Свою программу и, если необходимо
ПЕРЕПИСЫВАТЬ ЕЕ!
Да, нужно уметь отбрасывать даже собственные принципы, если практика подтверждает их несостоятельность. Джек требовал от менеджеров, чтобы они ни на секунду не позволяли себе утрачивать свежесть и новизну взгляда и, приходя на работу, каждый день упорно думали над тем, что и каким образом следует изменить, улучшить, усовершенствовать.
Прекрасным примером неуклонного стремления Джека Уэлча расстаться с прошлым и полностью сосредоточиться на будущем явилась продажа производства бытовых электроприборов в 1983 году.
Джек не мог не понимать, что продажа этого бизнеса нанесет тяжелейший удар по занятым в нем работникам и станет настоящим шоком для всех остальных служащих "Дженерал Электрик".
Но это не остановило Джека.
Раздраженные критики утверждали, что продажа производства тостеров, утюгов и бытовых вентиляторов означает торговлю вразнос славным наследием компании. Именно эти изделия принесли в свое время всемирную славу торговой марке «Дженерал Электрик".
Это подразделение считалось неотъемлемой частью тела компании хотя бы потому, что всякий раз, когда домохозяйка покупала тостер, кофеварку или паровой утюг с маркой "Дженерал Электрик", это благоприятно сказывалось на имидже компании среди потребителей.
"Дженерал Электрик" имела непоколебимые позиции в производстве таких категорий товаров, как осветительные приборы и бытовая техника. Редж Джонс, бывший председатель совета директоров компании, однажды заметил:
Я всегда подчеркиваю, что производство бытовых электроприборов необходимо нам для заполнения пробела между двумя нашими отраслями-лидерами, чтобы Мистер Потребитель, приходя в универмаг и покупая тостер, видел неразрывную линию "Дженерал Электрик".
Но какой бы доход не приносил этот бизнес, производство бытовых электроприборов обладало рядом очевидных недостатков, которые в новых условиях сверхжесткой финансовой дисциплины тяжелым бременем ложились на плечи компании.
Пол Ван Орден, возглавлявший это подразделение в конце 70-х, суммировал жалобы потребителей на свою продукцию в коротком скетче:
Одеяла с электроподогревом горят, миксеры ломаются, кофеварки пожароопасны. Тостеры отвратительны. Электродуховки не достойны своего названия - в них нельзя ни пирог испечь, ни мясо поджарить.
Уэлч, конечно, понимал, что далеко не все с радостью воспримут его решение избавиться от производства бытовых электроприборов, но поднявшийся шквал критики удивил даже его.
В прошлом бытовые электроприборы были основной продукцией "Дженерал Электрик".
Уже знакомый нам соратник Джека Уэлча Джим Бауман из Кротонвилля вспоминает:
Нам говорили: "Да как вы смеете бросаться электроприборами? Как только у вас руки не отсохнут? Этот бизнес традиционен для компании". На что Уэлч отвечал: "С чем вы хотите войти в XXI век - с тостерами или с электронными сканерами? Этот вопрос - ключевой. Об этом мы думали, принимая наше сегодняшнее решение".
В прошлом бытовые электроприборы сослужили хорошую службу корпорации. Но в "Дженерал Электрик" будущего их производству места не нашлось. Вот как выразился Джойс Эргенхан, вице-президент компании по связям с общественностью:
Мы теряли уйму сил на отрасли, подобные производству бытовых электроприборов. Стоило нам выпустить в продажу, скажем, новый превосходный фен, как через пару месяцев все прилавки оказывались завалены его дешевыми копиями с Ближнего Востока. Нет, такие отрасли только подрывали наши технологические и финансовые ресурсы.
Дело однажды дошло до открытой конфронтации между Джеком Уэлчем и его предшественником на посту председателя совета директоров компании Реджем Джонсом. Джек поинтересовался мнением Реджа по поводу производства и продажи бытовых электроприборов.
Джонс принялся горячо доказывать, что эта мера подорвет доверие потребителя к компании и в будущем нанесет удар по ее позициям в сфере осветительной аппаратуры и "большой" бытовой электроники.
Уэлч сослался на результаты предпринятого им маркетингового исследования, согласно которым торговые предприятия и в дальнейшем собирались закупать у "Дженерал Электрик" осветительные товары и электронику, несмотря на отсутствие у компании бытовых электроприборов.
Как показало время, Уэлч был абсолютно прав: прекращение производства бытовых электроприборов не сказалось негативно на других производственных отраслях корпорации.
"Дженерал Электрик" успешно доминировала на рынке бытовых электроприборов, однако одного лидерства там было недостаточно. В глазах Уэлча эта отрасль имела гораздо более существенный изъян: у нее не было потенциала для роста.
Этот бизнес был обращен в прошлое. Он с головой погряз в традициях "Дженерал Электрик", потерял свою эффективность и перестал быть полезным компании.
Вы знаете, что говорит в таких случаях Джек Уэлч:
"Постоянно пересматривайте свою программу".
Бытовые электроприборы были частью прежней программы. Программа потребовала пересмотра. Следовательно, долой электроприборы!
У каждого менеджера, в каждой корпорации есть свои такие "электроприборы" — середнячки, которых все любят, к которым все привыкли и которых не принято обижать.
Но спросите себя: что вас так привязывает к прошлому?
Мы с Джеком знаем, что вы ответите.
Так легче, скажете вы. Во всяком случае проще, чем что-либо менять.
Да, осуществлять перемены всегда нелегко. Однако помните секрет лидерства Джека Уэлча номер 13: не держитесь за прошлое. Будьте готовы к переменам!
Это очень полезный секрет, может быть, самый полезный из всех в этой книге.
Имейте это в виду, когда заглянете в самую глубину бизнес-концепции Джека Уэлча.
СЕКРЕТЫ ЛИДЕРА
РАСПРОСТРАНЯЙ ИДЕИ, РАСПРЕДЕЛЯЙ РЕСУРСЫ И НЕ МЕШАЙ ЛЮДЯМ РАБОТАТЬ!
УБЕДИСЬ, ЧТО КАЖДЫЙ ТВОЙ ПОДЧИНЕННЫЙ ОБЛАДАЕТ ВСЕЙ ПОЛНОТОЙ ИНФОРМАЦИИ, НЕОБХОДИМОЙ ЕМУ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ.
СОЗДАВАЙ СВОИМ СОТРУДНИКАМ УСЛОВИЯ ДЛЯ РОСТА, ПРЕДОСТАВЛЯЙ ИМ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И РАСШИРЕНИЯ
ИХ ГОРИЗОНТОВ.
Свои рассуждения об искусстве управления Джек Уэлч начинает с предисловия:
БИЗНЕС- ЭТО ПРОСТО!
Бизнес это очень простое дело. Те, кто пытается представить его сложным, вводят самих себя в заблуждение.
Люди склонны переоценивать сложность нашей про-фессии. Бизнес - не ракетное конструирование. В действительности мы избрали одно из самых простых занятий в мире. У самой крупной компании есть три-четыре серьезных конкурента, и они хорошо известны. Спектр возможностей в бизнесе, как правило, невелик. Вам не приходится мучиться, выбирая из 2000 вариантов.
Вот что я думаю о бизнесе как о профессии: если в одной комнате собралось шесть человек и все мы владеем одной и той же информацией, то, скорее всего, все шестеро окажутся примерно в равных условиях. Проблема в том, что информация у всех у нас неодинакова. У каждого -свой кусок информации. Бизнес - совсем простая штука. Сложности возникают в том случае, если люди оказываются отрезанными от необходимой им информации.
Хорошему руководителю, не усложняющему свой бизнес, для принятия верного и быстрого решения достаточно знать ответы всего лишь на пять вопросов. Однако это должны быть
ПЯТЬ ПРАВИЛЬНЫХ ВОПРОСОВ.
Вот эти вопросы:
• Что представляет собой конкурентная среда, внутри которой действует ваше предприятие?
• Чего добились ваши конкуренты за последние три года?
• Что за то же самое время сделали вы?
• Каким образом конкуренты могут угрожать вашему бизнесу в будущем?
• Что вы намерены сделать, чтобы опередить их?
Так как Джек Уэлч считает бизнес вполне постижимой наукой, он не боится иметь дело с крупными предприятиями. Фактически чем больше, тем лучше.
Ему доставляет удовольствие управлять "Дженерал Электрик", поскольку чем сложнее дело, тем оно разнообразнее и интереснее.
И все-таки кажется невероятным, что один человек смог управиться с корпорацией, насчитывающей 13 различных отраслей. Как Уэлчу удавалось справляться с каждой из них?
Cущеecmeyem ряд механизмов, которые позволяют все держать под контролем. Я много путешествовал по миру и научился понимать людей. Я просто чую их мысли. У меня есть Кротонвилль, откуда я получаю обратную связь. У меня есть заседания совета директоров, куда на два дня съезжаются руководители отраслей компании, чтобы потолковать со мной о своих делах. Кстати, никто из директоров не занимается управлением в прямом смысле слова. Я, в свою очередь, не управляю директорами. Я вообще стараюсь ничем и никем не управлять. Я совсем не вмешиваюсь в дела своих подчиненных. Если бы я пытался указывать им, что и как нужно делать, я был бы идиотом. Просто я умею почувствовать, если кто-то не справляется со своими обязанностями.
Было бы неправильно называть Джека Уэлча менеджером в обычном смысле этого слова. Уэлч скорее
СУПЕРМЕНЕДЖЕР,
поскольку он охватывает своим взглядом сразу 13 различных отраслей компании.
"Моя работа, - говорит он, подытоживая наш разговор о задачах руководителя этой гигантской корпорации, - заключается в том, чтобы создавать наилучшие возможности для людей и наилучшим образом размещать финансовые средства компании. В общем-то это и все. А больше от управляющего ничего и не требуется: распространяй идеи, размещай ресурсыи не мешай людям работать".
Казалось бы, что толку в таком совете? Но зная, каких успехов добился Джек Уэлч в искусстве управления, стоит прислушаться к его мнению о том, каким должен быть настоящий управляющий.
Может быть, это звучит парадоксально, но Джек убежден: