Это был самый выдающийся по своей смелости ход Джека Уэлча.
И его "Дженерал Электрик".
Ректор Кротонвилльского института Джим Бауман назвал этот шаг коренной ломкой традиций "Дженерал Электрик".
В соответствии с подписанным соглашением "Дженерал Электрик" выкупала контрольный пакет акций RCA у прежних владельцев за 6,28 млрд. дол., т.е. по цене 66,50 дол. за одну акцию.
Эта была крупнейшая сделка по слиянию не нефтяных компаний.
"Дженерал Электрик" считалась девятой по величине индустриальной корпорацией Америки. RCA была второй не промышленной компанией страны.
В результате слияния был образован новый гигант с объемом продаж примерно 40 млрд. дол. Этот гигант продвинулся на седьмое место в списке 500 крупнейших компаний Америки журнала "Fortune" — сразу после IBM и перед Du Pont.
"Это будет динамит, а не компания", - пошутил Уэлч.
Но оценке аналитиков с Уолл-стрит, рыночная цена и а акции RCA и ее дочерних компаний держалась на уровне 90 дол. за штуку, так что "Дженерал Электрик" заключила весьма выгодную сделку.
Все только и говорили об этой сделке: специалисты и бизнесмены, актеры и торговцы. У каждого было свое мнение на этот счет.
На телеканале NBC гость программы "Сегодня вечером" Джонни Карсон тоже запустил шутку: "Да я слабак но по сравнению с последним гостем телешоу "Дженерал Электрик"! (Имелось в виду недавнее посещение Рональдом Рейганом Театра "Дженерал Электрик", транслировавшееся по телевидению.)
Сам Джек Уэлч был полон оптимизма по поводу перспектив своей новой компании.
Он был убежден, что эта сделка поможет "Дженерал Электрик" сильно продвинуться в области услуг и технологий, уменьшить зависимость компании от рыночной конъюнктуры в производственной сфере.
Слияние с RCA привело к тому, что "Дженерал Электрик" сместилась в сторону рынка услуг и технологий, на котором рассчитывала зарабатывать до 80% прибыли. В этом состояла одна из программных целей Уэлча в начале 80-х.
Ситуация, казалось, сложилась идеальная. "Дженерал Электрик" и RCA были естественными партнерами в оборонных программах: первая производила авиадвигатели и системы наведения для межконтинентальных баллистических ракет, вторая выпускала электронное оборудование для ракетных крейсеров.
Такая связка делала вновь образованную компанию одним из главных претендентов на крупные заказы для программы "звездных войн". Два крупнейших направления RCA (телевещание и "оборонка") не испытывали давления со стороны зарубежных конкурентов, а это как нельзя более устраивало Уэлча. Особые преимущества имела NBC: здесь даже минимальные вложения приносили большую прибыль.
ОДНАКО ГЛАВНАЯ ПОБЕДА СОСТОЯЛА В ТОМ,
ЧТО "ДЖЕНЕРАЛ ЭЛЕКТРИК" ПРЕВРАТИЛАСЬ В
КОРПОРАЦИЮ МИРОВОГО УРОВНЯ.
"Отныне мы располагаем мощными технологическими возможностями, финансовыми ресурсами и глобальным охватом, — декларировал Уэлч. — Теперь мы можем уверенно конкурировать с кем угодно и где угодно, на любых привлекательных для нас рынках..."
В NBC отношение к слиянию было неоднозначным. Многообещающим было объединение сил двух компаний и в производстве бытовой электроники. Компания RCA продавала телевизоров и радиоприемников намного больше, чем "Дженерал Электрик": 4,8 млрд. дол. в год против 1 млрд. дол.
В телерадиовещательной индустрии "Дженерал Электрик" всегда имела репутацию аутсайдера, хотя и владела восемью радио- и тремя телестанциями, а также кабельной телесетью. Но в 1983 году большинство этих подразделений было продано.
Руководители и сотрудники редакции NBC News опасались, что "Дженерал Электрик" станег вмешиваться в характер подачи новостей и драгоценной независимости журналистов будет нанесен ущерб. Чтобы развеять их опасения, Джек Уэлч пообещал "уважать профессионализм и поддерживать традиционную независимость NBC News".
Ежегодный доход от индустрии развлечений оценивался в 30% совокупного дохода компании (10,1 млрд. дол.), а прибыль - даже в 40% от общей прибыли RCA, составившей в 1984 году 246,4 млн. дол.
NВC впервые в своей истории вырвалась в лидеры рейтинга прайм-тайм.
Хиты выходили на телеэкран один за другим: "Золотые девушки", "Альф", "Мэтлок", "Законы Лос-Анджелеса", "Аминь". Шоу Билла Косби стало национальным телеблокбастером - его смотрели в каждом втором американском доме!
Этот победный сезон стал звездным часом Гранта Тинкера.
Уэлч восхищался Тинкером и его командой: "Это наши люди! Они знают, как стать первыми. А мы, в свою очередь, знаем, как обеспечить деньгами тех, кто знает, как двигаться вперед".
На первый взгляд, Тинкер был доволен новыми владельцами: "У "Дженерал Электрик" хорошие руководители. А хорошие руководители, как правило, придерживаются принципа не вмешиваться в дело, которое хорошо поставлено. Я знаю, что в NBC дело поставлено хорошо, поэтому не опасаюсь вмешательства".
Но несмотря на все прекрасные слова и заверения, многие сотрудники NBC в страхе ожидали, что крупная промышленная корпорация сделает NBC послушным орудием н своей борьбе против конкурентов.
Беспокоило и то, что "Дженерал Электрик" является крупным оборонным подрядчиком, а следовательно, партнером государства. Так что компания вряд ли сможет сдержаться от соблазна предэфирной проверки новостей NBC, касающихся, к примеру, оборонной тематики.
Говоря коротко, "Дженерал Электрик" получила карт-бланш на использование гиганта масс-медиа для того, чтобы лоббировать свои интересы на всех уровнях американского общества и влиять на принятие решений в правительстве.