Предмет и разделы экономической науки
Предмет и разделы экономической науки
Экономика как наука возникла в 18в.
Экономика-это наука о хозяйстве и деятельности людей.
Экономическая наука является общественной наукой, поскольку она наряду с другими аналогичными науками, исследует связи и отношения между людьми и поведение человека в обществе. Вместе с тем, в отличие от философии, истории, социологии, психологии и других общественных наук, экономическая наука рассматривает не общество в целом, а лишь сферу его экономической жизни, т.е. хозяйственные связи и отношения между людьми, а также экономическое поведения людей.
С точи зрения объектов исследования экономическая теория делится :микроэкономика –это исследование отдельных субъектов, процессов и явлений. Макроэкономика - посвящена экономике страны в целом.
Мезоэконоика-изучает отдельные отрасли и комплексы.
Современная экономическая теория выделяет такие понятия как позитивная и нормативная экономика.
Позитивная экономика описывает то, что есть и что, возможно, произойдет в экономике, т.е. позитивная экономическая теория описывает фактическое состояние экономики. Например, она утверждает, что в 2003 г. в данной стране безработица составила 7%.
Нормативная экономическая наука представляет собой суждение экономистов о том, «как должно быть», а не то, «что есть». Так, нормативная экономическая теория не только обозначает данное явление, но и рекомендует, что надо сделать, чтобы, например, сократить безработицу.
Предметом экономической теории является система объективных экономических отношений между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг в условиях безграничности потребностей и ограниченности ресурсов.
Экономика оперирует категориями и законом.
Экономическая категория-это логическое понятие отражающее содержание конкретных экономических явлений.
Экономический закон - общие повторяющиеся существенные связи экономических явлений и процессов.
Методы экономической науки
1. Метафизический – позволяет выделить экономические явления, но рассматривают его вне зависимости и развития.
2. Диалектический – рассматривает явления в развитии и во взаимосвязи с другими.
3. Научной абстракции – это уход от несущественных сторон для выделения главного в явлении.
4. Анализа и синтеза
5. Индукции и дедукции. Индукция – это переход от единичного к общему. Дедукция - переход от общего к частному.
6. Единство исторического и логического. История – выделяет все факты из жизни общества. Логика – рассматривает наиболее существенные и важные для данного явления.
7. сравнение – метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов.
8. доказательство – обоснование истинности одной мысли с помощью других.
Рабочее, внерабочее и свободное время. Гуманизация экономики и всестороннее развитие человека
Рабочее время – это то время, в течение которого работник по условиям трудового договора должен выполнять свои трудовые обязанности, а также некоторые другие периоды времени, которые законодательство РФ относит к рабочему времени.
Внерабочее Время - время, не занятое трудом в общественном производстве. Включает: свободное время, затрачиваемое на духовное развитие, отдых, развлечения, занятия спортом, и время, расходуемое на дорогу на работу(туда и обратно), восстановление сил и удовлетворение физиологических потребностей (сон, еда), ведение домашнего и личного подсобного хозяйствами
Свободное время — общественно-историческое явление, часть социального свободного времени, не занятая делами производственной или жизненной необходимости. Разделяется на два основных подхода:
- Экономический — время как расширение внерабочей силы, средство, превращающее индивида в более развитую личность.
- Социологический — всестороннее исследование самого феномена социального времени, исследование зависимости свободного времени от социально-исторических и индивидуальных особенностей.
Товар и его свойства
Товар — это экономическая категория, которая может быть представлена результатом производственной деятельности предприятия и продуктом, реализованным на рынке. Иными словами, товар представляет собой способ удовлетворения потребностей экономических субъектов, которые согласно своим предпочтениям и вкусам выбирают его для потребления.
По степени и характеру удовлетворения все экономические блага могут быть распределены на три группы.
1. Товары, которые могут заменять друг друга. Иными словами, если потребитель на рынке не может найти необходимый ему тип товара, его предлагают заменить аналогичным, с теми же свойствами, но, может быть, иной формой и величиной стоимости.
2. Товары, взаимодополняющие друг друга. Их потребление представлено единым процессом, поэтому потребность в них растет или снижается параллельно.
3. Независимые товары, которые на данном рынке не имеют аналогов и дополнителей. Они сочетают в себе все необходимые свойства и приобретаются индивидом или группой в отдельности для текущего потребления.
Товар обладает двумя свойствами:
· потребительской стоимостью
· стоимостью
Потребительская стоимость – это способность товара удовлетворять ту или иную человеческую потребность. Это свойство иногда определяется как полезность товара. При этом под полезностью понимается только способность товара удовлетворять человеческие потребности, независимо от его влияния на здоровье человека.
При определении стоимости товара разногласия среди экономистов имеют место быть. Это свойство товара некоторые экономисты называют еще ценностью, понимая под этим термином ценовой фактор, т.е. цену. Для них нет различий между стоимостью и ценой. Трактовку стоимости как самостоятельной категории, имеющей свое содержание и отличающейся от цены, дает трудовая теория стоимости. Основоположниками этой теории были Уильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо.
Структура и виды рынков
Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.
По экономическому назначению объектов рыночных отношений:
- Рынок товаров и услуг (потребительский рынок);
- Рынок ценных бумаг;
- Рынок труда (рынок рабочей силы);
- Рынок и валюты;
- Рынок информации;
- Рынок научно-технических разработок (патентов, лицензий ноу-хау) и др.
По товарным группам:
- Рынки товаров производственного назначения;
- Рынки потребительских товаров (например, продовольствия);
- Рынки сырья и материалов и т.д.
По географическому положению:
- Местные (локальные) рынки;
- Региональные рынки;
- Национальный рынок;
- Мировой рынок.
По субъектам или их группам:
- Рынок покупателей;
- Рынок продавцов;
- Рынок государственных учреждений;
- Рынок промежуточных продавцов – посредников и др.
По степени ограничения конкуренции:
- Монопольный рынок;
- Олигопольный рынок;
- Рынок монополистической конкуренции;
- Рынок совершенной конкуренции.
По уровню насыщения:
- Равновесный рынок;
- Дефицитный рынок;
- Избыточный рынок.
По степени зрелости:
- Неразвитый рынок;
- Развитый рынок;
- Формирующийся рынок.
По соответствию законодательству:
- Легальный (официальный) рынок;
- Нелегальный, или теневой, рынок ("черный" и "серый").
По характеру продаж:
- Оптовый рынок;
- Розничный рынок.
По характеру ассортимента товаров:
- Замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;
- Насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей;
- Рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;
- Смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.
По отраслевому признаку:
- Рынок автомобилей;
- Рынок нефти;
- Рынок компьютерной техники и т.д.
В рыночной структуре особо выделяют также следующие виды рынков:
- Рынки товаров и услуг, куда включают рынки потребительского назначения, услуг, жилья и зданий непроизводственного назначения.
- Рынки факторов производства, в состав которых входят рынки недвижимости, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов, полезных ископаемых.
- Финансовые рынки, т.е. рынки капиталов (инвестиционные рынки), кредитные, ценных бумаг, валютно-денежные рынки.
- Рынки интеллектуального продукта, где в качестве объектов купли-продажи выступают инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.
- Рынки рабочей силы, представляющие собой экономическая форма движения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей силы).
Предмет и разделы экономической науки
Экономика как наука возникла в 18в.
Экономика-это наука о хозяйстве и деятельности людей.
Экономическая наука является общественной наукой, поскольку она наряду с другими аналогичными науками, исследует связи и отношения между людьми и поведение человека в обществе. Вместе с тем, в отличие от философии, истории, социологии, психологии и других общественных наук, экономическая наука рассматривает не общество в целом, а лишь сферу его экономической жизни, т.е. хозяйственные связи и отношения между людьми, а также экономическое поведения людей.
С точи зрения объектов исследования экономическая теория делится :микроэкономика –это исследование отдельных субъектов, процессов и явлений. Макроэкономика - посвящена экономике страны в целом.
Мезоэконоика-изучает отдельные отрасли и комплексы.
Современная экономическая теория выделяет такие понятия как позитивная и нормативная экономика.
Позитивная экономика описывает то, что есть и что, возможно, произойдет в экономике, т.е. позитивная экономическая теория описывает фактическое состояние экономики. Например, она утверждает, что в 2003 г. в данной стране безработица составила 7%.
Нормативная экономическая наука представляет собой суждение экономистов о том, «как должно быть», а не то, «что есть». Так, нормативная экономическая теория не только обозначает данное явление, но и рекомендует, что надо сделать, чтобы, например, сократить безработицу.
Предметом экономической теории является система объективных экономических отношений между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг в условиях безграничности потребностей и ограниченности ресурсов.
Экономика оперирует категориями и законом.
Экономическая категория-это логическое понятие отражающее содержание конкретных экономических явлений.
Экономический закон - общие повторяющиеся существенные связи экономических явлений и процессов.