Состав субъектов и их размещение.
Модели логистических систем
При разработке моделей логистических систем пользователи должны помнить о влиянии большого количества объективных и субъективных факторов, функционирующих в определенный момент времени.
Главные из них:
Состав субъектов и их размещение.
Система может включать одну или несколько юридически зависимых или независимых организаций области производства и обращения. Потребностью в материальных, экономических и трудовых ресурсах определяется выбор модели логистической системы, а также маркетинговой стратегии на рынке товаров и услуг.
При организации логистической системы, формировании новых производств непременно учитывается наличие и размещение поставщиков. Поэтому они располагают свои предприятия с учетом сокращения транспортных издержек.
Число и размещение складов и перевалочных пунктов.
Они могут устраиваться прямо на предприятиях, соединяться в системы хранения и переработки материальных ресурсов, принятых от поставщиков, или в складские трансформационные центры, ориентированные на удовлетворение запросов потребителей. При необходимости могут быть созданы промежуточные склады в непосредственной близости от потребителей.
Транспортные модели.
При формировании логистических систем разрабатывается несколько вариантов транспортных моделей. Каждый из них выделяется издержками, типом транспорта, скоростью поставки, надежностью, ритмичностью, оригинальностью упаковки и складирования.
Обусловливается и реализуется оптимальный в сформировавшихся на данный момент условиях вариант. При изменении условий, повлекшем за собой трансформирование расчетных показателей, субъекты логистических систем должны иметь возможность использовать другие варианты транспортных моделей.
4. Связь.
Функциональные подразделения логистической системы всех уровней интегрированы не только транспортной, контрольной, но и коммуникационной связью, образующей сложные подсистемы. Взаимосвязь между подразделениями и подсистемами реализуется при помощи телефона, телеграфа, кабельной связи, компьютерной сети и прочего. Каждый из видов связи имеет свои плюсы и минусы.
Фактор быстрой связи играет важную роль в ходе функционирования логистической системы. Он воздействует на уровень адаптации системы к окружающей среде, оказывает прямое влияние на процессы принятия и реализации решений.
Сущность моделирования основываетсяна определении подобия изучаемых систем или процессов, которое может быть полным или частичным. По этому признаку все модели экономических систем делятся на изоморфные и гомоморфные.
Изоморфные модели включают в себя характеристики реального субъекта, и их соответствие является полным.
Гомоморфные модели основываются на неполном подобии выбранной модели, другими словами, подобие является частичным.
При моделировании логистических систем полного подобия просто не может быть.
Важнейшей характеристикой логистических моделей является их материальность.
По этому признаку они делятся на два класса: материальные и абстрактные.
Материальные модели воспроизводят основные геометрические, физические и функциональные характеристики изучаемого субъекта или процессов.
В логистике зачастую единственным способом моделирования является абстрактное моделирование
Управление закупками и распределением
В логистической системе
Закупки (снабжение) – одна из важнейших функций в каждой компании. Рассмотрим важность работы по организации и управлению закупками с двух сторон: тактика и стратегия.
1) Тактика снабжения–текущие операции, как правило относящиеся к закупкам, целью которых является недопущение дефицита материальных ресурсов или готовой продукции.
2) Стратегия снабжения–процесс управления закупками, предполагающий коорданицию с другими службами предприятия, поставщиками, потребностями и заказами конечного покупателя, а также создание новых схем и методов закупок. У стратегической стороны закупок большой потенциал.
Управление закупками это создание и наблюдение за входящим материальным потоком.
К данной деятельности можно отнести типы работ:
1) планирование и контроль за поступлениями материальных потоков;
2) закупки;
3) доставка;
4) приемка и контроль качества;
5) хранение и передача в производство;
6) использование некачественных и невостребованных остатков;
7) переработка отходов производства.
Деятельность, относящаяся к закупкам, позволяет обеспечить компанию необходимыми товарами и услугами как в краткосрочном периоде, так и в долгосрочном. Исходя из этого, можно очертить круг задач, решаемых менеджером по закупкам:
1) обозначение необходимости в ресурсах;
2) определение возможных поставщиков;
3) определение способа закупки;
4) определение оптимальной цены и условий поставки;
5) контроль за поставкой до момента доставки товара;
6) оценка работы поставщика и товара и (или) услуги.
Так же можно рассматривать более широкие функции менеджера по закупкам, тогда в них будут входить инвентаризация, доставка, прием доставленных товаров и оказанных услуг.
Незавершенное производство
Незавершенное производство — незаконченная изготовлением продукция, находящаяся на различных стадиях производственного процесса.
Незавершенное производство является одним из основных элементов оборотных средств. Размеры и состав незавершенного производства неодинаковы в разных отраслях производства и зависят от характера изделия и производственного процесса, продолжительности производственного цикла и величины издержек производства.
Остатки незавершенного производства на предприятии состоят из сырья, материалов, полуфабрикатов, к которым приложен живой труд в процессе превращения их в готовую продукцию. Планирование и учет незавершенного производства ведутся в трудовых, натуральных, стоимостных и временных (днях запаса) измерителях.
В стоимостном выражении незавершенное производство выступает как суммарная стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов на всех стадиях производства. Запас в днях определяется отношением остатка незавершенного производства к выпуску готовой продукции по себестоимости.
Снижение объемов незавершенного производства достигается сокращением длительности производственного цикла за счет повышения организационно-технического уровня производства и труда.
Оно способствует ускорению оборачиваемости оборотных средств. В то же время незавершенное производство должно по объему, составу, размещению (по цехам, участкам, переделам и т. п.) обеспечивать бесперебойность и равномерность производственного процесса; это достигается оптимизацией величины и состава незавершенного производства.
В логистической системе
Существует несколько классификаций складов в логистике
по признакам :
Форма собственности
Собственные фирмы, коммерческие, арендуемые, государственных или муниципальных предприятий.
Товарная специализация
Склады специализированные, неспециализированные, универсальные, смешанные.
Техническая оснащенность
Склады частично-механизированные, механизированные, автоматизированные, автоматические.
Частично механизированные – это склады, где большая часть операций технологического процесса выполняет с использованием средств малой механизации – ручные тележки, гидравлические тележки и т. д., или вручную.
Механизированные склады, это те склады, на которых основная часть операций выполняется с помощью средств механизации. В закрытых помещениях, как правило, – с применением напольного безрельсового транспорта, а на открытых площадках – бензиновыми, газовыми и дизельными автопогрузчиками, мостовыми и козловыми кранами и т. п. Некоторые операции, такие как приемка и комплектация – могут осуществляться с использованием средств малой механизации или даже вручную.
Автоматизированные склады выполняют ряд операций (транспортировка, складирование) с помощью автоматизированных средств (автоматизированные стеллажные краны-штабелеры, робокары и т.п.), а остальные – с применением различных средств механизации.
Автоматические склады – все операции выполняются с помощью автоматизированных технических средств практически без участия человека.
8. Вид складских зданий (сооруженийПо техническому устройству – открытые площадки, площадки под навесом, полузакрытые площадки, закрытые сооружения.
По этажности – одноэтажные (высотой до 6 метров), многоэтажные, высотные, высотно-стеллажные высотой до 10 метров, с перепадом высот.
В логистике
Информационный поток –это поток сообщений в бумажной и электронной (документной), речевой и другой форме, выдвигаемый исходным материальным потоком в определенной логистической системе, между звеньями системы или логистической системой и окружающей средой и предназначенный для реализации управляющих функций
Можно выделить по связи с логистическими действиями и функциями элементарные, ключевые, комплексные и базисные информационные потоки.
Информационные потоки в связи с логистической системой делятся:
1) на проходящие внутри логистической системы или ее звена, или потока;
2) проходящие между логистической системой и внешней средой.
Наиболее распространенными по виду носителей информации являются потоки на бумажных и магнитных носителях.
По времени возникновения информации потоки делят:
1) на регулярные (стационарные);
2) периодические;
3) оперативные
Регулярные соответствуют регламентированной по времени передаче данных, периодические жестко ограничены временем передачи, оперативные обеспечивают связь абонентов в интерактивном режиме. В зависимости от назначения определяют управляющие, вспомогательные информационные потоки, потоки информации для ведения учетной и аналитической деятельности, для выработки решений, потоки нормативно-справочной информации. В современной логистике возрастание роли информационных потоков обусловлено следующими основными причинами.
Необходимым элементом потребительского логистического сервиса является информация о статусе заказа, наличии товара, времени поставки, об отпускных документах. Наличие полной и достоверной информации с позиции управления запасами логистической цепи может уменьшить потребность в трудовых резервах за счет минимизации относительности черты спроса. Гибкость логистической системы увеличивает информация при таком подходе, когда можно использовать ресурсы для достижения
конкретных преимуществ.
Логистический менеджмент располагает многочисленными показателями и характеристиками информационных потоков:
1) терминологией передаваемых сообщений, видами данных, документами;
2) объемами данных;
3) скоростью передачи данных;
4) пропускной способностью информационных каналов;
5) помехозащищенностью
Между информационным и материальным потоком отсутствует однозначное синхронное соответствие возникновения во времени. Информационный поток или опережает, или отстает от материального. Иногда материальный поток является следствием информационного. Типичным является присутствие рядом с материальным потоком нескольких информационных. Сопровождающие отдельные логистические функции информационные потоки могут быть очень сложными и насыщенными в плане документооборота.
Для прогнозирования объема продаж информационные источники включают в себя такие сведения, как:
1) информация о предыдущих продажах конкретного ассортимента рынка;
2) количество продаж товаров конкурентов;
3) весь объем продаж данного участка рынка;
4) рыночный спрос на готовую продукцию;
5) достоверность и точность информации о предыдущих продажах;
6) планируемые изменения качественных характеристик готовой продукции;
7) экономические направления в изменении структуры потребительского спроса;
8) краткосрочные прогнозы в системе распределения готовой продукции;
9) прогноз развития новых рынков.
Модели логистических систем
При разработке моделей логистических систем пользователи должны помнить о влиянии большого количества объективных и субъективных факторов, функционирующих в определенный момент времени.
Главные из них:
Состав субъектов и их размещение.
Система может включать одну или несколько юридически зависимых или независимых организаций области производства и обращения. Потребностью в материальных, экономических и трудовых ресурсах определяется выбор модели логистической системы, а также маркетинговой стратегии на рынке товаров и услуг.
При организации логистической системы, формировании новых производств непременно учитывается наличие и размещение поставщиков. Поэтому они располагают свои предприятия с учетом сокращения транспортных издержек.