Маржинальный анализ в управлении затратами и себестоимостью продукции

Сущность маржинального анализа заключается в анализе соотношения объема продаж (выпуска продукции), себестоимости и прибыли на основе прогнозирования уровня этих величин при заданных ограничениях. В его основе лежит деление затрат на переменные и постоянные. На практике набор критериев отнесения статьи к переменной или постоянной части зависит от специфики организации, принятой учетной политики, целей анализа и от профессионализма соответствующего специалиста.

Основной категорией маржинального анализа является маржинальный доход. Маржинальный доход (прибыль) – это разность между выручкой от реализации (без учета НДС и акцизов) и переменными затратами. Иногда маржинальный доход называют также суммой покрытия – это та часть выручки, которая остается на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли. Чем выше уровень маржинального дохода, тем быстрее возмещаются постоянные затраты и организация имеет возможность получать прибыль.

Маржинальный доход Маржинальный анализ в управлении затратами и себестоимостью продукции - student2.ru рассчитывается по формуле:

Маржинальный анализ в управлении затратами и себестоимостью продукции - student2.ru

Где Маржинальный анализ в управлении затратами и себестоимостью продукции - student2.ru выручка от реализации; Маржинальный анализ в управлении затратами и себестоимостью продукции - student2.ru совокупные переменные затраты.

Маржинальный доход можно рассчитать не только на весь объем выпуска в целом, но и на единицу продукции каждого вида (удельный маржинальный доход). Экономический смысл этого показателя – прирост прибыли от выпуска каждой дополнительной единицы продукции.

Найденные значения удельных маржинальных доходов для каждого конкретного вида продукции важны. Если данный показатель отрицателен, это свидетельствует о том, что выручка от реализации продукта не покрывает даже переменных затрат. Каждая последующая произведенная единица данного вида продукции будет увеличивать общий убыток организации. Если возможности значительного снижения переменных затрат сильно ограничены, то следует рассмотреть вопрос о выведении данного товара из ассортимента предлагаемой организацией продукции.

На практике производят более глубокую детализацию переменных затрат на группы переменных производственных, общепроизводственных, общехозяйственных и прочих расходов. Отсюда вытекает необходимость исчисления нескольких показателей маржинального дохода, из анализа которых выносится решение о том, воздействие на какие группы расходов может наиболее заметно отразиться на величине конечного финансового результата.

Деление затрат на постоянные и переменные, исчисление маржинального дохода позволяют определить влияние объема производства и сбыта на величину прибыли от реализации продукции, работ, услуг и тот объем продаж, начиная с которого предприятие получает прибыль. Делается это на основе анализа модели безубыточности (системы «затраты – объем производства – прибыль»).

Заключение

Для того чтобы удовлетворить требования различных пользователей бухгалтерской информации, затраты должны быть классифицированы. Для правильной классификации затрат надо определить, к какому направлению учета они относятся, т.е. какова их цель учета. При этом под направлением учета понимается любое подразделение (участок) производства, где требуется самостоятельная калькуляция затрат. В работе выделено три направления учета затрат для: оценки запасов; принятия решения; осуществления процесса контроля. Для оценки запасов мы подразделили затраты на производственные и внепроизводственные, при этом производственные затраты в свою очередь подразделяются на составные части. Для контроля над затратами и их регулирования классифицировали их как регулируемые и нерегулируемые, постоянные и переменные.

В ходе выполненной работы были изучены теоретические основы организации учета затрат в управленческом учете, их классификация, рассмотрены мнения специалистов по спорным вопросам калькулирования себестоимости продукции.

Литература

1. ПБУ 6/01. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». Утверждено Приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 №26Н

2. ПБУ 9/99.Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации». Утверждено Приказом Минфина от 6 мая 1999 №32Н

3. ПБУ 10/99. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации». Утверждено Приказом Минфина от 6 мая 1999 №33Н.

4. Федеральный закон N 132-ФЗ

5. НК РФ п.2 ст. 346.17

6. Приказ Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму от 8 июня 1998 г. № 210.

7. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учёт. Учебное пособие. Серия «Экономика и управление». Ростов. Издательский центр «МарТ», 2003.

8. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. Учебник для вузов. 2007

9. Врублевский Н. Д. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник. Бухгалтерский учет, 2005.

10. Друри К. Управленческий и производственный учет. Москва 2005

11. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. Москва 1998

12. Каверина О.Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры. Финансы и статистика. 2004

13. Карпова Т. П. «Основы управленческого учета», «ИНФРА-М, 2003

14. Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. ЮНИТИ, 2005

15. Катцына С.А., Ферова И.С. Бухгалтерский управленческий учет. 2003

16. Керимов В.Э. Управленческий учет. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2011.

17. Козырева Т.В. Учёт издержек в туризме. 2008

18. Кондраков Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет. Изд-во Проспект. 2006

19. Николаева С.А. Принципы формирования и калькулирования себестоимости. Аналитика – пресс, 1997

20. Палий В., Вандер «Управленческий учет (с элементами финансового учета», Москва 2004

21. Просветов Г.И. Управленческий учет. Задачи и решения. Издательство РДЛ 2005

22. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий. ООО «Новое знание» 2001

23. Феоктистов И.А., Филина Ф.Н. Учет в туризме: бухгалтерские аспекты и налогообложение. ГроссМедиа, РОСБУХ. 2007

24. Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. Финансы и статистика 2000

25. Шеремета А.Д. Управленческий учет. ИД ФБК-Пресс 2004

26. Шеремет А.Д., Теория экономического анализа. Финансы статистика 2003

Наши рекомендации