Факторы, влияющие на эластичность предложения
§ Период времени
§ Типы предлагаемых к продаже товаров и услуг(товары технология производства которых может быстро изменяться имеют эластичное предложение по цене)
§ Возможность длительного хранения продукта
Конкуренция как элемент рыночного механизма: понятие функции, формы.
Конкуренция – это борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли.
Функции конкуренции:
Стимулирующая. Стремление максимизировать прибыль в условиях конкуренции заставляет предпринимателей улучшать качество продукции или/и снижать издержки производства
Распределительная. В ходе конкурентной борьбы происходит распределение дохода в соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов производства.
Регулирующая. Конкуренция определяет структуру и объем производства продукции в обществе. Чтобы устоять в конкурентной борьбе предприниматель должен производить то, что предпочитает потребитель. Факторы производства направляются в те отрасли где в них существует наибольшая потребность.
Контролирующая. Если предприниматель использует ресурсы неэффективно, он будет нести убытки, и соответственно вытиснится с рынка.
Виды конкуренции
По сфере деятельности:
- внутриотраслевая между производителями одной отрасли за повышение доли на рынке с целью максимизации прибыли.
- межотраслевая между производителями различных отраслей за наиболее выгодные сферы приложения капитала.
По методам соперничества:
- ценовая конкурентная борьба, которая ведется по поводу и с помощью цен.
- неценовая конкуренция осуществляемая посредством улучшения качества продукций и условий продажи при неизменных ценах.
Характер и формы конкуренции различны.
Рыночная структура характеризует основные параметры рынка:
1. Количество фирм в отрасли и количество покупателей.
2. Тип производимого продукта.
3. Возможности для входа в отрасль и выхода из неё.
4. Доступность информации.
5. Контроль над рыночной ценой товара.
Типы рыночных структур.
Типы рыночных структур | Количество фирм | Характер продукции | Существование рыночных барьеров | Доступность экономической информации | Контроль над ценами |
Совершенная конкуренция | Очень большое | Стандартная | Отсутствуют | Полная доступность | Отсутствует |
Монополистическая конкуренция | Большое | Дифференцированная | Низкие | Некоторые ограничения | Частичный |
Олигополия | Небольшое | Стандартная или дифференцированная | Высокие | Существенные ограничения | Низкий |
Монополия | Одна | Уникальная | Непреодолимые | Недоступна | Полный |