Анализ издержек фирмы в краткосрочном периоде её функционирования.
Краткосрочный период — это отрезок времени, в течение которого одни факторы производства являются постоянными, а другие — переменными. К постоянным факторам производства относятся такие ресурсы, как общие размеры зданий и сооружений, количество используемых машин и оборудования и т. д., а также количество фирм, функционирующих в отрасли.
Постоянные издержки (FC) — это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объема производства. Более того, они имеют место даже тогда, когда продукция вообще не выпускается.
К постоянным издержкам относятся издержки, связанные с использованием зданий и сооружений, машин и производственного оборудования, арендой, капитальным ремонтом, а также административные расходы.
Переменные издержки (VC) — это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства. К переменным издержкам относятся затраты на сырье, электроэнергию, оплату труда, расходы на вспомогательные материалы и т. п.
В отличие от постоянных издержек, величина которых не зависит от изменения производства, переменные издержки увеличиваются или уменьшаются пропорционально выпуску продукции. В начальный период организации производства переменные издержки растут более быстрыми темпами, чем произведенная продукция.
По мере достижения оптимальных размеров производства происходит относительная экономия переменных издержек.
Общие издержки (ТС) — совокупность постоянных и переменных издержек фирмы в связи с производством продукции в краткосрочный период. Общие издержки представляют собой сумму постоянных и переменных издержек:
TC = FC + VC
При нулевом объеме производства общие издержки равны величине постоянных издержек. Далее, при наращивании объема производства, общие издержки увеличиваются на величину переменных издержек.
Средние постоянные издержки (AFC) характеризуются затратами постоянных ресурсов, с которыми в среднем производится единица продукции.
С увеличением объема производства постоянные издержки, приходящиеся на единицу продукции, будут уменьшаться.
Средние переменные издержки (AVC) характеризуются затратами переменных ресурсов, с которыми в среднем производится единица продукции. Они определяются путем деления переменных издержек на объем продукции :
Динамика средних переменных издержек обусловлена изменением отдачи от переменного фактора. На начальном этапе процесса производства средние переменные издержки снижаются, затем достигают своего минимума, после чего начинают возрастать.
Понятие средних переменных издержек необходимо для определения эффективности хозяйствования фирмы, положения равновесия и определения ближайших перспектив развития — расширения, сокращения производства или ухода из отрасли.
Средние общие издержки (АТС) представляют собой частное от деления общих издержек (ТС) на объем продукции ().
Средние издержки можно также получить путем сложения средних постоянных и средних переменных издержек:
ATC = AFC + AVC
Понятие средних общих издержек имеет важное значение для теории фирмы. Сравнение средних общих издержек с уровнем цен позволяет определить величину прибыли.
Предельные издержки (MC) — это приращение совокупных издержек, вызванное бесконечно малым увеличением производства. Под предельными издержками обычно понимают издержки, связанные с производством последней единицы продукции.
Категория предельных издержек имеет стратегическое значение, поскольку позволяет показать те издержки, которые придется понести фирме в случае производства еще одной единицы продукции или сэкономить их в случае сокращения производства на эту единицу.
Основные соотношения между средними и предельными издержками.
Кривая МС не зависит от FC, так как FC не зависит от объема производства, а МС — это издержки, связанные с приростом выпуска продукции.
Пока МС остаются меньше АС, кривая средних издержек имеет отрицательный наклон. Это означает, что производство дополнительной единицы продукции уменьшает средние издержки.
Когда МС равно АС, это значит, что средние издержки перестали падать, но еще не начали расти. Это точка минимальных средних издержек (АС = min).
Когда МС становятся больше АС, кривая средних издержек идет вверх, что означает увеличение средних издержек в результате производства дополнительной единицы продукции.
Кривая МС пересекает кривую AVC и кривую АС в точках их минимальных значений.
26 Анализ издержек фирмы в долгосрочном периоде. Отдача от масштаба производств (снижающаяся, повышающаяся, неизменная)
В долгосрочном временном интервале фирма может изменить все экономические ресурсы, следовательно, все издержки фактически могут выступать в качестве переменных. Таким образом, в долгосрочном периоде фирма может выбрать ту комбинацию факторов производства, которая, нивелируя действие закона убывающей отдачи(непрерывное увеличение использования одного фактора производства при постоянной величине других факторов вначале приводит к росту отдачи, затем - к прекращению роста отдачи и, наконец - к уменьшению отдачи от этого ресурса.), дает наименьшие издержки.
Например, фирма производит продукт N. Проведя анализ издержек, мы пришли к выводу, что минимальных средних издержек она достигает при объеме = 100 ед (АТС1), если увеличивать объем, АТС начнут возрастать
Это действие упомянутого выше закона убывающей отдачи. Нивелировать его действие можно, расширив масштабы производства, - открыть новое подразделение предприятия. На этом более крупном предприятии закон убывающей отдачи начнет действовать при большем объеме производства, и минимальные АТС будут достигнуты при объеме 200 шт. (кривая АТС2).
При дальнейшем расширении производства кривые средних валовых издержек поднимутся вверх (АТС4 и АТС5), и минимальные издержки при производстве 400 и 500 единиц продукции будут выше, чем при производстве 300 ед.
Кривая долгосрочных средних валовых издержек (АС) будет проходить через минимумы краткосрочных средних издержек. Минимальные издержки будут при производстве 300 единиц продукции.
Положение кривой средних долгосрочных издержек экономисты объясняют так называемым эффектом масштаба. Различают положительный и отрицательный эффект масштаба.
Положительный эффект масштаба (снижение АС по мере роста объема) объясняют экономией при расширении масштабов производства, вызванной:
а)возможностью применения на крупных предприятиях высокопроизводительного и дорогостоящего оборудования;
б) использованием преимуществ в специализации и кооперировании;
г) более широкой возможностью для диверсификации деятельности.
Отрицательный эффектмасштаба (снижение АС по мере роста объема) объясняется в основном нарушением управляемости в чрезмерно крупной фирме и рядом других причин.
Эффект масштаба в разных отраслях проявляется по-разному. В ряде отраслей средние валовые издержки достигают минимальной величины при очень большом объеме выпуска продукции, который достаточен для удовлетворения всего рыночного спроса. В этой отрасли рационально существование одной большой фирмы (отрасли естественной монополии).
В других отраслях кривые долгосрочных издержек вначале резко снижаются, а затем длительное время идут горизонтально. На этом участке издержки не изменяются в зависимости от объема производства, следовательно, в этой отрасли могут успешно сосуществовать мелкие, средние и крупные фирмы (отрасли легкой промышленности, производящие конечную продукцию).
Среди важнейших направлений снижения издержек производства выделяют:
1. Использование достижений научно-технического прогресса
2. Совершенствование организации производства и труда
3. Государственное регулирование экономических процессов,
27 Анализ потребительского выбора (бюджетное ограничение, кривые безразличия, оптимум эффекты)
Потребительский выбор — это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов.
Задача анализа потребительского выбора заключается в том, чтобы ответить на вопрос о том, какие наборы благ приобретает потребитель с учетом своих предпочтений и ограниченных доходов.
Анализ поведения потребителя осуществляется на основе следующих предпосылок (аксиом) количественного подхода:
1) денежный доход потребителя ограничен;
2) потребитель так распоряжается доходами, чтобы получить наибольшую полезность;
3) потребитель может выразить свое желание приобрести благо путем количественной оценки его полезности;
4) предельная полезность блага убывает;
5) потребитель стремится иметь большее количество любых благ.
Бюджетное ограничение характеризует реальную покупательную способность потребителя (I) с учетом величины и соотношения цен покупаемых товаров. Графически бюджетное ограничение выражается в виде бюджетной линии – отрезка прямой, все точки на которой показывают комбинации благ, которые потребитель в состоянии приобрести при данных ценах при полном расходовании его дохода. Угол наклона бюджетной линии (tg а) определяется обратным отношением цен товаров (PF/PC)
Изменение дохода вызывает сдвиг бюджетной линии вправо–вверх при росте дохода I и влево–вниз при его снижении. Изменение цены одного из благ потребительской корзины меняет соотношение цен товаров, а, следовательно, и угол наклона бюджетной линии.
Кривая безразличия — кривая, изображающая все комбинации из двух благ, имеющих для экономического субъекта одинаковую полезность и по отношению к выбору которых он безразличен. Понятие кривой безразличия восходит к Фрэнсису Эджворту и Вильфредо Парето
Свойства кривых безразличия
· Кривые безразличия не могут пересекаться.
· Каждая следующая кривая безразличия, проходящая дальше от начала координат, отражает большую величину полезности, чем предыдущая.
· Кривые безразличия имеют отрицательный наклон.
· Предельная норма замещения MRS одного блага другим уменьшается при движении вдоль кривой безразличия.