Лучшее руководство - минимум руководства
Уэлч создал новый стиль управления крупной американской корпорацией.
В 80-е Уэлч начал с упразднения высшего управленческого уровня компании,что позволило ему выйти прямо на руководителей производственных отраслей.
Упразднение высшего менеджерского звена он назвал
УДАЛЕНИЕМ ЛИШНЕЙ ПРОСЛОЙКИ.
Но вскоре он понял, что одного этого недостаточно.
Для того чтобы сделать "Дженерал Электрик" конкурентоспособной, он заставил компанию пройти через масштабную трансформацию, какой не знала еще ни одна крупная корпорация Америки.
Таким образом Джек Уэлч стал первооткрывателем процесса, ранее не имевшего даже названия. Теперь он зовется
РЕСТРУКТУРИРОВАНИЕМ.
СЕКРЕТЫ ЛИДЕРА
ВНИМАТЕЛЬНО ИЗУЧАЙ СВОЙ БИЗНЕС, ЧТОБЫ КАК МОЖНО РАНЬШЕ ПРИНЯТЬ
РЕШЕНИЕ: ЧТО НУЖНО ИСПРАВИТЬ, ЧТО - ПЕРЕНЯТЬ, А ЧТО - ВЫБРОСИТЬ ЗА БОРТ!
За десять лет до вступления Джека Уэлча в должность исполнительного директора компания "Дженерал Электрик" задыхалась в тисках серьезного кризиса, который почти никем не был замечен.
Лишь жалкая троица (производство осветительных приборов, моторов и выработка электричества) из целых 150 производственных единиц корпорации "Дженерал Электрик" лидировала на своих рынках.
Изо всей продукции "Дженерал Электрик" за границу поставлялись только пластмассы, газовые турбины и самолетные двигатели. И лишь газовые турбины занимали ведущее место на рынке.
Несмотря на превосходные балансовые отчеты 70-х, "Дженерал Электрик" представляла собой стадо баранов, нуждающихся в умном руководстве грамотногопастуха.
В конце 70-х целых 80% дохода "Дженерал Электрик" приходилось на традиционные для этой компании виды деятельности — производство электрического и электронного оборудования. Но даже эти производства сокращались.
Наиболее успешными оставались отрасли по выпуску пластмассовых изделий, медицинских систем и финансовая служба. Однако эти перспективные отрасли за 1981 год принесли всего одну треть суммарного дохода корпорации.
Целый ряд других отраслей, включая производство авиационных двигателей, приносил сплошные убытки.
Проблемы "Дженерал электрик" были тесно связаны с глобальными изменениями деловой среды.
Все предыдущие годы основные рынки мировой экономики — будь то выплавка стали или производство текстиля, кораблестроение или телевещание, автомобилестроение или вычислительная техника — находились под влиянием Соединенных Штатов. Америка контролировала все.
Теперь, без излишнего шума, на эти рынки стали проникать другие, в особенности японцы. Они переманивали клиентов, соблазняя их высококачественными товарами по низким ценам.
Паровые турбины Большого Американского Парохода чихали и кашляли. Главным признаком упадка явились потери сталеплавильной индустрии, составившие в 1982 году 3,2 млрд. дол. Почти 20% американского рынка контролировали японцы. То, что случилось со сталеплавильной отраслью, вскоре перекинулось и на производство автомобилей.
Американская индустрия бытовой электроники также не смогла распознать сигналов грядущей катастрофы, надвигавшейся из-за Тихого океана. Когда ненасытный спрос американцев на видеомагнитофоны стал очевидным, было уже поздно: японцы застолбили эту территорию.
К началу 80-х американская экономика обрела очень нездоровый вид. Инфляция, уровень которой в 1971 году составлял лишь 3,4%, к марту 1980 года подскочила аж до 18%.
Другие симптомы недомогания были столь же очевидны.
Цена на нефть, в 1971 году равнявшаяся 1,70 дол. за баррель, к 1980-му взлетела до отметки 39 дол. за баррель.
Объем производства легковых и грузовых автомобилей, достигавший в 1971 году 8 млн. штук, к 80-му скатился менее чем до 6,4 млн.
К 1979 году производительность труда в Америке оставалась все еще самой высокой в мире, но начиная с 60-х темпы ее роста неуклонно падали, тогда как в Японии и Западной Германии они уверенно росли.
В 1979 году по показателю ежегодного дохода на вложенный капитал США (10 662 дол.) были лишь десятыми среди стран — членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Неудивительно, что к лету 1981 года Америка вступила в полосу экономического спада.
Для того чтобы выбраться из этой трясины, США должны были не только увеличить производительность,но и научиться вести себя агрессивнеев международной конкурентной борьбе.
Объем мировой торговли в 1981 году достиг 2 трлн. дол. и в ближайшее десятилетие должен был расти высокими темпами. А между тем тысячи американских компаний даже не были представлены на мировом рынке.
80% американского экспорта приходилось на 1% американских фирм.
Девять из десяти американских компаний вообще не производили продукцию на экспорт.
Идеи Джека Уэлча стали адекватным ответом на глобальные изменения мировой экономики.
Эти изменения произошли тихо, почти неощутимо.
На американском рынке долгое время было принято считать: все, что происходит в остальном мире, не имеет значения для Америки. Такие уважаемые компании, как "Дженерал Электрик", могут просто не обращать внимания на экономическую ситуацию за границей.
Однако в 70-х игнорировать происходящие перемены стало уже невозможно. "Остальной"мир больше не казался чем-то несущественным или нереальным.
Чутье безошибочно подсказало Джеку, что деловая арена становится все шире, а конкуренция на ней— все жестче.Скоро на мировой арене появятся новые амбициозные компании, нацеленные на захват международных рынков.
Джек Уэлч смог разглядеть черты новой глобальной экономической ситуации задолго до того, как они стали очевидны всем остальным.
Когда весной 1981 года Джек поднялся на вершину пирамиды управления "Дженерал Электрик", он мог себе обеспечить спокойную жизнь, сделав вид,что разделяет общее мнение, гласившее:
• "Дженерал Электрик" — почтенный идол американского бизнеса, имеющий 115-летнюю историю, может и впредь без особых усилий продавать электрические, лампочки, холодильники и авиационные турбины, не обращая внимания на перемены в деловом мире и не меняя своей структуры.
• Компания, состоящая из 350 различных производственных подразделений, сама по себе является достаточно гибкой и многопрофильной, чтобы спокойно пережить взлеты и падения, сопровождающие любую динамичную экономику.