Понятие управленческого персонала
Управленческий персонал – это сотрудники аппарата управления, служащие, входящие в администрацию предприятия, организации, конторские работники, дирекция предприятий и учреждений. Основной задачей управленческого персонала является обеспечение скоординированной, целенаправленной деятельности и отдельных участков работы, и всего коллектива в целом.
Управленческий труд по сравнению с трудом рабочих имеет свои существенные особенности. Прежде всего, это преимущественно умственный труд. Различают три вида умственного труда: эвристический, административный и операторный [4, c.22].
Эвристический труд — творческая составляющая умственной деятельности. По своему функциональному назначению он характеризуется как труд по исследованию, анализу и разработке различных вопросов (разработка планов и анализ их выполнения, определение направлений совершенствования конструкции и состава продукции, технологии, организации производства и труда, решение социальных проблем). По содержанию эвристический труд связан с выполнением аналитических и конструктивных операций и направлен на разработку и принятие решений.
Административный труд — вид умственного труда, функциональным назначением, которого является непосредственное управление деятельностью и поведением людей. По содержанию он достаточно разнообразен и включает выполнение различных организационно-административных операций (координационных, распорядительных, контрольных). Этот вид умственного труда призван обеспечить координацию деятельности отдельных участников и трудовых коллективов (различных отделов заводоуправления, цехов и т. п.).
Операторный труд - это труд по выполнению стереотипных (постоянно повторяющихся) операций детерминированного (предопределенного) характера. По содержанию это информационно-техническая работа, включающая документационные операции (оформление документов, их копирование, размножение, хранение, обработка корреспонденции и т. п.), первично-счетные и учетные, ввод данных в ЭВМ, переработка информации по заранее разработанной программе, вычислительные операции.
Преобладание тех или иных видов умственных нагрузок определяет в значительной степени специфику организации управленческого труда в отношении методов выполнения работ, видов норм, способов регламентации, факторов условий труда.
Рассматривая особенности управленческого труда, следует подчеркнуть, что, так же как труд рабочих, он является необходимым и производительным трудом.
Но вместе с тем он имеет особую производительную форму. Занятые управленческим трудом непосредственно не создают материальных ценностей, но, осуществляя техническую и организационную подготовку производства, совершенствуя методы планово-экономической работы, формы материального стимулирования, решая коммерческие задачи, они реализуют свою деятельность в продукте труда совокупного работника. Без их труда невозможно современное производство.
Специфичен и предмет управленческого труда, в качестве которого выступает различного рода информация. В силу этого управленческий труд носит информативный характер.
Особенность результатов управленческого труда состоит в том, что они трудно поддаются количественной оценке.
Результаты труда руководителей, как правило, оцениваются косвенно — по показателям производственной деятельности возглавляемых ими коллективов, труда специалистов и технических исполнителей — по показателям работы отдела. Это своего рода конечные результаты, между временем достижения, которых и моментом приложения труда существует значительный разрыв [2, c.24].
Свойство производительной формы управленческого труда: его эффективность должна оцениваться не по количеству подготовленных документов и изданных распоряжений, а по результативности и прогрессивности принимаемых технических, организационных, экономических решений — по их влиянию на результаты деятельности работников, непосредственно занятых производством продукции или услуг. Эта специфика определяет такие требования к организации управленческого труда, как необходимость тщательного анализа объема и форм информации, методов и средств выполнения трудовых процессов, с целью выявления и устранения документационных излишеств.
Все указанные отличительные качества управленческого труда обусловливают особый подход к его организации.
По характеру участия в процессе управления все работники управленческого труда подразделяются на три группы:
1) руководители;
2) специалисты;
3) технические исполнители (служащие).
Такое деление обусловлено тем, что управленческая деятельность заключается в осуществлении непосредственного руководства управляемым объектом (предприятием, учреждением, отделом, производственным подразделением), разработке необходимых управленческих решений и подготовке информации.
Характер участия каждой из названных групп работников в процессе управления определяется решаемыми ими задачами и функциональными обязанностями.
В таблице 1.1 представлена группировка управленческого персонала по характеру участия в процессе управления.
Таблица 1.1 - Группировка управленческого персонала по характеру участия в процессе управления
Группы | Перечень должностей | Функциональные обязанности | Решаемые задачи |
1. Руководители | Руководители предприятий, структурных подразделений (служб, отделов, цехов, участков, бюро и т.п.) | Определение целей и направлений деятельности руководимых коллективов, подбор и расстановка кадров, координация работы звеньев управления и производства (исполнителей), обеспечение слаженной и эффективной работы соответствующих коллективов | Принятие решений и обеспечение их выполнения |
2. Специалисты | Инженеры, техники всех специальностей, экономисты, организаторы производства, нормировщики, финансисты, бухгалтеры, дизайнеры, юристы, математики, инженеры-программисты, инженеры-электронщики, другие специалисты по переработке информации с использованием ЭВМ | Разработка, совершенствование и внедрение видов продукции, технологических процессов, форм и методов организации производства, труда и управления, обеспечение производства материалами, ремонтным и другим обслуживанием, осуществление коммерческой деятельности | Разработка наиболее оптимальных (прогрессивных) решений по техническим, организационным вопросам |
3. Технические исполнители | Архивариусы, делопроизводители, машинистки, кассиры, агенты по снабжению, секретари, статистики, табельщики, чертежники, копировщики и др. | Сбор, фиксация, передача, переработка информации, множительные работы, оформление документов | Своевременное обеспечение информацией |
Руководители предприятий и структурных подразделений совместно с советами (правлениями) определяют цели и направления деятельности, осуществляют подбор и расстановку кадров, координацию работы исполнителей и подчиненных им звеньев производства и управления, обеспечивают слаженную и эффективную работу соответствующих коллективов. По характеру умственных нагрузок труд руководителей относится к эвристическому и административному труду [3, c.26].
Специалисты (инженеры, техники, экономисты и др.) заняты разработкой и внедрением в производство технологических процессов, новых или усовершенствованных видов продукции, форм и методов организации производства, труда и управления, технических и экономических нормативов, коммерческой деятельности, а также обеспечением производства необходимой документацией, материалами, разного рода обслуживанием и т.п. Труд специалистов по характеру умственных нагрузок — это эвристический труд с некоторыми элементами операторного.
Служащие (или, иначе, технические исполнители) выполняют разнообразную работу, связанную с обеспечением деятельности руководителей и специалистов. Это сбор, фиксация, передача, первичная обработка информации, множительные работы, оформление документов и т. п. Служащие в основном заняты операторным трудом. В условиях компьютеризации процессы переработки и использования информации, подготовка необходимых для работы документов требуют специального высшего или среднего образования. Поэтому есть основания отнести соответствующих работников к специалистам.
Перечень должностей руководителей, специалистов и служащих определен "Квалификационным справочником". В нем же изложены должностные обязанности по различным должностям.
Требования, предъявляемые к работникам аппарата управления в современных условиях
В настоящее время эффективность производства во многом определяется эффективностью повседневной работы управленческого персонала. К любому аппарату управления в современных условиях предъявляются четыре основных требования: экономичности, оперативности, надежности и оптимальности [6, с.56].
Аппарат управления должен работать экономично, т.е. выполнять возложенные на него функции с минимально возможными затратами труда и материалов; это означает, прежде всего, достижение наибольшей эффективности труда при выполнении управленческих работ. Аппарат управления должен работать оперативно, т.е. обеспечивать своевременное выполнение возложенных на него функций; это означает обеспечение скорости подготовки, принятия и реализации решений, соответствующей темпам выполнения производственных процессов. Аппарат управления должен работать надежно, т.е. обеспечивать достоверность отображения фактического состояния дел в принимаемых решениях; это означает создание такого положения, при котором были бы исключены возможности возникновения как случайных, так и преднамеренных ошибок в информации. Аппарат управления должен работать оптимально, т.е. находить наилучшие решения технических, экономических, социальных и др. вопросов путем многовариантных расчетов и выбора наилучшего варианта; это означает оснащение управленческого персонала современной компьютерной техникой и использование различных оптимизационных методов.
Приведенные выше требования характеризуют аппарат управления с двух сторон: экономичность имеет дело с затратами на содержание самого аппарата управления, а остальные требования касаются результатов его работы. В свою очередь, эффективность деятельности аппарата управления обеспечивается рациональной организацией труда его персонала и в условиях любого предприятия определяется научно обоснованным решением следующих основных направлений: разделение и кооперация труда управленческого персонала; подбор и расстановка управленческих кадров и обеспечение требуемой их квалификации; организация оптимальных информационных и трудовых процессов в аппарате управления; организация рабочих мест и создание надлежащих условий труда; нормирование управленческого труда; оценка результатов деятельности управленческого персонала.
Любая работа по совершенствованию организации труда управленческого персонала должна начинаться с изучения ее фактического состояния, а т.к. управленческий труд в большинстве своем является чисто умственным, то его эффективность исследуется через эффективность использования рабочего времени.