Социально-экономическое развитие Московской области
Московская область расположена в центре европейской части России в бассейнах рек Волги, Оки, Клязьмы, Москвы.
Площадь области 45,8 тыс. кв. км. Численность населения – 6,75 млн. человек (в том числе городское – 5,46 млн. чел.).
Общая протяженность рек в Московской области составляет 18,8 тыс. км. Наиболее крупные реки – Ока, Москва и Клязьма. Важной водной артерией области является канал им. Москвы длиной 126 км.
На реках и канале им. Москвы построено 1213 водохранилищ и прудов, в том числе 72 водохранилища с полным объемом более 1 млн. куб. м. Из них крупнейшие — Истринское, Можайское, Озернинское, Рузское, Учинское, Клязьминское.
Минерально-сырьевая база Московской области довольно развита и разнообразна. Государственным балансом по Московской области учтено около 600 месторождений общераспространенных полезных ископаемых с общими запасами промышленных категорий порядка 2 млрд. куб. м.
Ежегодно из недр Московской области извлекается более 20 млн. куб. м общераспространенных твердых полезных ископаемых, в структуре которых преобладает сырье для производства строительных материалов (строительные пески, гравийно-песчаные материалы, карбонатные породы, глинистое сырье для производства керамического кирпича и керамзита).
Демографическая ситуация в области характеризуется значительным ежегодным миграционным приростом, покрывающим естественную убыль населения, снижением естественной убыли населения в основном за счет роста рождаемости и стабилизации уровня смертности населения.
В 2010-2020 г. в Московской области ожидается рост численности населения до 6988,5 тыс. чел, в т.ч. миграционный прирост за этот период составит 747,7 тыс. чел.
Объем валового регионального продукта (ВРП) области один из крупнейших в стране. Структура ВРП области: сельское хозяйство – 2,2%, промышленность – 27,4%, строительство – 8,6%, транспорт – 8,1%, рыночные услуги – 40,3%, нерыночные услуги – 13,4%.
Научно-промышленный комплекс Московской области включает предприятия машиностроения и металлургии, химической и деревообрабатывающей промышленности, электроэнергетики, промышленности строительных материалов, пищевой промышленности. На территории области ведут свою деятельность организации академической и прикладной науки.
В этих организациях работает 655 тыс. человек, или треть общей численности занятых в экономике Подмосковья.
Девяти городам Московской области присвоен статус наукограда, создается особая экономическая зона технико-внедренческого типа в г. Дубне.
В Подмосковье сосредоточен мощный оборонно-промышленный комплекс (ОПК), объединяющий 130 организаций, которые работают в области авиации, космонавтики, радиоэлектроники, судостроения, производства продукции специального назначения.
Приоритетными направлениями развития научно-промышленного комплекса, реализующими инновационный путь развития экономики, являются создание:
промышленных округов (индустриальных парков) на базе свободных площадей организаций промышленности и науки,
технопарков в сфере лазерных технологий и биотехнологий, центров коллективного пользования в сфере нанотехнологий,
Международного инновационного центра нанотехнологий в г. Дубне,
национального центра авиастроения и портовой особой экономической зоны для развития авиастроения в г. Жуковском,
Центра по разработке инновационных и импортозамещающих лекарственных препаратов «ХимРар» (города Химки и Долгопрудный),
инновационного биотехнологического кластера биофармацевтической и биомедицинской направленности в г. Пущино,
научно-технологического и производственного кластера «Фотоника» по производству волоконных лазеров в г. Фрязино.
Агропромышленный комплексМосковской области включает
480 крупных и средних сельскохозяйственных предприятия, более 6,6 тысячи крестьянских (фермерских) хозяйств, свыше 500 тысяч личных подсобных хозяйств, более 400 предприятий, занимающихся производством продуктов питания.
Приоритетными направлениями развития сельскохозяйственного производства в Московской области являются мясное животноводство, техническая и технологическая модернизация предприятий, формирование эффективного механизма адресного государственного стимулирования сельскохозяйственных товаропроизводителей, создание условий для устойчивого развития сельских территорий.
Среди крупных инвестиционных проектов, реализация которых планируется в ближайшие годы:
строительство свиноводческого комплекса (Луховицкий район), объем инвестиций – 5,45 млрд. рублей;
строительство тепличного комплекса (Раменский район), объем инвестиций – 1,5 млрд. рублей.
Строительный комплекс.В строительном комплексе Московской области насчитывается более 8,5 тыс. организаций, в которых занято около 700 тыс. человек.
За период 2000-2009 годы на территории области было введено в действие 85 предприятий по выпуску строительных материалов.
Всего в период с 2000 по 2009 годы в Московской области построено 54,3 млн. кв. м жилья. Уровень обеспеченности населения жильем – 29,4 кв. м на человека – один из самых высоких в России.
Строительство новых предприятий по производству строительных материалов планируется на территории строящихся или проектируемых в настоящее время индустриальных парков «Волоколамский» и «Давыдовское» (Истринский район), многофункциональных парков «Точка Роста» (Домодедово), «Шматово» (Ступинский район), «Котово» (Наро-Фоминский район) и «Белый Раст» (Дмитровский район).
Среди крупных инвестиционных проектов, реализуемых за счет внебюджетных средств:
проект «Большое Домодедово» (комплексное освоение земельного участка площадью свыше 3 тыс. га), объем инвестиций - 18,0 млрд. рублей;
комплексная застройка «Красногорье» (севернее г. Красногорска) (дома переменной этажности), объем инвестиций – 70,0 млрд. рублей;
комплексная застройка со строительством ипподрома (Красногорский район), объем инвестиций 25,2 млрд. рублей;
комплексная застройка микрорайона «Рублево-Архангельское» (Красногорский район), объем инвестиций – 100,0 млрд. рублей,
строительство завода по производству товаров по уходу за детьми и бумажной продукции (Ступинский район), объем инвестиций – 14,9 млрд. рублей.
Транспортная система Московской области состоит из
11 автомагистралей и двух кольцевых дорог, 11 главных железнодорожных направлений, четырех аэропортов, двух речных портов и более
600 терминальных комплексов.
Общая протяженность дорог Московской области составляет более
30 тыс. км, из них 2,5 тыс. км федерального значения, 15 тыс. км регионального и межмуниципального значения и около 14 тыс. км местного значения.
Темпы развития и структура транспортной системы отстают от темпов автомобилизации, не соответствуют уровню мобильности населения, уровню концентрации на территории области внешнеторговых и внутрироссийских грузопотоков. Более 900 населенных пунктов области не имеет связи с опорной сетью автодорог, более половины существующей сети нуждается в ремонте, практически все головные участки дорог, выходящих из Москвы, исчерпали свою пропускную способность и требуют реконструкции.
Основными направлениями развития транспортной системы Московской области являются:
реконструкция головных участков федеральных автомагистралей, сооружение Центральной кольцевой автомобильной дороги;
строительство региональных дорог по хордовым направлениям, платных скоростных автодорог, сооружение путепроводов, транспортных развязок, пешеходных переходов;
создание линий скоростного пассажирского транспорта на базе технологии скоростного трамвая: подъезды к аэропорту Домодедово вдоль федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон», от г. Подольска через г. Домодедово (подъезд к аэропорту) до г. Раменское;
строительство 28 путепроводов в местах пересечения автомобильных и железных дорог, дополнительных железнодорожных путей на Ярославском, Рязанском, Горьковском и Октябрьском направлениях Московского железнодорожного узла;
реконструкция 7 сортировочных и опорных железнодорожных станций, гидротехнических сооружений канала им. Москвы и плотин Москворецкой шлюзованной системы;
создание сети логистических и мультимодальных логистических центров в целях вывода за периметр Центральной кольцевой автомобильной дороги производств, транспортных и таможенных объектов, располагающихся в г. Москве и ближайшем Подмосковье.
Энергетика.Московская область по сравнению с другими субъектами Российской Федерации имеет самую сложную энергетическую инфраструктуру.
Московская энергосистема входит в состав Объединенной энергосистемы Центра и осуществляет электроснабжение потребителей на территории г. Москвы и Московской области.
Общая установленная мощность электростанций составила 8 млн. кВт.ч, располагаемая мощность – 7,8 млн. кВт.ч. В структуре генерирующих мощностей 85% занимают тепловые электростанции.
Производство электроэнергии за 2009 год в Московской области составило 25,9 млрд. кВт.ч, потребление (по оценке без потерь в сетях ФСК) – 45,8 млрд. кВт. ч.
Особенностью Московской энергосистемы большая концентрация генерирующих мощностей и электрической нагрузки на сравнительно небольшой территории, зависимость объема генерации от тепловой нагрузки, более жесткая по отношению к другим регионам экологическая политика.
Кроме того, четко прослеживаются зоны дефицита электрической мощности, связанные с режимами работы распределительных сетей 110, 220 кВ. Это запад, северо-запад и восток Московской области (районы, примыкающие к г. Москве).
Образование.Образовательная политика в Московской области носит социально-ориентированный характер и направлена на обеспечение всеобщего доступа к качественному образованию.
Система образования Московской области включает в себя более 4 тыс. различных образовательных учреждений (свыше 900 тыс. учащихся).
В результате внедрения современных образовательных технологий в области создано более 400 базовых школ и ресурсных центров, обеспеченных современным оборудованием и укомплектованных квалифицированными кадрами. 95% городских и 90% сельских общеобразовательных учреждений подключены к сети Интернет и имеют собственные сайты.
В среднесрочной и долгосрочной перспективе основными направлениями развития образования станут:
совершенствование содержания и технологий образования, развитие вариативности образовательных программ;
создание условий для социализации, социальной адаптации, формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи, обеспечения их безопасности (в том числе разработка и внедрение программ психологического сопровождения детей дошкольного возраста, модели центра постинтернатной адаптации для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
развитие системы оценки и контроля качества образования, обеспечение публичной доступности ее результатов;
совершенствование региональной системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров учреждений образования Московской области,
совершенствование экономических и организационно-управленческих механизмов в системе образования, в том числе посредством разработки и внедрения моделей стратегического и проектного управления системой образования.
Здравоохранение. Государственная политика в сфере здравоохранения направлена на снижение уровня смертности и заболеваемости, увеличение продолжительности жизни населения Московской области.
Для преодоления структурных диспропорций системы здравоохранения на основе перегруппировки уровней и видов медицинской помощи, перегруппировки и замещения ресурсов в области созданы
12 медицинских округов.
Главными задачами системы здравоохранения области являются улучшение репродуктивного здоровья, в первую очередь у подростков; снижение уровней преждевременной и предотвратимой смертности от всех причин; улучшение здоровья новорожденных и детей; снижение частоты социально значимых и социально обусловленных болезней (алкоголизм, туберкулез, венерические болезни, наркомания и др.).
Основными направлениями совершенствования системы здравоохранения станут:
развитие института общеврачебной практики,
организация сети Центров здоровья, кабинетов профилактики и кабинетов здорового ребенка, как координирующего центра развития профилактического звена здравоохранения,
создание окружных перинатальных центров, оснащенных современным оборудованием для обеспечения высокого качества медицинской помощи новорожденным,
гарантированное лекарственное обеспечение амбулаторной и стационарной помощи в рамках программы государственных гарантий,
повышение эффективности использования ресурсов скорой помощи за счет оснащения станций и бригад скорой медицинской помощи необходимым медицинским оборудованием, санитарным транспортом, современными средствами связи для координатного определения мобильных объектов и оперативной связи с диспетчерской службой и медицинскими организациями, оказывающими экстренную помощь,
вовлечение в процесс оказания медицинской помощи (на уровне доврачебной) персонала служб жизнеобеспечения (милиция, инспекция по безопасности дородного движения, пожарная служба) расширение межведомственного взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе создание единой диспетчерской службы,
организация специализированных отделений в медицинских округах, приравненных к областному уровню по качеству оказания медицинской помощи.
Культура, физическая культура и спорт. Государственная политика в сфере культуры направлена на формирование единого культурного пространства и обеспечение равного доступа к культурным ценностям населения Московской области.
В среднесрочной и долгосрочной перспективе основными направлениями развития сферы культуры станут модернизация учреждений культуры на основе внедрения новых информационных технологий, которые позволят обеспечить широкий доступ населения Московской области к услугам учреждений культуры, разработка и практическая реализация новых форм и моделей государственно-частного партнерства, а также стимулирование развития малого и среднего бизнеса в сфере культуры.
Государственная политика в сфере физической культуры и спорта направлена на повышение заинтересованности жителей Московской области в регулярных занятиях физической культурой и спортом, пропаганду спорта как основы здорового образа жизни.