Это был самый выдающийся по своей смелости ход Джека Уэлча.

И его "Дженерал Электрик".

Ректор Кротонвилльского института Джим Бауман назвал этот шаг коренной ломкой традиций "Дженерал Электрик".

В соответствии с подписанным соглашением "Джене­рал Электрик" выкупала контрольный пакет акций RCA у прежних владельцев за 6,28 млрд. дол., т.е. по цене 66,50 дол. за одну акцию.

Эта была крупнейшая сделка по слиянию не нефтя­ных компаний.

"Дженерал Электрик" считалась девятой по величине индустриальной корпорацией Америки. RCA была вто­рой не промышленной компанией страны.

В результате слияния был образован новый гигант с объемом продаж примерно 40 млрд. дол. Этот гигант продвинулся на седьмое место в списке 500 крупнейших компаний Америки журнала "Fortune" — сразу после IBM и перед Du Pont.

"Это будет динамит, а не компания", - пошутил Уэлч.

Но оценке аналитиков с Уолл-стрит, рыночная цена и а акции RCA и ее дочерних компаний держалась на уровне 90 дол. за штуку, так что "Дженерал Электрик" за­ключила весьма выгодную сделку.

Все только и говорили об этой сделке: специалисты и бизнесмены, актеры и торговцы. У каждого было свое мнение на этот счет.

На телеканале NBC гость программы "Сегодня вече­ром" Джонни Карсон тоже запустил шутку: "Да я слабак но по сравнению с последним гостем телешоу "Дженерал Электрик"! (Имелось в виду недавнее посещение Рональ­дом Рейганом Театра "Дженерал Электрик", транслировавшееся по телевидению.)

Сам Джек Уэлч был полон оптимизма по поводу пер­спектив своей новой компании.

Он был убежден, что эта сделка поможет "Дженерал Электрик" сильно продвинуться в области услуг и техно­логий, уменьшить зависимость компании от рыночной конъюнктуры в производственной сфере.

Слияние с RCA привело к тому, что "Дженерал Элект­рик" сместилась в сторону рынка услуг и технологий, на ко­тором рассчитывала зарабатывать до 80% прибыли. В этом состояла одна из программных целей Уэлча в начале 80-х.

Ситуация, казалось, сложилась идеальная. "Дженерал Электрик" и RCA были естественными партнерами в оборонных программах: первая производила авиадвига­тели и системы наведения для межконтинентальных бал­листических ракет, вторая выпускала электронное оборудование для ракетных крейсеров.

Такая связка делала вновь образованную компанию од­ним из главных претендентов на крупные заказы для про­граммы "звездных войн". Два крупнейших направления RCA (телевещание и "оборонка") не испытывали давления со стороны зарубежных конкурентов, а это как нельзя более устраивало Уэлча. Особые преимущества имела NBC: здесь даже минимальные вложения приносили большую прибыль.

ОДНАКО ГЛАВНАЯ ПОБЕДА СОСТОЯЛА В ТОМ,

ЧТО "ДЖЕНЕРАЛ ЭЛЕКТРИК" ПРЕВРАТИЛАСЬ В

КОРПОРАЦИЮ МИРОВОГО УРОВНЯ.

"Отныне мы располагаем мощными технологически­ми возможностями, финансовыми ресурсами и глобаль­ным охватом, — декларировал Уэлч. — Теперь мы можем уверенно конкурировать с кем угодно и где угодно, на любых привлекательных для нас рынках..."

В NBC отношение к слиянию было неоднозначным. Многообещающим было объединение сил двух компаний и в производстве бытовой электроники. Компания RCA продава­ла телевизоров и радиоприемников намного больше, чем "Дженерал Электрик": 4,8 млрд. дол. в год против 1 млрд. дол.

В телерадиовещательной индустрии "Дженерал Элек­трик" всегда имела репутацию аутсайдера, хотя и владе­ла восемью радио- и тремя телестанциями, а также кабельной телесетью. Но в 1983 году большинство этих подразделений было продано.

Руководители и сотрудники редакции NBC News опаса­лись, что "Дженерал Электрик" станег вмешиваться в ха­рактер подачи новостей и драгоценной независимости журналистов будет нанесен ущерб. Чтобы развеять их опа­сения, Джек Уэлч пообещал "уважать профессионализм и поддерживать традиционную независимость NBC News".

Ежегодный доход от индустрии развлечений оценивался в 30% совокупного дохода компании (10,1 млрд. дол.), а прибыль - даже в 40% от общей прибыли RCA, составившей в 1984 году 246,4 млн. дол.

NВC впервые в своей истории вырвалась в лидеры рейтинга прайм-тайм.

Хиты выходили на телеэкран один за другим: "Золотые девушки", "Альф", "Мэтлок", "Законы Лос-Анджелеса", "Аминь". Шоу Билла Косби стало национальным телеблокбастером - его смотрели в каждом втором американском доме!

Этот победный сезон стал звездным часом Гранта Тинкера.

Уэлч восхищался Тинкером и его командой: "Это наши люди! Они знают, как стать первыми. А мы, в свою очередь, знаем, как обеспечить деньгами тех, кто знает, как двигаться вперед".

На первый взгляд, Тинкер был доволен новыми вла­дельцами: "У "Дженерал Электрик" хорошие руководите­ли. А хорошие руководители, как правило, придерживаются принципа не вмешиваться в дело, кото­рое хорошо поставлено. Я знаю, что в NBC дело постав­лено хорошо, поэтому не опасаюсь вмешательства".

Но несмотря на все прекрасные слова и заверения, многие сотрудники NBC в страхе ожидали, что крупная промышленная корпорация сделает NBC послушным ору­дием н своей борьбе против конкурентов.

Беспокоило и то, что "Дженерал Электрик" является крупным оборонным подрядчиком, а следовательно, парт­нером государства. Так что компания вряд ли сможет сдержаться от соблазна предэфирной проверки новостей NBC, касающихся, к примеру, оборонной тематики.

Говоря коротко, "Дженерал Электрик" получила карт-бланш на использование гиганта масс-медиа для того, чтобы лоббировать свои интересы на всех уровнях американского общества и влиять на принятие решений в правительстве.

Наши рекомендации