Бюджетная линия – линия, указывающая на комбинации товаров, которые потребитель может приобрести при заданном (фиксированном) доходе.
Бюджетная линия строится, исходя из предположения, что весь свой доход потребитель расходует на приобретение двух благ, например
X и Y. Тогда, если – цена товара X, – цена товара Y, I – доход, то бюджетные ограничения потребителя будет иметь вид:
Решив это уравнение относительно каждого из товаров (X и Y), получим уравнения бюджетной линии ;
|
С помощью этих уравнений можно получить точки пересечения бюджетной линии с осями координат. Последовательно приравняв нулю блага X и Y, получим точку пересечения с осью ординат: и с осью абсцисс: . Наклон бюджетной линии определяется соотношением цен товаров, т.е.: – (Рис.4.2.1).
Бюджетная линия смещается вправо вверх, если возрастает доход потребителя или уменьшаются цены обоих покупаемых благ. Если уменьшается доход или увеличиваются цены обоих благ, то бюджетная линия смещается влево вниз. При изменении цены только на один товар изменяется угол наклона бюджетной линии (Рис.4.2.2: B – исходная бюджетная линия, , , – бюджетные линии, смещенные в результате изменения дохода или цен).
С помощью бюджетной линии и кривой безразличия можно получить модель равновесия потребителя. Потребитель максимизирует полезность тогда, когда он выбирает предпочтительный для себя набор благ при существующих бюджетных ограничениях.
Графически это достигается путем совмещения бюджетной линии с картой безразличия. Равновесие потребителя выражается точкой касания кривой безразличия и бюджетной линии (Рис. 4.2.3).
В точке Е потребитель достигает максимального удовлетворения при заданном бюджете. Так как в этой точке наклоны бюджетной линии и кривой безразличия совпадают, то для нее соблюдается следующее равенство:
Это есть условие равновесия потребителя: потребитель достигает максимума полезности тогда, когда предельная норма замещения равна соотношению цен покупаемых товаров.
20. Правило максимизации полезности
Термин «полезность» впервые был введен в научный обиход английским философом И. Бентамом (1748–1832).
Необходимо отличать совокупную (общую) полезность и предельную полезность.
Общая полезность - это мера общего удовлетворения, полученного от потребления товара или набора товаров и услуг за данный период времени. Предельная полезность товара – это изменение общей полезности, вызванное изменением в потреблении данного товара или услуги на одну единицу при условии, что потребление других товаров остается неизменным, или, другими словами, полезность, получаемая от потребления каждой дополнительной единицы товара. Предельная полезность имеет свойство уменьшаться, в то время как общая – возрастать.
В теории предельной полезности существуют два направления, точнее, два подхода к измерению полезности: кардиналистский и ординалистский. Исторически и методологически кардинализм предшествует ординализму.
Кардиналистский подход к измерению полезности предполагает абсолютно точное, количественное определение величины полезности. Основателями данного направления теории предельной полезности были К. Менгер (1840–1921), Ф. фон Визер (1851–1926), Е. Бем-Баверк (1881–1953).
Ординалистская теория предельной полезности – более поздняя разработка двух экономистов В. Парето (1848–1923) и Дж. Хикса (1904–1989), она пришла на смену кардинализму. Сам термин «ординарный» означает ранжирование или выстраивание в определенном порядке. В. Парето и Дж. Хикс допускают определенное ранжирование, построение товара и услуг по принципу предпочтения. Потребитель не может точно судить о количественных размерах порядковых чисел, а может лишь сказать нечто о степени их важности относительно друг друга. То, что называется полезностью, сегодня отражает только ранжирование предпочтений.
Изучение теории полезности следует начать с кардиналистских позиций. К тому же в последнее время некоторые западные экономисты пытаются реанимировать кардиналистский подход.
В экономической литературе принято обозначать предельную полезность MU, общую полезность – TU. Предположим, что мы измеряем предельную полезность какого-то товара – X. При данных обозначениях алгебраическое выражение предельной полезности товара X будет выглядеть следующим образом:
где ΔTUx– приращение общей полезности; ΔQx - малое (единичное) приращение количества товара X.
Закон убывающей предельной полезности гласит: по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению. Этот закон обычно называют первым законом Госсена.
Согласно второму закону Госсена: при максимизации общей полезности предельная полезность всех потребляемых благ должна быть одной и той же величиной.
При устойчивой тенденции падения предельной полезности увеличение числа покупок не приносит потребителю дополнительного удовлетворения, поэтому покупательский спрос на товар будет уменьшаться.
Для реализации большего количества товара цены на них должны понижаться так, чтобы соответствовать падению прироста удовлетворения потребителя.
Данная тенденция помогает глубже познать закон спроса.
Как известно, покупатель потребляет много продуктов и для каждого из них вышеназванный закон действует. Совершенно очевидно, что потребитель будет приобретать в первую очередь те товары, которые обладают большей полезностью, до тех пор, пока предельные полезности потребляемых им продуктов не сравняются. Если хотя бы у одного товара предельная полезность будет чуть выше предельных полезностей других товаров, потребитель будет отдавать предпочтение ему. Когда же предельные полезности всех потребляемых им товаров сравняются, сложится как раз необходимая ему одному структура расходов. Сам же потребитель будет находиться в состоянии равновесия. Значит, условием равновесия потребителя считается равенство предельных полезностей приобретаемых им продуктов. Правило максимизации полезности в соответствии со сказанным заключается в таком распределении денежного дохода потребителя, при котором последний рубль, затраченный на приобретение каждого вида продуктов, приносит одинаковую добавочную (предельную) полезность. Вывести потребителя из состояния равновесия смогут только изменения потребительских предпочтений, цены на продукты и размеры доходов.
Условие равновесия потребителя может быть выражено следующим образом:
где MU - предельная полезность отдельных товаров; Р - их цена.
Пример. Покупатель пришел в магазин, имея 350 руб. Предположим, что имеется два товара: Хи 7, цены которых соответственно 50 и 100 руб. Сколько единиц товара X и 7 купит покупатель? Иными словами, как он распределит свой бюджет на покупку этих товаров исходя из их полезности?
Оценим полезность товара X и 7 в баллах исходя из субъективных представлений, занесем данные в соответствующие графы табл. 6.1 и определим, какую полезность каждый из товаров принесет на 1 руб. затрат (табл. 6.1).
Таблица 6.1. Выбор сочетания товаров X и Y, максимизирующего полезность
Из данных таблицы вытекает, что максимальную полезность принесет комбинация из трех единиц товара X и двух единиц товара Y. Любая другая комбинация товаров или не отвечает правилу максимизации их полезности, или выходит за рамки наших бюджетных возможностей.
21. Спрос: понятие, «закон спроса», кривая спроса, факторы смещения кривой спроса
СПРОС – отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии купить.
В экономическом смысле в основе спроса лежит не просто потребность или нужда в том или ином благе, а готовность и способность платить за него. Общий спрос покупателей на благо находит свое отражение на кривой спроса.
Спрос проявляется в объеме спроса, означающем то количество блага, которое было бы куплено по некоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.
Выделяют следующие факторы, влияющие на объем спроса:
цена блага;
цены других благ;
доходы покупателей;
общее количество покупателей данного блага;
предпочтительные вкусы покупателей;
инфляционные ожидания;
экономическая политика государства.
Связь между ценой блага и объемом спроса на него выражается в законе спроса.
ЗАКОН СПРОСА гласит, что количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении. При этом нет строго одинакового соотношения между снижением цены и повышением спроса.
Такое определение закона спроса дал английский экономист А. Маршалл.
В современной западной экономической литературе под законом спроса понимается обратная зависимость между ценой и величиной спроса на блага в течение определенного периода.
Зависимость между ценой блага и объемом спроса называется шкалой спроса, или кривой спроса.
КРИВАЯ СПРОСА отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени.
На рис. 2.1 показана кривая спроса, в которой по горизонтальной оси отложены величины спроса на яблоки, а по вертикальной – цена на них. Из рис. 2.1 видно: чем выше цена яблок, тем на меньшее их количество предъявляется спрос. Эта зависимость называется законом отрицательного наклона кривой спроса.
Рис. 2.1. Кривая спроса на яблоки
С повышением цены объем спроса снижается по двум причинам. Первая причина – эффект замены (замещения). Когда цена блага растет, то покупатель постарается заменить его схожим благом. Например, если цена на масло поднимается, то потребитель будет покупать маргарин. Вторая причина эффекта сокращения количества спроса при повышении цены заключается в эффекте дохода. Когда цена на благо увеличивается, потребитель начинает чувствовать, что стал несколько беднее, чем прежде. Так, если цена на мясо повысится вдвое, то потребитель будет иметь меньше реального дохода, в результате чего сократится потребление мяса, да и других благ.
ИЗМЕНЕНИЯ В СПРОСЕ. Поскольку экономическая жизнь находится в постоянном движении, то и спрос также непрерывно изменяется. Правильно говорят, что кривые спроса остаются неизменными только в учебниках.
Почему же сдвигается кривая спроса? Потому, что меняется не только цена блага, но и другие факторы. Увеличивается средний реальный доход населения, возрастает численность взрослого населения, что может вызвать, например, сдвиг вправо кривой спроса на машины.
Но кривая спроса сдвигается по-разному. Выделяют два типа сдвига. В первом случае большее количество блага будет покупаться при каждой цене и кривая спроса сместится вправо таким образом, что спрос будет выше, чем он был до сдвига (рис. 2.2). Другой тип сдвига – при каждой цене спрос будет ниже, чем он был до сдвига.
Рис. 2.2. Сдвиги кривой спроса
Как видно из рис. 2.2, при увеличении спроса кривая спроса смещается вправо, при уменьшении – влево.
Особо следует выделить изменение спроса, означающего перемещение по кривой спроса (рис. 2.3).
Изменение спроса происходит тогда, когда изменяется один из элементов, лежащих в основе кривой спроса. Например, увеличились доходы потребителей, что вызывает увеличение спроса, даже если цены на блага не изменились. В результате кривая спроса сдвигается вправо.
Когда цена на благо снизится при прочих равных условиях, потребители также будут больше покупать это благо. Но количество покупок увеличится не благодаря увеличению спроса, а благодаря снижению цены. Это изменение показывает перемещение вдоль кривой спроса.
Рис. 2.3. Перемещение по кривой спроса
МАРШАЛЛ Альфред (1842–1924), английский экономист, основатель Кембриджской школы политической экономии. Образование получил в Кембриджском университете, в 1885–1908 гг. возглавлял кафедру политической экономии того же университета.
Основы его теории изложены в «Принципах политической экономии» (1890) (рус. пер. 1983 г.), который на протяжении многих десятилетий служил основным учебником по экономической теории в ряде капиталистических стран. В этом труде были обобщены достижения раннего маржинализма и заложено начало неоклассической политической экономии. Маршалл ввел понятие эластичности спроса, характеризующее количественную зависимость спроса от трех факторов: предельной полезности, рыночной цены и денежного дохода, используемого на потребление. Его идеи легли в основу микроэкономики. Как основатель микроэкономики Маршалл сыграл роль, аналогичную роли Дж. М. Кейнса – основателя макроэкономики. Маршалл выдвинул на первый план теорию цены вместо трудовой теории стоимости.
22. Предложение: понятие, кривая предложения и факторы смещения кривой предложения
ПРЕДЛОЖЕНИЕ – количество (объем) благ, предлагаемых для продажи на рынке в определенный момент или период. В стоимостном выражении предложение представляет сумму рыночных цен этих благ.
Основными факторами предложения являются цена блага и неценовые факторы. Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного блага.
Связь между ценой блага и объемом его предложения находит отражение в законе предложения.
ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ выражает прямую зависимость между ценой и величиной предложения блага в течение определенного периода.
Закон предложения гласит: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. На величину предложения оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы.
Зависимость между ценами и количеством благ, которое производители готовы выпустить и продать, называется графиком, или кривой предложения. Чем выше цена, тем при прочих равных условиях больше предложения благ, ибо производитель стремится увеличить свой доход. Однако при очень высокой цене достаточно большой доход можно получить и без увеличения производства. В этом случае предложение может сократиться.
Закон предложения имеет две формы выражения: а) шкала предложения; б) кривая предложения.
Шкала предложения – это табличное выражение связи между рыночной ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы.
Кривая предложения – это графическое выражение связи между рыночной ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы.
КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ отражает взаимосвязь между количеством предложенного блага и его ценой. Она иллюстрирует, какую цену надо заплатить за единицу предложенного блага для каждого количества блага, чтобы это количество блага было выпущено, т. е. предложено на рынок. Для большинства благ кривая предложения имеет «восходящее» и «вогнутое» очертание (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Кривая предложения
Восходящая кривая предложения выражает сущность закона предложения, который заключается в том, что для значительного объема благ чем выше цена на них, тем больший объем этих благ предлагается производителями на рынке.
«Вогнутость» кривой предложения объясняется следующим образом: с повышением цены блага в его выпуске участвует все большее количество фирм, вызывая тем самым значительный прирост объема предложенного блага. По мере роста цены блага на определенном этапе рынок окажется перенасыщен им и расширение выпуска блага прекратится, в результате объем выпуска благ стабилизируется независимо от уровня цен. Если же цена будет продолжать расти, кривая предложения станет вертикальной.
Что лежит в основе кривой предложения?
Основными компонентами, лежащими в основе кривой предложения, являются:
издержки производства, или производственные затраты, которые прежде всего определяются ценами на ресурсы и техническим прогрессом;
технология производства. Использование более совершенной технологии понижает издержки производства, выпускается больше благ, что увеличивает объем предложения продукции;
цены на ресурсы. Например, снижение заработной платы рабочих фирмы сокращает издержки производства и увеличивает предложение благ;
цены сопутствующих благ, особенно тех благ, которые могут быстро заменить друг друга как продукты одного производственного процесса. Если цена одного сопутствующего блага повысится, то увеличится цена и второго;
количество товаропроизводителей. Чем больше их, тем больше предлагаемого блага;
количество покупателей данного блага. Чем больше их, тем больше могут купить этого блага;
налоги и субсидии. Увеличение налогов уменьшает объем выпуска. Субсидии, наоборот, вызывают расширение производства;
государственная политика. Например, отказ от квот и таможенных тарифов на импорт благ ведет к увеличению их предложения;
особые факторы. Например, погода оказывает сильное влияние на сельское хозяйство.
ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Фирмы постоянно меняют набор предлагаемых ими благ. Что побуждает вносить эти изменения?
Предложение меняется, когда изменяется любой из факторов, влияющих на него, кроме цены блага. По отношению к кривой предложения при каждой рыночной цене предложение увеличивается (или уменьшается), когда увеличивается (или уменьшается) объем предложения.
Не следует путать понятия «движение вдоль кривой предложения» и «сдвиг кривой предложения».
ДВИЖЕНИЕ ВДОЛЬ КРИВОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – реакция продавцов на изменение цены блага при прочих равных условиях; отражает изменение объема блага, которое производители желают и могут продать. Изменение объема предложения изображается движением вдоль кривой предложения (рис. 3.2).
Рис. 3.2. Движение вдоль кривой предложения
Из рис. 3.2 видно, что происходит перемещение от одной точки (А) кривой предложения к другой точке этой кривой (В).
Движение вдоль кривой предложения означает, что происходит изменение величины (объема) предложения благ, когда ни один из факторов, влияющих на предложение, не меняется, а цена данного блага изменяется.
СДВИГ КРИВОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – реакция продавцов на изменение неценовых факторов; отражает изменение предложения (характера предложения). Изменение предложения – это изменение того объема благ, которое производители желают и могут продать; изображается сдвигом всей кривой предложения (рис. 3.3).
Сдвиг кривой предложения вправо означает расширение предложения блага, смещение кривой предложения влево означает сокращение предложения блага.
Рис. 3.3. Сдвиг кривой предложения
Итак, когда изменяются цены на неценовые факторы – это сдвиг кривой предложения, т. е. изменение предложения. Когда происходит изменение объема предложения в ответ на изменение цены данного блага – это движение вдоль кривой предложения.
23. Рыночное равновесие: понятие равновесной цены, краткосрочное и долгосрочное равновесие