Тема 3.4: Издержки. Выручка.
Вопросы:
Издержки предприятия. Классификация издержек. Предельные издержки производства.
Себестоимость продукции. Факторы влияющие на себестоимость. Смета затрат на производство.
3. Ценообразование.
Доход предприятия.
Вопрос 1:
Издержки – совокупность расходов предприятия в денежном выражении.
Издержки – это затраты, которые несет фирма по организации производства и сбыта продукции.
Постоянные издержки (FC)– затраты, которые прямо не зависят от объема выпуска продукции и которые фирма несет даже при полной остановке производства.
Переменные издержки (VC)– затраты, которые прямо зависят от объема выпуска продукции и включают расходы на покупку сырья, энергии, производственных услуг и т.д.
Общие издержки (TC)– сумма постоянных и переменных издержек:
TC = FC + VC
Средние постоянные издержки (AFC)– постоянные затраты на единицу продукции, которую можно рассчитать по формуле:
AFC = | FC | |
Q |
Q –количество произведённой продукции
Средние переменные издержки (AVC)– переменные затраты:
AVC = | VC | |
Q |
Средние общие издержки – общие затраты на единицу продукции:
AC = AFC + AVC
или
AC = | TC | |
Q |
Предельные издержки - это дополнительные, или добавленные издержки, связанные с производством еще одной единицы продукции. Рассчитываются путем деления изменения общих издержек на изменение объема выпуска.
Вопрос 2:
Себестоимость – затраты связанные с производством и реализацией продукции
Факторы, влияющие на себестоимость продукции, можно классифицировать по нескольким признакам.
1. По содержанию:
v технические факторы (внедрение новой прогрессивной техники, механизация и автоматизация производства, научно-технические достижения, улучшение использования основных фондов, техническая и энергетическая вооруженность труда);
v технологические факторы (изменение ассортимента продукции; продолжительность производственного цикла; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов, применение экономичных заменителей и полное использование отходов в производстве; совершенствование технологии продукции, снижение ее материалоемкости и трудоемкости).
2. По времени возникновения
v планируемые факторы (ввод и освоение новых цехов; подготовка и освоение новых видов продукции и новых технологических процессов; оптимальное размещение отдельных видов продукции по предприятию)
v внезапные факторы(производственные потери; изменение состава и качества сырья; изменение природных условий; отклонения от установленных норм выработки продукции и другие).
3. По месту возникновения
v внешние (независящие от предприятия) - экономическая обстановка в стране, инфляция; природно-климатические условия; технический и технологический прогресс; изменение налогового законодательства и другие факторы.
v внутренние (зависящие от предприятия) - производственная структура предприятия; структура управления; уровень концентрации и специализации производства; продолжительность производственного цикла.
4. По назначению
v основные цены на материальные ресурсы и расход сырья и других материалов; техническая вооруженность труда; технологический уровень производства; норма выработки продукции; номенклатура и ассортимент продукции; организация производства и труда
v второстепенные факторы структура управления; природно-климатические условия; заработная плата производственных рабочих.
Смета затрат— полный свод затрат предприятия на производство и реализацию продукции за определенный календарный период (год, квартал), составленный по экономическим элементам расходов.
В состав сметы включается четыре вида расходов:
1. материальные расходы (оборотные средства);
2. затраты труда (заработная плата и отчисления на социальные нужды);
3. затраты основных средств (амортизационные отчисления);
4. накладные расходы (расходы на реализацию продукции, косвенные налоги и др.)
Вопрос 3:
Ценообразование – это процесс, посредством которого происходит формирование цены на товар или на услугу.
Способы ценообразования:
1. централизованное ценообразование означает формирование цен государством, базирующееся на издержках производства и издержках обращения;
2. рыночное ценообразование означает формирование цен, основанное на взаимодействии спроса и предложения.
Цена - это экономическая категория, означающая сумму денег, по которой продавец согласен продать, а покупатель - купить товар Цена— денежное выражение стоимости товара – продукции (изделий, работ, услуг), т.е. то количество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар. Элементы цены | ||||
Себестоимость производства и реализации товаров (услуг) | Прибыль производителя | Косвенные Налоги (акциз, НДС) | Посредническая надбавка (издержки, прибыль и НДС посредника) | Торговая надбавка (издержки, прибыль и НДС торговли) |
Важнейшим фактором ценообразования является также государственное регулирование цен. Существуют прямые и косвенные способы воздействия государства на цены.
Прямые (административные) способы — это установление определенного порядка ценообразования; косвенные (экономические) направлены на изменение конъюнктуры рынка, создание определённого положения в области финансов, валютных и налоговых операций, оплаты труда.
Вопрос 4:
Доход – это результат хозяйственной деятельности фирмы за определенный промежуток времени, обычно за год.
Доход рассчитывается путем умножения цены продаваемых товаров и услуг на количество последних.
Различают: общий, средний и предельный доходы фирмы.
С показателем дохода тесно связанно понятие прибыли.
Виды дохода:
1. общий или валовый доход – денежная выручка фирмы от производства и продажи произведенной продукции, зависит от количества произведенной продукции и уровня цен за единицу времени.
2. средний доход - величина выручки в расчете на единицу изделия. (средний доход равен цене единицы товара).
3. Предельный доход – приращение валового дохода, которое получается от производства и реализации каждой дополнительной единицы продукции.
Прибыль – это доход фирмы за вычетом издержек
Виды прибыли:
Бухгалтерская прибыль – разность между общей выручкой и внешними издержками.
Экономическая или чистая прибыль – разность между общей выручкой и экономическими издержками. (излишек над нормальной прибылью, стимулирующий развитие предпринимательской активности).
Масса прибыли – это абсолютная величина полученной за определенный период прибыли в денежном выражении.
Норма прибыли (рентабельности) – относительный показатель прибыли.
Функции прибыли:
1. Учетная функция – состоит в том, что прибыль является важнейшим критерием эффективности производства.
2. Стимулирующая – выражается в том, что прибыль выступает мощным генератором экономики, активизирует внедрение научных достижений и новых технологий.
3. Распределительная функция – проявляется посредством ее использования на нужды инвестиций и моральное поощрение работников.