Понятие и процесс делегирования полномочий: преимущества и недостатки.
Делегирование — это процесс наделения полномочиями и обязанностями других членов организации через всю последовательность ее уровней. Отправной точкой при делегировании является определение цели делегирования, круга делегируемых задач и полномочий, т.е. руководитель всегда должен выбирать, что делегировать, а что - нет. Руководителю необходимо определить свою рабочую нагрузку, чтобы понять какие задания и функции делегировать, и выбрать наиболее подходящего сотрудника.
В первую очередь делегированию подлежат такие задания, как: - рутинная работа; - узкоспециализированная деятельность (которую сотрудники при наличии определенной квалификации могут выполнить самостоятельно); - подготовительная работа (сбор информации, предварительные расчеты и т.д.).
Не следует делегировать такие функции руководителя, как постановка целей; окончательное решение по стратегическим вопросам; контроль результатов; мероприятия по мотивации сотрудников; задачи особой важности; задачи высокой степени риска; необычные, исключительные дела; актуальные, срочные дела, не оставляющие времени для объяснений или перепроверки; конфиденциальные задачи.
При делегировании поручение или перепоручение задачи следует соотносить с возможностями и способностями, а также загруженностью подчиненных в решающие промежутки времени. После уточнения круга задач, подлежащих делегированию, необходимо рассмотреть кандидатуры потенциальных исполнителей, которые: 1) имеют достаточный уровень профессиональных знаний и навыков для выполнения задания; 2) проявляют интерес к этой области деятельности или уже обращались с просьбой о подобной работе; 3) располагают временем для того, чтобы работать над подобным заданием.4) Немаловажное значение имеет также стаж работы сотрудника в организации. После выбора делегата следует четко определить делегируемую задачу. Для этого необходимо провести обсуждение задачи с сотрудниками. Желательно как можно более точно и полно инструктировать сотрудников, а также удостовериться в том, что полученное задание понято правильно.
После того, как задание выполнено, следует подвести итоги и провести оценку вместе с сотрудником. Сотрудник должен чувствовать, что получил признание.
Изучение успешно функционирующих организаций показывает преимущества эффективного делегирования.
Оптимальное распределение времени. Время - наиболее ценный, но ограниченный ресурс, и важно, чтобы менеджер использовал его максимально эффективно. Делегирование позволяет менеджеру выгоднее использовать ресурсы, концентрироваться на более важных задачах и тратить больше времени на управление и меньше - на исполнение.
Средства подготовки и развития. Делегирование предусматривает средства подготовки и развития. Оно может служить средством оценки исполнительности подчиненного. Кроме того, делегирование способствует всестороннему развитию специалиста, обеспечивая тем самым дополнительную эффективность работы организации. Разумное делегирование и приобретение специальных навыков повышают качество принимаемых решений.
Экономическая целесообразность. Успешное делегирование приносит пользу и менеджеру, и подчиненным, позволяя всем сыграть свою роль в повышении организационной эффективности.
Делегирование сосредоточивает внимание на мотивирующих факторах и создает среду, в которой подчиненные вовлечены в процессы планирования и принятия решений. Делегирование - форма участия. Там, где подчиненные участвуют в делегировании, будет положительное отношение к работе.
Причины недостаточного делегирования. Нежелание делегировать часто является следствием опасений или слабости менеджера.
Зависимость от других людей. Менеджеры, которые размышляют только о том, что они лично могут сделать в работе, не бывают эффективными.
Недостаток подготовки. Возможно, менеджеры не «обучались» тому, чтобы постичь искусство делегирования. Они могут недопонимать значения эффективного делегирования или его последствий.
Другая причина нежелания делегировать полномочия может частично заключаться в том, что повсеместно уже с детского возраста и периода учебы в колледже инициатива в передаче полномочий, как правило, подав ляегся.
1. Препятствия делегирования. Причины нежелания делегировать таковы: Заблуждение «сам я сделаю это лучше»
2. Недостаток способности направлять.
3. Недоверие к подчиненным.
4. Отсутствие контроля, предупреждающего о надвигающихся трудностях.
5. Неприязнь к риску.