Развитие доверия между рабочими и руководством
• Работник, обсуждая любые вопросы со своим начальником, не должен испытывать каких-либо неудобств
• Необходимо обеспечить работникам возможность откровенно говорить с начальством, не опасаясь последующих репрессий со стороны последнего
• Только взаимное доверие позволит использовать опыт, знания и идеи наших рабочих
СОЗДАНИЕ ТРУДОВОГО НАСТРОЯ РАБОТНИКОВ
• Привязанные к реальному производству, они не понаслышке знакомы с его проблемами
• Лучший способ убедить подчиненных поделиться своими знаниями с руководством — это предоставить им максимальные полномочия
• В обмен на эти полномочия мы вправе требовать от рабочих большей ответственности за свой труд
ИСКЛЮЧЕНИЕ НЕНУЖНОЙ РАБОТЫ
• Создает предпосылки для роста производительности труда за счет отказа от выполнения задач, которые не служат главной цели
• Освобождение работников от ненужной работы поможет им быстрее и эффективнее включиться в программу "Проработка идей"
РАСПРОСТРАНЕНИЕ НОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Повсеместное проведение программы "Проработка идей" распространило в "Дженерал Электрик" новую культypy ведения бизнеса, именно ту, которую стремился привить ей Джек Уэлч, — культуру раскрепощения, быстродействия, простоты и самодостаточности.
Уэлч размышлял о деталях.
Рабочие должны получить возможность прямо высказывать руководству свои предложения. Это крайне важно.
Соответственно, они имеют право рассчитывать на конструктивные ответы — и без проволочек.
СТЕНА ВРАЖДЕБНОСТИ ДОЛЖНА ПАСТЬ!
Джек Уэлч, будучи родом из штата Массачусетс, в качестве модели для организации диалога внутри компании избрал традиционные для городков Новой Англии "форумы сограждан" — собрания граждан и отцов города.
"ДЖЕНЕРАЛ ЭЛЕКТРИК" ДОЛЖНА ПРИНЯТЬ "ФОРУМЫ СОГРАЖДАН"
НА ВООРУЖЕНИЕ!
Они будут проводиться во всех подразделениях компании в течение трех дней.
Для участия в таких собраниях приглашаются представители всех уровней вертикальной структуры подразделения: старшие и младшие менеджеры, рабочие и служащие — до пятидесяти человек одновременно.
Для того чтобы растопить лед недоверия между участниками форумов, запустить диалог и сдвинуть дело с мертвой точки, Уэлч пригласил независимых экспертов и консультантов в области организации бизнеса.
Им была поставлена задача
СОЗДАТЬ НА ФОРУМАХ АТМОСФЕРУ ОТКРЫТОСТИ И РАСКОВАННОСТИ.
Они предложили модель, ставшую основой для проведения форумов во всех подразделениях "Дженерал Ндгктрик".
Первыми говорят бизнес-лидеры. Они описывают-положение дел во вверенных им подразделениях, выделяют их сильные и слабые стороны, рассказывая, как у них реализуется генеральная стратегия "Дженерал Электрик".
Затем другие участники форума высказывают свои соображения по следующим аспектам:
• Отчетность
• Проведение совещаний
• Производственные показатели
• Порядок принятия решений
ЧТО ИЗ ЭТОГО СПИСКА ВАЖНО, А ЧТО НЕТ?
Что нужно исключить, чтобы предприятие хотя бы на шаг продвинулось вперед?
Прежде всего необходимо было
ЗАСТАВИТЬ ЛЮДЕЙ ГОВОРИТЬ.
Пусть они начнут высказываться по самым простым вопросам — "сорвут хотя бы те плоды, что висят пониже", как говаривал Джим Бауман.
Нужно, чтобы работники привыкли без внутренних усилий открыто отстаивать свою точку зрения на публике.
Ведь даже самые пустяковые проблемы имеют тенденцию накапливаться и мешать продуктивной работе, если их вовремя не обсудить и не устранить.
А когда рабочие освоятся и вступят в конструктивную полемику с начальством, возрастет степень откровенности и взаимного доверия.
Это, в свою очередь, поможет решать большие и по-настоящему сложные проблемы.
В конечном счете каждый работник компании научится в любых условиях и на любом участке
ДЕЙСТВОВАТЬ БЫСТРЕЕ, ПРОЩЕ, САМОСТОЯТЕЛЬНЕЕ.
БЫСТРОТА, ПРОСТОТА, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
Эта триада стала главной целью РАБОЧЕЙ РЕВОЛЮЦИИ ДЖЕКА УЭЛЧА.
Все вышеперечисленное складывалось в программу, которой необходимо было дать название — короткое, емкое, запоминающееся.
Джек Уэлч искал слово, способное обозначить единую и напряженную работу над проблемами и идеями. Помучившись, он назвал ее просто — проработка.
Некоторые ошибочно полагали, что это название отражает всего лишь продолжение политики сокращений. Не окажется ли "проработка" просто завуалированной "отбраковкой" сотрудников, не вписывающихся в уэлчевские стратегические схемы?
Отнюдь нет, отвечал Уэлч.
Впоследствии и план по внедрению практики внутреннего диалога между сотрудниками компании, и усилия по поиску и реализации идей, пришедших извне, вошли в программу "Проработка идей" (а не людей!).
"Проработка идей" позволила компании, по словам Уэлча, добиться многого.
Разобравшись в хитросплетениях нашей многоэтажной структуры, мы существенно снизили уровень помех, прилежно возводимых бюрократией, научились вслушиваться в процессы, бурлящие на самой глубине нашей организации, и расслышали голоса тех, кто работает на производстве, осуществляет жизненно важные операции с производимыми продуктами и имеет дело с клиентами. Там, в глубине, мы нашли немало потрясающих мыслей.
Нагие желание задействовать этот творческий потенциал, не упустить ни одной геенной идеи и распространить их по всей компании привело нас к процессу, названному проработкой идей.
Проработка подразумевает очень и очень многое: дискуссии, создание команд, тренировочные семинары, но центром всего этого многообразия остается формирование целостной культуры, где ценится каждая идея, где роль каждого заметна и важна, где лидеры лидируют, а не просто контролируют, где они наставники, а не надсмотрщики. Проработка - это процесс раскрытия творческого и производительного потенциала, которым обладают американские производительные силы - самые творческие, но самолюбивые, самые энергичные, но и самые независимые трудяги на свете.
СЕКРЕТЫ ЛИДЕРА
БУДЬ ВПЕРЕДИ СВОИХ ПОДЧИНЕННЫХ, СУМЕЙ ОТВЕТИТЬ НА ЛЮБОЙ ИХ ВОПРОС!
К началу 1996 года почти все сотрудники "Дженерал Электрик" так или иначе поучаствовали в программе "Проработка идей".
На семинары этой программы творческого роста ежедневно собиралось около 20 тыс. человек.
С марта 1989 года во всех подразделениях компании регулярно проводятся форумы сотрудников.
Для этих встреч и рабочих, и менеджеров просят одеться как можно проще — в джинсы и футболки, чтобы стереть бросающиеся в глаза чисто внешние различия между "сословиями".
Форумы длятся три дня и проходят на "нейтральной территории" — где-нибудь в конференц-зале вне предприятия.
Как правило, руководитель предприятия присутствует на форуме не с самого начала.
Но совсем не потому, что он не имеет на это права. Просто боссы зачастую полагают, что их активное участие в форуме ставит под сомнение их авторитет среди подчиненных и, следовательно, представляет угрозу всей их руководящей карьере.
Они появляются перед рабочими лишь в завершающий день сессии.
Правила форума требуют, чтобы менеджер не оставлял без ответа' ни одного вопроса. В результате 80% вопросов получают немедленное разрешение. Если проблема нуждается в изучении, менеджер обязан дать ответ не позднее чем через месяц.
Сначала между двумя сторонами стояла не видимая, но прочная стена, препятствовавшая свободному обмену мнениями.
Но шаг за шагом, сессия за сессией, и в стене постепенно образовывалась брешь.
Кто-то первым набирался мужества - и заговаривал.