Социально-экономическое развитие Воронежской области

Воронежская область расположена на юге Центрального федерального округа. Наиболее крупный субъект Российской Федерации по территории, численности населения, а также экономическому потенциалу в составе Центрального федерального округа (после Москвы и Московской области).

Площадь территории 52,4 тыс.кв.км, население 2261,6 млн. человек. Административный центр - город Воронеж с населением 928,5 тыс. жителей.

Водоснабжение осуществляется только из подземных источников. На территории области имеются значительные запасы минеральных вод.

Минерально-сырьевые ресурсы области представлены, главным образом, нерудными полезными ископаемыми (граниты, глины, пески, цементное сырье, мел).

В период 1990-2009 гг. численность населения уменьшилась на 8,5%. В 2010-2020 г. в Воронежской области ожидается сокращение численности населения до 2143,0 млн. чел. - естественная убыль населения будет частично компенсирована миграционным приростом, который за этот период составит 63,7 тыс. чел.

Область обладает сбалансированной промышленной и аграрной структурой экономики. Главное богатство области – черноземные почвы. Площадь посевов составляет 81,8% от уровня 1990 года.

Структура ВРП области: сельское хозяйство – 12,4%, промышленность – 23,1%, строительство – 6,3%, транспорт – 12,5%, рыночные услуги – 29,4%, нерыночные услуги – 16,2%.

Воронеж находится на пересечении двух федеральных трасс М-4 «Дон» Москва – Ростов и А-144 Курск – Саратов. Крупным транспортным узлом является Борисоглебск.

Автомагистраль «Дон» является наиболее загруженной из всех федеральных трасс России.

Юго-Восточная железная дорога – одна из мощных транспортных артерий в сети железных дорог России и связывает центр Европейской части страны с Северным Кавказом, Поволжьем, Украиной, восточной частью страны.

На территории Воронежской судоходные внутренние водные пути составляют 573 км и обеспечивают судоходную связь по реке Дон с Азовским, Каспийским и Черным морями.

Действует аэропорт «Воронеж», имеющий статус международного, география полётов включает: Москву, Санкт-Петербург, Липецк, Ульяновск, Элисту, Минеральные Воды. Из всех городов Центрального Черноземья Воронеж имеет наибольшие перспективы развития.

Приоритетными направлениями развития транспортного комплекса Воронежской области являются:

- развитие железнодорожного сообщения;

- расширение транзитных потоков грузов;

- создание и развитие транспортно-логистических зон и парков.

Планируется строительство и реконструкция автомобильных дорог: «Воронеж-Луганск», 1,9 тыс. км платных автомагистралей и скоростных дорог, в том числе автомобильной дороги М-4 «Дон» (от Московской кольцевой автомобильной дороги до границы Воронежской области) (в 2010 - 2015 годах), реконструкция моста через р. Дон на участке Лиски – Россошь (в 2016 - 2030 годах), организация скоростного движения (140 - 160 км/ч) по направлению Москва - Рязань - Мичуринск – Саратов (после 2015 года).

К первоочередным направлениям курсирования пассажирских 2-этажных вагонов относятся Москва - Воронеж - Ростов - Адлер (Анапа - Новороссийск). Для организации скоростного движения на этом направлении потребуется модернизировать инфраструктуру железнодорожных линий с обеспечением скорости движения 160 - 200 км/ч, а также осуществить строительство соединительной линии с Воронежским ходом (участок Прохоровка - Журавка).

Промышленность является одной из ведущих отраслей экономики Воронежской области, обеспечивающей поступление более трети налоговых платежей в консолидированный бюджет. Преобладает (75%) продукция предприятий обрабатывающих производств.

Промышленность области специализируется на производстве минеральных удобрений, синтетического каучука и шин, кузнечнопрессового и горно-обогатительного оборудования, электронной техники, пассажирских самолетов, металлических мостовых конструкций, огнеупорных изделий, сахара-песка, маслобойно-жировой и мясной продукции.

Доля отрасли машиностроения в промышленном производстве составляет 24%. Основная специализация – производство самолетов, станков, сельскохозяйственных машин, экскаваторов. Наиболее крупные предприятия:

ОАО «Воронежский экскаватор» («ВЭКС») – крупное предприятие по производству экскаваторной техники.

ФГУП «Воронежский механический завод» - производство ракетных двигателей на жидком топливе, широкого спектра нефтегазового оборудования, турбокомпрессоров, сложных агрегатов для тепловозных дизелей, автозаправочных колонок и другой техники.

ОАО «Воронежский алюминиевый завод» - один из крупнейших заводов по изготовлению строительных ограждающих конструкций из алюминиевых сплавов для промышленного и гражданского строительства.

Химическая и нефтехимическая промышленность

Доля отрасли в промышленном производстве составляет 16,5%. Наиболее крупные предприятия:

ОАО «Минудобрения»(г. Россошь) - единственный производитель минеральных удобрений в Центрально – Черноземном регионе.

ОАО «Воронежсинтезкаучук» - одно из первых в мире производителей синтетических каучуков.

На базе разведанного минерального сырья в Воронежской области работает ряд предприятий, наиболее крупными из которых являются ОАО «Павловскгранит», ОАО «Воронежское рудоуправление», Семилукский и Воронежский комбинаты стройматериалов, ОАО «Подгоренский цементник», ЗАО «Копанищенский комбинат стройматериалов», «Журавский охровый завод» и другие. В области идет освоение минеральных подземных вод.

Главным источником генерации электрической энергии области является филиал ОАО «Концерн Росэнергоатом» - «Нововоронежская атомная станция» с суммарной мощностью действующих блоков 1834 МВт (3 блок – 417 МВт, 4 блок – 417 МВт, 5 блок – 1000 МВт).

Региональные пользователи потребляют 70,7% от объема выработанной электроэнергии.

Ведется строительство 1-го и 2-го энергоблоков Нововоронежской АЭС-2 общей мощностью 2300 МВт.

Техническое состояние электрических сетей сетевых организаций Воронежской области является сдерживающим фактором экономического развития отдельных городов и районов области. Изношенность основных производственных фондов сетевых организаций Воронежской области на сегодняшний день составляет более 63,5%.

Сельское хозяйство. Воронежская область по природно-климатиче­ским и экономическим условиям является зоной интенсивного и развитого сельскохозяйственного производства со специализацией на производстве зерна, сахарной свеклы и подсолнечника – в рас­тениеводстве; молока и мяса крупного рогатого скота, свинины – в животноводстве.

Сельское хозяйство является одной из наиболее важных отраслей экономики Воронежской области, доля в структуре валового регионального продукта составляет 17%. В сельском хозяйстве области занято 169,6 тыс.человек, или 16,0% занятых в экономике региона. Кроме того, более 400 тыс.семей занимается производством сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах.

На долю области приходится 16,1% валового сбора зерна округа, 21,8% - сахарной свеклы, 50% - подсолнечника, 11% - молока, 9% - мяса, 8% - яиц.

Дальнейшее развитие агропромышленного комплекса связано прежде всего с использова­нием его главного конкурентного преимущества –плодородных земель, применением передовых технологий ведения сельского хозяйства, модер­низацией отраслей переработки сельскохозяйст­венной продукции.

Интеллектуальные ресурсы. Интеллектуальный и кадровый потенциал формируется за счет использования преимуществ системы высшего образования Воронежской области. К ним относятся: фундаментальность образования, обеспечиваемая интеграцией ведущих научных школ региона и учебной деятельности; наличие значительного числа общепризнанных в России и за рубежом научных школ ведущих вузов; накопленный опыт международного сотрудничества в сфере образования; наличие институциональной структуры поддержки экспорта образовательных услуг: при ВГУ действует межрегиональный центр международного сотрудничества и академической мобильности; значительный педагогический и научный потенциал (по численности профессорско-преподавательского состава доля Воронежской области в Центральном федеральном округе составляет 4,3 %, и 10 % без учета Москвы.

По доле студентов область устойчиво занимает 3-ю позицию в округе после Москвы и Московской области.

Область располагает развитой социальной сферой, требующей постоянного ее совершенствования.

Основными факторами, сдерживающими развитие Воронежской области являются:

• относительно низкий уровень развития экономики региона;

• дисбаланс развития рынка труда;

• демографические вызовы и социальные проблемы;

• ограниченность бюджетных средств и низкая эффективность бюджетных расходов;

• снижение инвестиционной и социальной привлекательности региона на фоне других субъектов федерации.

Развитие экономики регионасвязано с обновлением традиционных индустриальных производств, использующих технологии второй половины XX века, модернизацией основных фондов, ростом доли инновационной продукции, использованием научно-технического и интеллектуального потенциала.

Для предприятий отрасли сельского хозяйства Воронежской области предполагается:

- увеличение темпов структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;

- развитие рыночной инфраструктуры, открывающей доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;

- развитие социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий;

- преодоление дефицита квалифицированных кадров.

Основными проблемами экономики и социальной сферы остаются:

а) старение населения;

б) инерционность системы расселения;

в) монопрофильный характер экономики большинства городских поселений;

г) неустойчивость сельских поселений, связанная с неопределенностью основных параметров развития сельского хозяйства и пищевой промышленности в области, следствием чего является проблемная социально-экономическая и социально-психологическую ситуацию в сельских поселениях области;

д) невозможность автоматического формирования ключевых звеньев развития региона, в частности:

крупных городских агломераций, включенных в рынок туристско-рекреационных услуг,

зон инновационного развития,

макрорегиональных транспортных узлов,

инфраструктуры границы (транспортно-коммуникационной инфраструктуры, погранично-таможенных переходов, торговых и таможенных зон, мощных в экономическом и культурном отношении городов, способных создавать мотив для посещения у нерезидентов).

Граница с Украиной пока не обеспечивает быстрого роста и стимулирует развитие воронежских территорий лишь в локальных масштабах приграничных районов.

Наши рекомендации