Логистика производства и распределения
1. Суть "Бережливое производство" и основной инструментарий, применяемый при ее реализации.
Бережливое производство(LeanProduction) – система организации и управления разработкой продукции, операциями, взаимоотношениями с поставщиками и клиентами, при которой продукция изготавливается в точном соответствии с запросами потребителей и с меньшим числом дефектов по сравнению с продукцией, сделанной по технологии массового производства. При этом сокращаются затраты труда, пространства, капитала и времени. Бережливое-предприятие(Lean Enterprise) – это бизнес-система для организации и управления разработкой продукта, операциями, взаимоотношениями с поставщиками и заказчиками, использующая принципы, практику и инструменты бережливого производства для создания четко определенной потребительской ценности (товаров и услуг с более высоким качеством и меньшим количеством дефектов, с меньшими трудозатратами, на меньших производственных площадях, с меньшим капиталом и за меньшее время по сравнению с традиционной системой массового производства). Бережливые предприятия, участвующие в производстве определенного семейства продуктов, действуют на основе соглашения, в соответствии с которым они определяют ценность продукции с позиции конечного потребителя, устраняют из потока создания ценности непроизводительные операции и осуществляют операции, создающие ценность в виде непрерывного потока по мере «вытягивания» продукции клиентом. Сотрудничавшие предприятия осуществляют перечисленные процедуры непрерывно на протяжении всего жизненного цикла данного семейства продуктов. Основные инструменты: Andon - Система информирования о проблеме. Сигнал подается при обнаружении проблемы. Система поощряет остановку производства, чтобы предотвратить массовое возникновение дефектов. Немедленное внимание к месту, где обнаружена проблема. Быстрая эскалация в случае невозможности решить проблему. Дефект не распространяется. Выстраивание потока (Continuous Flow) - Выстраивание производственных потоков без остановок и скопления буфера. Устраняются многие виды потерь: излишние запасы, время, транспортировка. Hoshin Kanri (Хосин канри), развертывание политики. Этот инструмент позволяет связать стратегические цели руководства компании, с тактическими задачами руководства, и более детальными действиями производственных групп. Помогает организации достигать своих целей. Каждый сотрудник движется в направлении, которое задается руководством. Уменьшаются потери появляющиеся при недостаточной коммуникации между сотрудникам. Джидока (Jidoka). Метод частичной автоматизации оборудования. В отличие от полной (и очень дорогой) автоматизации, частичная позволяет автоматически найти проблему и остановить производство. Один работник может наблюдать за работой нескольких машин (станков) - это уменьшение затрат, и своевременное обнаружение проблемы решает проблемы качества. Точно в срок (Just in time, JIT). Метод производства и поставок основанный на “вытягивании” именно того количества компонентов, готовых изделий, которые необходимы клиенту в данный момент. Применение JIT невозможно без работающих систем “Выстроенный поток”, Хейдзунка, Канбан, Стандартизация, Время такта. Сверхэффективный способ снизить запасы материалов, готовых изделий, размеры занимаемых площадей. Этот метод также улучшает поток денежных средств (cash flow). Постоянное улучшение (Kaizen). Совместные усилия всех сотрудников компании по достижению ежедневных побед, достижений, улучшений в производстве. Общий синергический эффект, совместные усилия всех сотрудников помогают найти практически неограниченные возможности для уменьшения издержек, уменьшения потерь. Если в компании есть культура постоянных улучшений, то она становится практически вечным двигателем по уменьшению потерь. Канбан (Вытягивающая система, Kanban). Метод регуляции потоков материалов и готовой продукции, как внутри предприятия, так и вне его (с поставщиками и клиентами). Метод основан на системе сигналов, показывающих потребность компонентов или готовой продукции. Уменьшение потерь, излишних складских запасов, перепроизводство. Замечено, что при работающей системе Kanban результаты складской инвентаризации гораздо лучше.
2. Принципы рациональной организации производственного процесса как логистического процесса.
Производственный процесс должен быть организован в соответствии с определенными принципами, способствующими улучшению экономических показателей работы предприятия. Основными принципами рациональной организации любых процессов являются:- специализация;- пропорциональность;- непрерывность;- параллельность;- прямоточность;- ритмичность;- гибкость. Принцип специализации заключаетсяв повышении производительности на основе закрепления однородных частей производственного процесса за отдельными элементами производственной системы. Принцип позволяет снизить производственные издержки путем повышения производительности работников (эффект кривой обучения) и концентр Пропорциональность – принцип, выполнение которого обеспечивает равную пропускную способность различных операций производственного процесса. Непрерывность– принцип, обеспечивающий непрерывную (без простоев) работу оборудования и рабочих, и непрерывную (без пролеживания) обработку деталей в процессе производства.Непрерывность обработки деталей можно характеризовать показателем: Кнепр=Траб/Тц, Где Траб – продолжительность рабочего времени изготовления детали; Тц - общая продолжительность нахождения детали в производстве, включая пролеживание на отдельных операциях, между рабочими местами и т.п. Параллельность– принцип, обеспечивающий совмещение операций во времени. Предусматривает одновременность выполнения всех операций по изготовлению изделия одного или нескольких наименований на различных рабочих местах. Прямоточность– принцип, предусматривающий наикратчайшие маршруты движения предметов труда в процессе производства (по рабочим местам, участкам, цехам). Ритмичность– принцип, характеризующий равномерность и повторяемость отдельных элементов производственного процесса во времени. Различают: - ритмичность выпуска – выпуск равного (или пропорционально меняющегося) количества продукции через равные промежутки времени; - ритмичность работы - выполнение равного (или пропорционально меняющегося) объема работы в равные промежутки времени. Гибкость– способность производственной системы быстро и экономично переходить на производство новой продукции. Надежность– принцип, обеспечивающий бесперебойную работу производственной системы в определенный промежуток времени. Организация производственных процессов во времени. Для обеспечения рационального взаимодействия всех элементов производственного процесса и упорядочения выполняемых работ во времени и в пространстве необходимо формирование производственного цикла изделия. Производственным циклом называетсякомплекс определенным образом организованных во времени основных, вспомогательных и обслуживающих процессов, необходимых для изготовления определенного вида продукции. Важнейшей характеристикой производственного цикла является его длительность. Длительность производственного цикла— это календарный период времени, в течение которого материал, заготовка или другой обрабатываемый предмет проходят все операции производственного процесса или определенной его части и превращаются в готовую продукцию. Длительность цикла выражается в календарных днях или часах. Структура производственного цикла включает время рабочего периода и время перерывов.В течение рабочего периодавыполняются собственно технологические операции и работы подготовительно-заключительного характера. К рабочему периоду относятся такжепродолжительность контрольных и транспортных операций и время естественных процессов. Время перерывов обусловлено режимом труда, межоперационным пролеживанием деталей и недостатками в организации труда и производства.
3. Задача и функции логистики распределения, маркетинг и логистика области взаимодействия. Участники сети распределения, логистические посредники.
Распределительная логистика –это комплекс функций, связанных с процессом доведения готовой продукции от производителя до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего. Главным предметом изучения в распределительной логистике является рационализация процесса физического распределения имеющегося запаса материалов. Как упаковать продукцию, по какому маршруту направить, нужна ли сеть складов (если да, то какая?), нужны ли посредники — вот примерные задачи, решаемые распределительной логистикой. Принципиальное отличие распределительной логистики от традиционных сбыта и продажи заключается в следующем: - подчинение процесса управления материальными и информационными потоками целям и задачам маркетинга; - системная взаимосвязь процесса распределения с процессами производства и закупок (в плане управления материальными потоками); - системная взаимосвязь всех функций внутри самого распределения. На уровне предприятияраспределительная логистика ставит и решает следующиезадачи:*планирование процесса реализации;*организация получения и обработки заказа;*выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;*организация отгрузки продукции;*организация доставки и контроль за транспортировкой;*организация послереализационного обслуживания. В макрологистических системахк задачам распределительной логистики относят:*выбор схемы распределения материального потока;*определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;*определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории, а также ряд других задач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по территории района, области, страны, материка или всего земного шара. Функциями распределительной логистики являются: выгодные распределение, реализация и продажа, а также определение потребительского спроса и организация его удовлетворения, накопление, сортировка и размещение запасов готовой продукции, установление хозяйственных связей по поставкам товаров и оказание услуг потребителям, выбор оптимальных форм товародвижения и организации торговли. Традиционно основными областями взаимодействия логистики и маркетинга считаются: 1) Установление цены на реализуемый товар. Ценообразование - одна из основных функций маркетинга. Маркетинг определяет цену на товар с учетом себестоимости продукции, конкурентной среды, целей и задач компании, планируемого уровня прибыли, а так же логистических издержек. Логистика обязана предоставить маркетингу информацию о предполагаемых издержках, связанных с обслуживанием клиентов; 2) Оформление продукции ( дизайн и упаковка) в рамках производственного цикла. Задача маркетинга - оформление самого изделия и его индивидуальной упаковки и потребительской тары. Логистика предъявляет конкретные требования ( ограничения) к типу и размерам упаковки исходя из стандартизации и унификации транспортной тары и товароносителей; 3) Прогнозированный объем продаж и регионов сбыта. Этим традиционно занимается маркетинг, так как соответствующие прогнозы являются основой решения многих стратегических задач ( завоевание рынков новых регионов, увеличение объемов продаж в регионе существующего рынка сбыта и т.д.). От точности таких прогнозов зависит решение многих логистических задач, связанных с реорганизацией логистической системы при управлении распределением, формированием складской сети, определением уровня товарных запасов и их концентрации в сети и т.д.; 4) Создание сбытовой системы. Задача маркетинга - определение наиболее выгодной сбытовой системы (обеспечение купли-продажи) применительно к каждому региону сбыта. Логистика должна обеспечить продвижение товарных потоков к клиентам через собственную логистическую инфраструктуру или с привлечением услуг логистических посредников.; 5) Проектирование складской сети в системе распределения ( формирование складской сети для концентрации товарных запасов в системе распределения). Маркетинг должен предоставить логистике основные прогнозные характеристики грузопотоков, обеспечивающих потребности каждого региона сбыта, а логистика занимается определением стратегии складирования запасов, расчетом оптимального количества складов в сети для концентрации товарных запасов, поиском местоположения склада и разработкой системы снабжения складов; 6) Формирование политики обслуживания клиентов. Посредниками в операциях физического распределения выступают различные специализированные транспортные, экспедиционные, транспортно-экспедиционные организации, компании физического распределения и другие предприятия. Торговыми посредниками могут выполняться логистические операции, относящиеся к физическому распределению.
18. УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ В ЛОГИСТИКЕ
1. Классиф. запасов, виды движения, полож. и отриц. стороны запасов. Основные пока-ли состояния запасов.
Классификация запасов
№ п/п | Признаки | Классификация |
По месту продукции в логистическом канале (цепи) | •Запасы материальных ресурсов • Запасы незавершенного производства • Запасы готовой продукции • Запасы тары и возвратных отходов | |
По отношению к логистическим операциям | • Запасы в снабжении • Производственные запасы • Сбытовые (товарные) запасы • Совокупные запасы • Транспортные запасы (запасы в пути, транзитные запасы) • Запасы грузопереработки | |
По функциональному назначению | • Текущие запасы• Страховые (гарантийные или буферные) запасы• Подготовительные запасы• Сезонные запасы• Запасы продвижения готовой продукции . Спекулятивные запасы• Устаревшие (неликвидные) запасы | |
По отношению к логистической системе или логистическим посредникам | • Запасы поставщиков • Запасы потребителей •Запасы торговых посредников |
Положительные и отрицательные стороны запасов Положительные: 1. Запасы ослабляют непосредственн. зависимость между поставщ., потреб. и производителем. 2. Обеспечивают пр-во материальных ресурсов оптимальными партиями 3. Обеспечивают непрерывность процесса пр-ва и продаж 4. Сглаживают непредвиденные колебания спроса, сбоев в прозив. процессе и поставках Отрицательные: 1. Запасы замораживают значительн. финансовые ресурсы и товарно-матер. ценности 2. Тормозит улучшение качества в связи с тем, что орг-ция заинтерес. в реализации запасов, а не в повышении качества 3. Изолируют звено логистической системы в стадии бизнес-процесса друг от друга. Для расчета данных показателей следует использовать следующие формулы:
№ п/п | Показатель | Расчет | Условные обозначения |
Интенсивность расходования запаса | U = Di / t | n – число наблюде- ний; Zi – средний объем запаса в периоде i; Zкон i – остаток запаса на конец периода i; Di – объем потребления в периоде i; t – длительность периода учета i | |
Среднее время хранения запаса | Ti = Zi / Di | ||
Средний объем запаса | Z = (0.5Z1 + Z2 + Z3 + … + 0.5Zn) / (n-1) | ||
Запасоемкость | ZEi = Zкон i / Di | ||
Обеспеченность потребности производства в запасе | oi = ZEi . t | ||
Скорость обращения запаса | V = Di / Z | ||
Оборачиваемость запаса | Oi = 1 / V = Z / Di |
2. Модель ОРЗ. АВС–анализ, ХYZ– классификация при управлении многономенклатурными запасами.
Для оптимизации размера заказа товарно-материальных ресурсов традиционно рассматривают формальную модель, известную под названием моделиоптимального размера заказа (ЕОQ). . Данная модель учитывает несколько ключевых переменных, в частности затраты на хранение товарно-материальных запасов, стоимость их приобретения, расходы по подготовке заказа и норму расхода. ABC-анализ позволяет разбить большой список, например ассортимент товаров, на три группы, имеющие существенно разное влияние на общий результат (объем продаж). Иными словами, ABC-анализ позволяет: Выделить позиции, которые вносят наибольший вклад в суммарный результат. Анализировать три группы вместо большого списка. Работать сходным образом с позициями одной группы. Группы обозначаются латинскими буквами ABC: А — самые важные В — средней важности С — наименее важные. Можно анализировать (ранжировать) любые объекты, если у них есть числовая характеристика. Проведение XYZ-анализа предоставляет четкую картину спроса на каждую товарную позицию. С его помощью можно выявить наиболее популярные товары и товары, которые по каким-то причинам не востребованы постоянно. Результаты XYZ-анализа позволяют оптимизировать складские запасы. XYZ-анализ помогает выдерживать здоровый баланс между обилием выбора и периодическими убытками из-за неудачных позиций и уменьшением числа продукции и справляться с оттоком части клиентов. XYZ-анализ представляет интерес для дистрибьюторов и производителей, имеющих свои склады, ведь любая закупка связана с большими издержками для компании (логистика, хранение и т. д.), а также с прямыми рисками, например списанием товара по сроку годности. Ведение точной сбалансированной закупки является приоритетной задачей как оптового, так и розничного предприятия. Применя XYZ-анализ в отношении своих клиентов, можно строить прогноз продаж на будущие периоды, разрабатывать специальные программы лояльности для постоянных клиентов, а также проводить мероприятия по переводу клиентов из групп Y, Z в группу X. Категория Y – товары, характеризующиеся некоторыми колебаниями потребности в них (например, сезонными) и средними возможностями их прогнозирования. Значение коэффициента вариации – от 10 до 25%. Категория Z – товары, продажи которых нерегулярны и плохо предсказуемы, точность прогнозирования невысокая. Значение коэффициента вариации – свыше 25%.
ЛОГИСТИКА СНАБЖЕНИЯ
1. Стратег. задачи логис. снабжения, рычаг снабжения, пути снижения затрат на закупки,...
Цель лог снабжения: гарантия организации о удовлетворении ее потребности в нужной и надежной поставке материалов (товаров, услуг) соответствующего качества, необходимого объема в указанное время от квалифицированного поставщика по приемлемой цене, при обеспечении оптимальных общих издержек Задачи ЛС: *Налаживание надежного и непрерывного материального потока (МП) для обеспечения бесперебойного функционирования производства*Поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов (МР) в складском комплексе*Развитие отношений с подразделениями, использующими эти МР*Поиск компетентных поставщиков, тесное взаимодействие с ними и формирование выгодных отношений*Поддержка и повышение качества закупаемых материалов*Повышение конкурентоспособности самого предприятия. Рычаг снабжения – это способность снабженческой деятельности повышать рентабельность бизнеса, который потенциально выше в тех фирмах, где велика доля стоимости предметов снабжения и затрат на управление закупками в конечной цене товара. ПУТИ СНИЖЕНИЯ ЗАТРАТ НА ЗАКУПКУ. – совершенствование планирования потребности и нормирования расхода мат. ресурсов для производ. подразделений фирмы. - устранение потерь от брака в производстве и потерь мат.ресурсов при доставке от поставщиков. – максим. сокращение отходов производства и эффект. использование вторичных мат.ресурсов. – исключение, по возможности промежуточного складирования мат.ресурсов при доставке их от поставщиков. – минимизация уровней запасов мат.ресурсов на всех уровнях складской системы. Логистические затраты классифицируются по различным критериям.1. По основным аспектам потока: затраты на момент процесса закупок, затраты на стадии производства, затраты на этапе распределения.2. Классификация по месту появления затрат функциональные отделы управления, которые в свою очередь подразделяются на отдел снабжения, сбыта и транспорта; и подразделения, связанные с движением, которые делятся на складские и транспортные подразделения. 3. По основным компонентам логистических процессов: затраты физического продвижения материалов, на запасы и на информационные процессы. 4. По видам затрат: на материальные затраты, которые состоят из средств на амортизацию, использование материала, топлива и ресурсов и средств на сторонние материальные услуги, и нематериальные затраты, состоящие из затрат на оплату выполненной работы, нематериальные услуги, из стоимости использования стороннего капитала, денежных выплат в виде налогов и платежей, а также прочих незапланированных издержек, которые отражаются на денежных показателях производства. 5. По экономическому содержанию: на стоимость потребленных производственных факторов, затраты на чистую продукцию, затраты, охватывающие финансовый результат, и упущенную выгоду. Основные структурные аспекты классификации логистических затрат (по видам затрат, по этапам продвижения и месту появления затрат, по основным компонентам логистических процессов) находятся во взаимосвязи.
2. Управление поставщиками, выбор поставщика, критерии и методы.
Управление поставщиками - это организация, управление и создание "портфеля (базы) поставщиков", которые предусматривают три вида деятельности: 1) управление базой поставщиков; 2) воздействие на поставщиков; 3) интеграция поставщиков./Существуют два основных критерия выбора поставщика: 1) стоимость приобретения продукции или услуг; 2) качество обслуживания. Качество обслуживания включает качество продукции или услуги и надежность обслуживания. Последняя оценивается через вероятность отсутствия отказа в удовлетворении заявки потребителя. Кроме основных критериев существуют и дополнительные. К ним относятся: • удаленность поставщика от потребителя; • сроки выполнения текущих и экстренных заказов; • организация управления качеством продукции у поставщика; • способность поставщика обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставленного оборудования; • кредитоспособность и финансовое положение поставщика и др. Основными методами выбора поставщика являются: – метод рейтинговых оценок; – метод оценки затрат (метод миссий, затратно-коэффициентный метод); – метод доминирующих характеристик; – метод категорий предпочтения. Другие критерии выбора поставщика: 1)местоположение организации поставщика относительно местоположения организации потребителя; 2)сроки выполнения текущих и экстренных заказов;3) наличие у поставщика резервных мощностей; 4)организация и наличие системы управления качеством у поставщика; 5)психологический климат в трудовом коллективе поставщика (отсутствие риска забастовок); 6) способность поставщика обслуживать запчастями поставленное оборудование в течение всего срока его эксплуатации на предприятии, возможность и качество послепродажного обслуживания; 7)кредитоспособность и финансовое положение поставщика; 8) готовность поставщика к выполнению заказов и работе с заказчиками без предварительной оплаты, работа в кредит, предоставление рассрочек; 9)деловая репутация поставщика, его имидж; 10)наличие связей у поставщика с организациями с высокой деловой репутацией; 11) количество лет существования поставщика на рынке товаров и услуг. Вступая в деловые отношения с неизвестной организацией, предприятие подвергает себя определенному риску (как то: издержки от простоев производства, потеря собственной деловой репутации, неустойки от невыполнения заказов в срок, потеря финансовой устойчивости).
ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ
1. Задачи и функции склада, классификация складов, выбор складского оборудования, алгоритм выбора складской грузовой единицы. Виды оборудования: подъемно-транспортное, стеллажное и др.
Под складом понимается здание (сооружение), оснащенное специальным технологическим оборудованием, средствами механизации и автоматизации, предназначенное для приема, размещения и хранения поступивших товаров, подготовки их к производственному потреблению и отпуску потребителям. Склад (или совокупность складов) вместе с обслуживающей инфраструктурой образуют складское хозяйство. Складское хозяйство — это материально-техническая база снабжения, от которой зависят качество и эффективность обеспечения потребителей материальными ресурсами. Основные задачискладского хозяйства заключаются в сохранении потребительских качеств продукции производственно-технического назначения, рациональном размещении запасов, выполнении всех необходимых операций грузопереработки на различных этапах ее продвижения. Таким образом, склад является одним из основных элементов логистической системы, ее интегрированной составной частью. Классификация складов 1. По размерам: от небольших помещений, общей площадью в несколько сотен квадратных метров, до складов-гигантов, покрывающих площади в сотни тысяч квадратных метров. 2. По высоте укладки грузов: в одних груз хранится не выше человеческого роста, в других необходимы специальные устройства, способные поднять и точно уложить груз в ячейку на высоте 24 м и более. 3. По конструкции: размещаться в отдельных помещениях (закрытые), иметь только крышу или крышу и одну, две или три стены (полузакрытые). Некоторые грузы хранятся вообще вне помещений на специально оборудованных площадках, в так называемых открытых складах. 4. По необходимости создавать и поддерживать специальный режим, например, температура, влажность. 5.По количеству пользователей: склад может предназначаться для хранения товаров одного предприятия (индивидуальное пользование), а может, на условиях лизинга сдаваться в аренду физическим или юридическим лицам (коллективное пользование или склад-отель). 6.По степени механизации складских операций: немеханизированные, механизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные и автоматические. 7.По возможностям доставки и вывоза грузас помощью железнодорожного или водного транспорта: пристанционные или портовые склады (расположенные на территории железнодорожной станции или порта), прирельсовые (имеющие подведенную железнодорожную ветку для подачи и уборки вагонов) и глубинные. Для того чтобы доставить груз от станции, пристани или порта в глубинный склад, необходимо воспользоваться автомобильным или другим видом транспорта. 8. По широте ассортимента хранимого груза: специализированные склады, склады со смешанным или с универсальным ассортиментом. Основные функции склада 1.Преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом. Особое значение данная функция приобретает в распределительной логистике, где торговый ассортимент включает огромный перечень товаров различных производителей, отличающихся функционально, по конструктивности, размеру, форме, цвету и т.д. Создание нужного ассортимента на складе содействует эффективному выполнению заказов потребителей и осуществлению более частых поставок и в том объеме, который требуется клиенту. 2.Складирование и хранение позволяет выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением и дает возможность осуществлять непрерывное производство и снабжение на базе создаваемых товарных запасов. 3. Преобразование МП. Любой склад обрабатывает, по меньшей мере, три вида МП: входной, выходной и внутренний. На складе происходит расформирование одних грузовых партий или грузовых единиц и формирование других, распаковка грузов, комплектование новых грузовых единиц, их упаковка, затаривание.4. Сокращение затрат на перевозку.Многие потребители заказывают со складов партии «меньше чем вагон» или «меньше чем трейлер», что значительно увеличивает издержки, связанные с доставкой таких грузов. Для сокращения транспортных расходов склад может осуществлять унитизацию,т.е. объединениенебольших партий грузов для нескольких клиентов, до полной загрузки транспортного средства. Выбор оборудования, которое применяется в обслуживании материальных потоков, проходящих через склад. Зависит от следующих основных факторов: - характера грузовой единицы (массы, размера, специфических особенностей товара, условий хранения и т.д) и ее товароносителя; - грузооборота склада; - оборачиваемости груза; - конструктивных особенностей здания (высоты, этажности и т.д) - вида и размеров технологического оборудования; - особенностей транспортных средств, обеспечивающих доставку груза на склад и со склада. Задача выбора складской грузовой единицы заключается в определении типа и размера товароносителя и параметров сформированной на нем грузовой единицы. Наиболее распространенный вид товароносителя на складе являются поддоны (800х1200 мм – EUR-поддон 1000х1200 мм, высота 150 мм), ящичная тара и кассеты. Можно создать грузовую единицу без товароносителя – бочки, рулоны, тюки. Основными способами укладки товаров являются напольное хранение в штабелях и в стеллажах различных типов. Среди современных видов технологического оборудования наибольшее применение получили полочные, проходные, гравитационные и передвижные стеллажи. Алгоритм выбора оптимальной складской грузовой единицы следующий: 1. Определение требования покупателей к поставке грузов 2. Анализ системы комплектации заказов 3. Разработка системы комплектации 4. Определение вида и параметров складской тары 5. Выбор оптимальной складской грузовой единицы. Оптимальная складская грузовая единица определяет организацию технологического процесса на складе, основным условием которого является минимальное число операций, связанных с переработкой груза. Оборудование склада группируют по назначению: Подъемно-транспортное оборудование: электропогрузчики, автопогрузчики, электроштабелеры, грузовые лифты, краны штабелеры электрические, краны мостовые, электротележки, гидравлические тележки, средства непрерывного транспорта. При выборе ПТО в первую очередь учитывают грузоподъемность номинальную и остаточную, изменяющуюся в зависимости от высоты подъема вил; максимальную высоту подъема вил; ширину межстеллажного рабочего прохода. Технологическое: стеллажи, поддоны, производственно-складская тара, оборудование для фасовки, тара-оборудование, весоизмерительные приборы, механизированные вешала, кронштейн-каретки. Вспомогательное: бракеражные столы, оборудование зарядной, оборудование для уборки помещений, параманекены и пр.