эвристический (опросы специалистов).
2. Трендовый анализ. Проводится в динамике показателей на базе прошлых результатов не менее чем за пять лет. В основу такого анализа берутся показатели изменения объема продаж, себестоимости реализационной продукции и финансовых результатов того или иного вида продукции, работ, услуг. По результатам анализа составляется прогноз на будущее (на три года вперед). Расчет объема производится по формуле
,
где Nсл. года – объем планируемого года;
Nнын. года – объем отчетного года;
Nпрош – объем предшествующего года.
3. Методы факторного анализа. Выделяются факторы самого товара, обстановка, связанная с потреблением товара, демографические слои населения.
4. Пробный маркетинг. Небольшие партии товаров пускают в продажу, затем подсчитывают результат.
5. Вариантный анализ – это сравнение нормативной, планируемой величины и фактической. Этот метод анализа используется для:
– контроля за издержками;
– поиска признаков появления текущих и перспективных проблем;
– определения ответственности каждого за производство;
– формирования целей предприятия;
– помощи принятия решения.
18. Роль анализа в разработке и мониторинге основных плановых показателей
Экономический анализ хозяйственной деятельности включает два взаимосвязанных раздела: финансовый и управленческий (производственный). К особенностям управленческого анализа относятся:
1) ориентация результатов анализа на руководство организации;
2) отсутствие регламентации анализа со стороны;
3) комплексность анализа;
4) изучение деятельности организации с экономической, финансовой и технической стороны
5) интеграция учета, анализа, планирования и принятия решений;
6) максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.
Предметом управленческого (производственного) анализа являются:
1) обоснование бизнес-планов;
2) система маркетинга;
3) комплексный экономический анализ эффективности хозяйственной деятельности;
4) технико-организационный уровень и другие условия производства;
5) эффективность использования производственных ресурсов;
6) производство и реализация продукции;
7) взаимосвязь себестоимости, объема продукции и прибыли.
Вопросы финансового и управленческого анализа взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, при контроле за их реализацией в системе маркетинга.
Комплексный управленческий анализ необходим для:
1) повышения обоснованности планирования и жесткости нормативов управления;
2) обеспечения эффективной и бесперебойной организации деятельности;
3) своевременности координирования как реакции на внешние и внутренние изменения;
4) оценки достоверности учета и оперативности контроля;
5) мотивации работников к достижению поставленных целей.
Основным методом планирования служит сметное планирование (бюджетирование), при помощи которого:
1) стратегические задачи, потребности рынка увязываются с производственными возможностями;
2) определяются параметры, нормативы для организации деятельности;
3) общие цели детализируются и доводятся до подразделений и исполнителей в виде плановых показателей;
4) закладывается основа для контроля как обобщающих, так и частных показателей деятельности, сроков их достижения;
5) намечаются меры стимулирования эффективной работы персонала;
6) обеспечивается база для сравнения текущих показателей деятельности с плановыми показателями, выявления отклонений и координирования действий. Для соблюдения основных принципов анализа – системности и комплексности, экономичности, нацеленности на решение проблем перед его проведением формируют систему аналитических показателей.
В систему включают необходимое и достаточное число взаимосвязанных аналитических показателей, среди которых: 1) натуральные и стоимостные;2) абсолютные и относительные;3) средние и удельные;4) конечные и частные;5) количественные и качественные.
19.Анализ в системе финансового планирования и бюджетирования
Планирование– это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определение путей их наиболее эффективного достижения. Инфраструктура финансового планирования включает в себя четыре основных блока: аналитический, информационный, организационный и программно-технический:
· Аналитический блок подразумевает наличие регламентированной методологии и методики подготовки финансового плана для его последующего анализа и оценки выполнения;
· Информационный блок обусловлен необходимостью сбора внутренней и внешней информации, способной прямым или косвенным методом оказать влияние на итоговые показатели плана;
· Организационный блок предполагает обязательное наличие организационной структуры управления, с четко регламентированными функциями и областью ответственности;
· Программно-технический блок направлен на автоматизацию всего процесса с целью достижения оптимизации материально-технических затрат.
В экономической литературе различают пять видов финансового планирования: стратегическое, перспективное, бизнес-планирование (включает в себя перспективное и текущее планирование), текущее планирование или бюджетирование и оперативное финансовое планирование.
Деление финансовых планов по видам осуществляется в зависимости от длительности бюджетного периода, т.е. временного интервала финансового плана. Основой формирования всех финансовых планов чаще всего выступают долгосрочные цели, определяемые руководством предприятия в ходе стратегического планирования путем выработки финансовой стратегии. Стратегические цели предприятия детализируются и получают свое отражение в виде среднесрочных и краткосрочных планов и бюджетов.
Текущее финансовое планирование или бюджетирование рассматривается как составная часть финансового планирования и представляет собой конкретизацию показателей перспективных планов. Бюджетирование представляет собой планирование, учет и контроль движения денежных средств, и анализ финансовых результатов конкретных направлений деятельности предприятия. Цель бюджетирования состоит в определении суммы и структуры расходов предприятия и его подразделений на конкретные цели и финансовое обеспечение их покрытия.
В мировой практике под бюджетированием понимается элемент менеджмента, ориентированный на управление, представляющий собой методологию планирования, учета и контроля денежных средств и финансовых результатов. Бюджетирование можно представить как процесс анализа ранее принятых решений, посредствам которого предприятие оценивает целесообразность фактического использования активов.
Бюджетирование как управленческая технология включает три важнейшие составные части:
· Технология бюджетирования, которая представляет собой виды и формы бюджетов, систему финансово-экономических показателей как основу построения бюджетов, порядок консолидации отдельных бюджетов в единый сводный бюджет;
· Организация процесса бюджетирования, предусматривающая формирование финансовой структуры предприятия, посредством определения центров финансовой ответственности, бюджетного регламента, этапов бюджетного процесса, графика документооборота, системы внутренних нормативных документов;
· Информационные технологии, позволяющие не только разработать различные сценарии будущего финансового состояния предприятия, но и осуществить оперативный сбор, обработку и консолидацию фактических данных, необходимых для бюджетного контроля.