Тема 4. Экономико-статистическое моделирование

Экономико-статистические модели представляют собой вид моделей, описывающих с помощью уравнений регрессии зависимости между влияющими факторами и результирующим фактором. Различают однофакторные и многофакторные модели. Многофакторные модели позволяют изучать влияние на объект прогнозирования нескольких факторов, однофакторные – одного. На практике наибольшее применение нашли экономико-статистические модели линейного вида:

Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru ,

где Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru - результирующий фактор;

Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru , Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru , … Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru - эмпирические коэффициенты;

Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru , … Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru - влияющие факторы.

Для определения значений эмпирических коэффициентов обычно используется метод наименьших квадратов (см. тему 3). Рассмотрим процедуру разработки многофакторной экономико-статистической модели на следующем примере.

Пример. Необходимо построить экономико-статистическую модель зависимости объёма выпускаемой продукции на предприятиях, работающих в одной отрасли, от составляющих ресурсного потенциала: численности работников, оборотных и основных средств. Исходные данные приведены в таблице 4.1.

Таблица 4.1

Значения показателей

Наименование предприятия Численность работников, чел. Основные средства, млн. руб. Оборотные средства, млн.руб. Объём выпускаемой продукции, млн.руб
ООО «Конструктор»        
ООО «Заря»
ООО «Механик»
ООО «Инженер»
ООО «Инноватор»
ООО «Исследователь»        

Решение:

При построении экономико-статистической модели будем исходить из предположения, что зависимость между результирующим фактором (объёмом выпускаемой продукции - Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru ) и влияющими факторами (численность работников - Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru , основные средства - Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru , оборотные средства - Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru ) имеет линейный вид:

Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru .

Система уравнений, в результате решения которой будут определены эмпирические коэффициенты, будет следующей:

Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru

или

Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru

Промежуточные расчёты эмпирических коэффициентов сведем в таблицу 4.2.

Таблица 4.2а

Промежуточные расчёты коэффициентов

Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru
Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru

Таблица 4.2б

Промежуточные расчёты коэффициентов

Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru
Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru


После подстановки результатов промежуточных расчётов в систему уравнений, имеем:

Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru

Можно решать данную систему уравнений так, как это было показано в предыдущем параграфе. А можно воспользоваться программным продуктом EXCEL.

Вариант 1. Запишем данную систему в матричном виде:

Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru .

Тогда вектор-столбец эмпирических коэффициентов равен:

Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru .

Для расчёта обратной матрицы занесем исходную матрицу в ячейки (рисунок 4.1).

Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru

Рисунок 4.1. Вызов функции расчёта обратной матрицы.

Выделим ячейки, в которые будут помещены коэффициенты обратной матрицы (так как размерность матрицы в нашем случае Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru , то выделяем массив Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru - A6:D9). Функция «определить матрицу обратную данной» относится к категории «математические функции». Нажмём кнопку Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru и далее категорию «математические функции» и выберем функцию «МОБР» - расчёт обратной матрицы

Диалоговое окно функции «МОБР» приведено на рисунке 4.2. В строке «Массив» укажем массив ячеек, содержащих элементы исходной матрицы. После того как информация будет занесена, необходимо нажать на клавиатуре одновременно клавиши «Ctrl», «Shift» и «Enter». Результат расчёта обратной матрицы представлен на рисунке 4.3.

Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru

Рисунок 4.2. Диалоговое окно функции «МОБР».

Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru

Рисунок 4.3. Результат расчёта обратной матрицы.

Коэффициенты модели определим перемножив обратную матрицу на вектор-столбец значений результирующего фактора:

Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru .

Выделим столбец ячеек (4 ячейки), в которые будут помещены значения коэффициентов. Откроем диалоговое окно функции «МУМНОЖ» в категории математических функций (рисунок 4.4). В массив 1 занесём адреса ячеек, содержащих значения коэффициентов обратной матрицы (А6:D9). В массив 2 - адреса ячеек, содержащих значения результирующего фактора.

Далее одновременно нажимаем клавиши «Ctrl», «Shift» и «Enter». На рисунке 4.5 представлен результат расчёта коэффициентов модели.

Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru

Рисунок 4.4. Диалоговое окно функции «МУМНОЖ».

Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru

Рисунок 4.5. Результат расчёта коэффициентов модели.

Таким образом, экономико-статистическая модель зависимости объёма выпускаемой продукции от влияющих факторов будет следующей:

Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru .

Вариант 2. Занесём исходные данные в ячейки. В диалоговом окне кликнем опцию «сервис - надстройки» и установим пакет анализа (рис. 4.6). После установки «Пакета анализа» снова кликнем опцию «сервис» и выберем операцию «анализ данных». В диалоговом окне операции «анализ данных» выберем инструмент анализа «регрессия».

На рисунке 4.7 показано диалоговое окно инструмента анализа «регрессия». В строке «Входной интервал Y» укажем адреса ячеек, содержащих значения результирующего фактора - $E$3:$E$8. В строке «Входной интервал Х» укажем адреса ячеек, содержащих значения влияющих факторов - $B$3:$D$8. В строке «Выходной интервал» укажем адреса ячеек, в которые будут внесены результаты расчётов.

Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru

Рисунок 4.6. Установка Пакета анализа.

Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru

Рисунок 4.7. Диалоговое окно инструмента анализа – «регрессия».

Далее одновременно нажимаем клавиши «Ctrl», «Shift» и «Enter». На рисунке 4.8 представлен результат расчёта коэффициентов модели. Значения коэффициентов содержатся в ячейках I27-I30.

Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru

Рисунок 4.8. Результат расчёта коэффициентов модели в Пакете анализа.

Достоинством «Пакета анализа» является то, что он позволяет также получить качественную оценку полученной экономико-статистической модели.

После построения экономико-статистической модели определим отклонения теоретических значений от фактических, для чего подставим значения влияющих факторов Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru , Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru , Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru в экономико-статистическую модель. Например, для ООО «Конструктор» теоретическое значение результирующего фактора составит:

Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru .

Отклонение теоретического значения результирующего фактора от фактического:

Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru

Результаты расчётов сведем в таблицу 4.3.

Таблица 4.3

Результаты расчётов по экономико-статистической модели

Наименование предприятия Теоретическое значение, Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru Фактическое значение, Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru Отклонение, Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru
ООО «Конструктор» 64,09 -4,09
ООО «Заря» 110,37 9,63
ООО «Механик» 86,74 -6,74
ООО «Инженер» 143,32 -3,32
ООО «Инноватор» 40,09 9,9
ООО «Исследователь» 25,38 -5,38

Анализируя данные, представленные в таблице 4.3, следует отметить, что с одной стороны отклонение теоретических значений результирующего фактора от фактических значений может носить случайный характер. С другой стороны вполне возможно, что предприятия ООО «Конструктор», ООО «Механик», ООО «Инженер», ООО «Исследователь» используют свой потенциал недостаточно эффективно.

Вывод о недостаточной эффективности использования ресурсного потенциала следует из следующих рассуждений. Теоретические значения результирующего фактора показывают величины объёмов выпускаемой продукции предприятиями при одинаковой средневзвешенной эффективности использования производственных ресурсов. Отклонения Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru от Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru в меньшую сторону свидетельствуют об использовании ресурсов с меньшей степенью эффективности. И наоборот, превышение Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru над Тема 4. Экономико-статистическое моделирование - student2.ru свидетельствует о том, что предприятия используют ресурсы более эффективно.

Наши рекомендации