Межлично 27)Понятие межличностных отношений и их структура.
стные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте. Межличностные отношения — это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. В отличие от деловых отношений межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными. Развитие межличностных отношений обусловливается полом, возрастом, национальностью и многими другими факторами. У женщин круг общения значительно меньше, чем у мужчин. В межличностном общении они испытывают потребность в самораскрытии, передаче другим личностной информации о себе. Они чаще жалуются на одиночество (И. С. Кон). Для женщин более значимы особенности, проявляющиеся в межличностных отношениях, а для мужчин — деловые качества. В разных национальных общностях межперсональные связи строятся с учетом положения человека в обществе, половозрастных статусов, принадлежности к различны социальным слоям и др. Процесс развития межличностных отношений включает в себя динамику, механизм регулирования межперсональных отношений и условия их развития. Межличностные отношения развиваются в динамике: они зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут постепенно ослабляться, Динамика развития межличностных отношений проходит несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Знакомства осуществляются в зависимости от социокультурных норм общества. Приятельские отношения формируют готовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. На этапе товарищеских отношений происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу (недаром говорят «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию»). Дружеские отношения имеют общее предметное содержание — общность интересов, целей деятельности и т. д. Можно выделить утилитарную (инструментально-деловую) и эмоционально-экспрессивную (эмоционально-исповедальную) дружбу (И. С. Кон). Механизмом развития межличностных отношений является эмпатия — отклик одной личности на переживания другой. Эмпатия имеет несколько уровней (Н. Н. Обозов). Первый уровень включает когнитивную эмпатию, проявляющуюся в виде понимания психического состояния другого человека (без изменения своего состояния). Второй уровень предполагает эмпатию в форме не только понимания состояния объекта, но и сопереживания ему, т. е. эмоциональную эмпатию. Третий уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенческие компоненты. Данный уровень предполагает межличностную идентификацию, которая является мысленной (воспринимаемой и понимаемой), чувственной (сопереживаемой) и действенной. Между этими тремя уровнями эмпатии существуют сложные иерархически организованные взаимосвязи. Различные формы эмпатии и ее интенсивности могут быть присущи как субъекту, так и объекту общения. Высокий уровень эмпатийности обусловливает эмоциональность, отзывчивость и др. Условия развития межличностных отношений существенно влияют на их динамику и формы проявления. В городских условиях, по сравнению с сельской местностью, межличностные контакты более многочисленны, быстро заводятся и так же быстро прерываются. Влияние временного фактора различно в зависимости от этнической среды: в восточных культурах развитие межличностных отношений как бы растянуто во времени, а в западных — спрессовано, динамично.
Структуру психологических отношений, с точки зрения автора, представлена:
Психологические отношения:
1)деловые
2)личные(межличностные) деляться на два типа: оценночные, действенны.
Структура межличностных отношений
предполагает выяснение положения индивида в группе в качестве ее члена: его статус, т.е. позиция в системе групповых отношений; его роль в соответствие с этим статусом; а также система групповых ожиданий относительно поведения данного члена группы. Это последнее означает, что каждый участник группы не просто выполняет свои функции, его поведение оценивается остальными участниками группы. Через систему ожидаемых образцов поведения группа контролирует деятельность каждого своего члена. В ряде случаев может возникать рассогласование между ожиданиями относительно конкретного члена группы и его реальным поведением. Для уменьшения этого расхождения в группе
формируются важные образования: групповые нормы и групповые санкции.
28)Понятие «общения» в широком смысле. Функция общения.
Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся соц. нормы, ценности, знания, и способы деятельности, а так же формируется как личность, т. е. общение-важнейший фактор психического развития человека.
Общение- сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношения людей к друг другу, и как процесс их взаимовлияния, и как процесс сопереживания и взаимопонимания друг другу. ( Барыгин)
В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течении всей жизни психологические процессы, состояния и поведение человека.
Функции общения:
Коммуникативная- связана с обменом информацией между людьми.
Перцептивная-с восприятием и пониманием друг друга
Интерактивная- связана с организацией взаимодействий между людьми
По другой классификации выделяют:
Прагматическая ф-ция- реализуется при взаимодействии людей в совместной деятельности.
Формирующая- проявляется в процессе формирования и изменения псих. облика человека.
Ф-ция Подтверждения- в процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя.
Ф-ция организации и подтверждения межличностных отношений, восприятие других людей и поддержание с ними различных отношений (оценивание людей)
Внутриличностная ф-ция- реализуется в общении человека с самим собой. Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.
29) Общение как поведение (деятельность). Общение как межличностное взаимодействия.