Выбор транспорта (внешний транспорт и внутризаводской)

1.1*. Промышленный транспорт - комплекс сооружений, устройств и технических средств транспорта, обеспечивающих внешние и внутренние перевозки эксплуатацию и техническое обслуживание транспортных средств, а также производство транспортных погрузочно-разгрузочных операций на предприятиях и в организациях.

1.2*. Промышленный транспорт различных видов следует проектировать в увязке со схемами генеральных планов предприятий и промышленных узлов, схемами развития промышленного района, схемами развития сети железных и автомобильных дорог, с проектами планировки и застройки городских и сельских поселений, а также с территориальными комплексными схемами охраны природы.

1.3*. Выбор вида транспорта, основные технические решения проектов промышленного транспорта и его отдельных зданий и сооружений должны приниматься на основе результатов сравнения экономического эффекта, натуральных показателей, минимума суммарных затрат и других технико-экономических показателей вариантов, а также оценки экологических и социальных последствий осуществления проекта. При этом выбранный вариант должен обеспечивать:

высокие технико-экономические показатели и производительность труда;

безопасность для обслуживающего персонала и населения;

прогрессивную технологию и максимальную поточность транспортирования грузов;

увязку и кооперацию с другими видами промышленного транспорта и с транспортом общего пользования;

кооперированное использование зданий и сооружений ремонтного хозяйства, пожарных депо, энергоснабжения, водоснабжения и канализации и других инженерных коммуникаций, погрузочно-разгрузочных сооружений и устройств промышленного узла (района), а также жилых комплексов, предприятий питания, медицинского и культурного обслуживания;

использование резервов мощности существующих зданий и сооружений;

рациональное использование существующей сети дорог для строительства и эксплуатации объектов промышленного транспорта;

экономное расходование топлива и электроэнергии, металла, цемента и других строительных материалов;

широкое использование местных строительных материалов, отходов и побочных продуктов промышленного производства;

строительство объектов транспорта вне площадей залегания полезных ископаемых, а в обоснованных случаях - минимальную застройку таких площадей;

сокращение продолжительности строительства;

сохранность перевозимых грузов;

максимальное использование благоприятных рельефных, инженерно-геологических и гидрогеологических условий;

условия, которые не представляют угрозы для здоровья людей при прямом, косвенном, кумулятивном и других видах воздействия с учетом возможных последствий;

условия, исключающие возможность необратимых или кризисных изменений в природной среде в период строительства, эксплуатации и ликвидации объекта.

Внутризаводскойтранспорт планируют с учетом мощности грузооборота и характера перемещения грузов по территории предприятия. Вид транспорта выбирают на основе результатов технико-экономических сравнений различных вариантов организации единого транспортного процесса.

Планировка и застройка промышленной территории.

Различают следующие типы зданий и сооружений в застройке промышленных территорий:

1. Здания — одноэтажные многоэтажные и здания смешанной этажности преимущественно в условиях городской застройки, а также в стесненной застройке при расширении действующих предприятий.

2. Сооружения в виде:

а) хранилищ сыпучих тел (бункера, силосы) и емкостей для жидкостей и газов (резервуары, нефтебаки, газгольдеры и т п.)

б) открытых или частично открытых аппаратов на заводах металлургических, химических, нефтеперегонных, строительной промышленности, гидроэлектростанциях, теплоэлектростанциях и др.;

в) устройств для внутризаводского транспорта и коммуникаций, к которым относятся железнодорожные эстакады, путепроводы, крановые эстакады тоннели;

г) мачт, труб, башен и прочих сооружений.

В застройке большинства промышленных предприятий наибольшее место занимают здания Приемы планировки и застройки промышленной территории различны, в частности в зависимости от расположения предприятий по отношению к городу. Застройка предприятий имеет несколько характерных видов.

Архитектурно-планировочные решения этих предприятий отличает выделение одной продольной или поперечной магистрали в качестве главной, вокруг которой организуется вся территория промышленного комплекса. Исходной структурной ячейкой в планировке территории является квартал — часть территории, заключенная между продольными и поперечными проездами.

Виды архитектурно-планировочных решений:

Для крупных промышленных комплексов, имеющих площадь территории 100—200 га и более, характерна застройка в виде нескольких параллельных рядов кварталов — панелей, заключенных между продольными проездами, так называемая панельная или квартально-панельная.

Для современных предприятий химической промышленности характерно объединение нескольких (2—3) кварталов в укрупненный структурный элемент планировки и застройки территории — блок, заключающий в себе определенную законченную часть технологического процесса.

Характерным видом застройки кварталов, распространенным в химической промышленности, а также в строительстве подсобных и складских зданий, является павильонная застройка, где основным типом зданий являются протяженные одноэтажные здания относительно небольшой ширины.

При проектировании генерального плана следует иметь в виду, что производство непрерывно совершенствуется, поэтому при компоновке следует учитывать направление будущего развития производства, предусматривать необходимые резервы территории и определять порядок их будущей застройки. Расширение предприятия следует предусматривать, как правило, без сноса возведенных ранее капитальных зданий и сооружений. На каждом этапе промышленное предприятие должно быть архитектурно закончено.

Унификация архитектурных приемов и строительных решений является одним из важнейших условий проектирования генерального плана и архитектурно-объемного решения предприятия. Для часто повторяемых в строительстве производств разрабатываются комплексные типовые проекты предприятий, позволяющие привязывать их к различным условиям строительства. Так были выполнены проекты зерноэлеваторов, тепловых электростанций различной мощности, заводов железобетонных изделий и др. Особую сложность при привязке типового проекта завода представляют вопросы вертикальной планировки территории. B случае невозможности разработки типового проекта генерального плана целого предприятия целесообразно выполнение типовых проектов его составных частей — отдельных панелей, кварталов и блоков застройки, охватывающих законченные циклы производства.

Благоустройство территории.

В благоустройство промышленной территории входит следующий комплекс работ: устройство дорог и тротуаров (асфальтирование, замощение и т. п.), проездных и пешеходных мостов и мостиков, посадка зеленых насаждений, устройство ограждений, площадок, водоемов, фонтанов, наружных лестниц, пандусов, отдельных подпорных стенок и укрепленных откосов, установка осветительных устройств, указателей, ориентиров и т. п. Все эти работы являются очень важными для нормальной эксплуатации предприятий и его внешнего вида, а потому строительство предприятий нельзя считать законченным без завершения этих работ.

Неотъемлемой частью законченного архитектурного ансамбля и характерными элементами благоустройства являются так называемые малые формы — ограждения, перила, сходы, фонари, вентиляционные шахты, скамьи, флагштоки, доски почета, а также стенды показателей, плакаты и другие элементы наглядной информации, проектируемые в соответствии с архитектурой всего предприятия и распределяемые по территории в зависимости от их назначения и действительной необходимости.

Озеленение требует значительных первоначальных и эксплуатационных затрат, поэтому оно должно быть запроектировано максимально экономично.

Благоустройство и озеленение предприятий должно быть обеспечено материальной базой. Желательно, чтобы это была централизованная база, имеющая в своем составе оранжереи и питомники, уборочные машины и инструменты.

Наши рекомендации