Товарный избыток и его следствия.

В случае когда предложение превышает спрос (образуется излишек), покупатель находится в более благоприятном положении.

Излишек для производителей равняется суммарной величине превышения цены над предельными издержками производства. Он измеряется площадью фигуры, заключенной между кривой предложения и горизонтальной линией, соответствующей значению рыночной цены. [3; с.182]

Рассмотрев ситуацию, когда продавцы и покупатели ожидают цены, более низкой, чем равновесная, мы переходим к анализу противоположного случая. Предположим, что по какой-то причине покупатели и продавцы ожидают, что цена будет выше равновесной и соответственно этим ожиданиям планируют свою деятельность. В результате действия рыночного механизма все продавцы продают товар по единой рыночной цене. Однако некоторые производители были бы согласны продавать свой товар и по более низким ценам. Это объясняется тем, что у одних производителей затраты на производство продукции могут быть ниже, чем у других. Поэтому часть производителей получает выгоду от продажи своего товара по рыночной цене. [2; c.117-118]

Когда существует избыток продукта, то продавцы не могут продать все, что они надеялись продать по данной цене. В результате их товарные запасы увеличиваются и вскоре превышают тот уровень, который был запланирован на случай нормальных изменений спроса.

Продавцы ответят на рост запасов изменением своих планов. Одни из них сократят выпуск товара. Другие понизят цены, чтобы поощрить покупателя потреблять больше, и таким образом уменьшат свои чрезмерные запасы. Третьи сделают и то, и другое. В результаты этих изменений произойдет перемещение влево и вниз по кривой предложения.

Так как чрезмерные товарные запасы «давят» на цену сверху, то покупатели также меняют свои планы. Убедившись, что товар стоит дешевле, чем они ожидали, что он двигается вниз и вправо по кривой спроса. Когда это происходит, рынок возвращается в состояние равновесия.

На рынках, где не существует товарных запасов, избыток приводит к формированию очередей продавцов, ищущих покупателя. Хороший пример — очереди такси перед аэропортами. Иногда плата за проезд из аэропорта в город достаточно велика, чтобы привлечь избыточное количество таксистов. В некоторых городах таксисты, находящиеся далеко в конце очереди, пытаются привлечь пассажиров, предлагая свои услуги за пониженную плату. Однако часто существуют правила, запрещающие брать плату меньше тарифа. В этом случае очередь растет до наступления следующего часа пик (т. е. да резкого возрастания спроса). [1; с.6-7]

Виды рыночного равновесия.

Равновесная цена изменяется с течением времени. В зависимости от временного интервала различают мгновенное, кратко- и долгосрочное равновесие.

Допустим, что в силу определенных обстоятельств спрос на какой-то товар резко возрос. Так как предложение этого товара сразу возрасти не может, ситуация мгновенного равновесия будет характеризоваться лишь значительным повышением цены. Кривая предложения S представляет собой вертикальную линию с нулевой эластичностью, и сдвиг кривой спроса D в положение D1 увеличит равновесную цену с Р0 до P1 (рис. 2, а).

Краткосрочное равновесие наступает тогда, когда предложение возрастает, но число производителей данного товара не увеличивается. Рост предложения есть нормальная реакция производителей на увеличение спроса. Объем производства возрастает вследствие более интенсивного использования применяемых производственных факторов. В данном случае объем предложения несколько возрастает (с Q1 до Q2); a равновесная цена Р1 устанавливается на более низком уровне чем в ситуации мгновенного равновесия (рис. 2, б).

Когда же объем предложения начинает увеличиваться счет увеличения числа производителей, введения в производство дополнительных мощностей, устанавливается долгосрочное равновесие. Расширение объема производства, вызывая углубление специализации и другие факторы, обусловливающие положительный эффект масштаба производства, сказывается на снижении издержек, равновесная цена снижается. Такое равновесие называют еще нормальным, потому что все большее товарное насыщение рынка порождает конкуренцию между производителями, в отрасль приходят новые фирмы, объем предложения возрастает до Q2, равновесная цена Р1 еще более снижается. Предложение полностью приспосабливается к изменившемуся спросу, устанавливается долгосрочное равновесие между спросом и предложением (рис. 2, в).

Мгновенное и краткосрочное равновесные состояния следует рассматривать как этапы в становлении долгосрочного, нормального равновесия. Однако взаимоприспособление спроса и предложения не может быть статичным. Изменение уравновешивающих факторов дестабилизирует рыночное равновесие.

Товарный избыток и его следствия. - student2.ru

Рис. 2. Мгновенное (а), краткосрочное (б) и долгосрочное (в) равновесия

Различают, также, стабильное (устойчивое) и нестабильное (неустойчивое) рыночные равновесия. Первое имеет место тогда, когда нарушенное равновесное состояние восстанавливается опять; второе — когда нарушенное равновесие рынка остается таковым на протяжении длительного периода. Примером второго может служить ситуация с хроническим товарным дефицитом, когда продолжительное время покупательский спрос остается неудовлетворенным.

Применительно ко второй ситуации выделяют рынок потребителя (покупателя) и рынок производителя (продавца). Рынок потребителя характеризуется устойчивым превышением предложения над спросом. На таком рынке конкурируют между собой производители за лучшее и наиболее полное удовлетворение запросов потребителей. Ни рынке производителя спрос устойчиво превышает предложение. Потребители конкурируют между собой фактически за доступ к товару. [5; с.160-163]

Литература.

1. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика / Под ред. Лисовика Б., Лукашевича В. — СПб. — 1994.

2. Рябикина А.А, Быкова Т.В. Основы микроэкономики. Что такое спрос и предложение (учебное пособие) — СПб.: Лань — 1997.

3. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалеизи Р. Экономика — М.: Дело — 1998.

4. Экономика / Под ред. Булатова А.С. — М.: Издательство БЕК — 1995

5. Экономическая теория / Под ред. Базылева Н.И., Гурко С.П. — Мн.: БГУ — 1997.

Задача.

Определите, при каких объёме выпуска и цене монополист максимизирует прибыль. Зависимость между объёмом производства, ценой и совокупными издержками представлена в таблице.

Товарный избыток и его следствия. - student2.ru

Дайте графическую интерпретацию задачи.

Решение.

Исходя из формул: TR = PQ; П = TR — TC найдём соответствующие значения TR (совокупный доход) и П (совокупная прибыль).

Товарный избыток и его следствия. - student2.ru

Дадим графическую интерпретацию зависимости P, ТR, П от Q.

Товарный избыток и его следствия. - student2.ru

Товарный избыток и его следствия. - student2.ru

Ответ: монополист максимизирует свою прибыль при объёме выпуска товара 5 ед., установив, соответственно, цену 350 д. е. В этом случае его прибыль составит 290 д. е.

24. Государственное регулирование цен

Может ли государство вмешиваться в ценовую политику при рыночной экономике? Ответ на этот вопрос будет положительным, однако стоит уточнить несколько важных моментов. Государственное регулирование цен должно обеспечиваться лишь там, где оно необходимо. В других областях будет оптимален свободно функционирующий рыночный механизм. В этой статье мы попробуем объяснить цели и механизмы вмешательства государства в ценовую политику. Как известно, рыночная экономика развивается не так стихийно, как кажется. Иногда она корректируется для того, чтобы еще более эффективно справляться со своими основными задачами. Итак, перечислим цели государственного регулирования: в некоторых областях экономики возникает естественная монополия. В этих случаях свободная конкуренция неэффективна, а иногда и вовсе невозможна. Для того чтобы конкуренты естественных монополий не повышали цены, стоимость товаров и услуг устанавливается на государственном уровне. Таким образом, снижается инфляция, и вырабатываются оптимальные условия для стабильного экономического роста. Стоит заметить, что области естественных монополий зафиксированы в федеральных законах; государственное регулирование цен необходимо для снижения социальной напряженности; подобная мера способствует усилению национальной конкурентоспособности на международных рынках; происходит стимулирование различных модернизаций; основная цель – это стабилизация социальных структур и оптимизация развития страны в экономической сфере. Государственное регулирование цен обычно применяется в таких областях, как почта, «акцизные» товары, телеграфы, таможенная политика, услуги ЖД, налогообложение, медицина. Косвенно затрагиваются такие сферы, как кредитование, субсидирование. Яндекс.Директ Помощь студентам ТюмГУ Студенческие работы, экзамены, практики distance.ru. Нам 15 лет! vk.comАдрес и телефон Дебетовая карта банка «Открытие» До 6,5% на остаток. До 2 ₽ за каждые 100 ₽. Каждая покупка – шаг к отпуску! open.ruАдрес и телефон ПАО Банк «ФК Открытие» Существуют разные механизмы регулирования экономики. Попробуем перечислить основные из них: наблюдение со стороны специальных органов. Цель – установление повышения стоимости потребительской корзины для того, чтобы определить индекс номинального роста пенсий и заработных плат; косвенное влияние. К примеру, отменяются или вводятся таможенные ограничения, изменяется налогообложение; вмешательство в процесс. Государство санкционирует рост издержек производства. За этой мерой неизбежно следует повышение цен; влияние на стоимость услуг и товаров в областях естественных монополий. Аналогично государство устанавливает цены в тех сферах, где оно является основным покупателем. К примеру, это строительство, товары для армии, вооружение; прямое воздействие. В частности, это государственные субсидии, которые значительно снижают производственные издержки. Следовательно, рост цен замедляется или вовсе останавливается. Кроме того, существует государственная политика, напрямую влияющая на стоимость «акцизных товаров», которые подлежат косвенному налогу; влияние на внешнеторговые цены. Осуществляется путем снижения или освобождения от налогов или же предоставления специальных кредитов и субсидий; фиксированные льготные цены на продукцию, произведенную в секторе экономики, принадлежащем государству. К примеру, это энергия, почтово-телеграфные и ЖД тарифы; государственное регулирование цен может проявляться в виде установления пределов повышения стоимости продукции. Подобный механизм используется только в крайних случаях, к примеру, при обострении напряженности в обществе; передача контроля над ценами международным органам. К примеру, установление стоимости на черные металлы Европейским объединением стали и угля, фиксация цен на сельскохозяйственную продукцию в Европейском сообществе.

25. Эластичность спроса: понятие, коэффициенты эластичности, факторы ценовой эластичности спроса

Эластичностью называется уровень реакций одной экономической переменной, в то время как изменяется другая. Иными словами, эластичность – это зависимость спроса и предложения на товар от различных ценовых и неценовых факторов. Основные моменты Зависимость таких показателей, как спрос и предложение, заключается во многих факторах. С ней же связан и термин эластичности. В теории экономики выделяют понятия эластичности спроса и предложения. Эластичностью спроса на товар является процентное соотношение изменений цен или дохода с изменением спроса. Она существует, чтобы контролировать, как потребитель реагирует на повышение и снижение цен. В экономической теории выделяется несколько типов эластичности спроса по цене, исходя из показателей коэффициентов: Эластичный спрос (больше единицы). К нему относятся товары, принадлежащие к категории роскоши. Неэластичный спрос (меньше единицы). Это категория предметов первой необходимости. Спрос с единичной эластичностью (равен единице). Сюда входит продукция, которую потребитель подбирает индивидуально. Совершенно неэластичный спрос (равен нулю). Такие товары, как хлеб, соль, медикаменты. Совершенно эластичный спрос (равен бесконечности). Существует исключительно в условиях совершенных рынков. Эластичностью предложения по цене является процентное отношение изменений цен с изменением уровня предложения. На данный показатель имеют влияние такие факторы: Наличие/отсутствие резерва производства (в том случае, если есть резервы, предложение является эластичным). Возможность сохранять запасы готовых изделий (если да, то предложение является эластичным). Основные виды: Эластичное предложение. Даже при однопроцентном увеличении цен значительно повышается предложение на товары. Предложение с единичной эластичностью. При однопроцентном повышении цен происходит аналогичное увеличение предложения на рынке. Неэластичное предложение. При повышении цен с предложением ничего не происходит. Эластичность «в мгновенье». Период времени настолько мал, что производители и продавцы не успевают отреагировать на изменение цен. Высокая эластичность в долгосрочный период. Предложение наиболее эластично, потому что у производителей достаточно времени для того, чтобы создать новые производственные мощности или ускорить процесс производства. Проанализировав спрос и предложение, можно выявить основные направления в изменениях этих понятий, связанные с ценовыми или неценовыми факторами. Благодаря этому был сформулирован закон спроса и предложения. Часто исследователям недостаточно данных о том, что рост цен влечет за собой снижение объемов спроса на продукцию. Им необходимо точное количественное оценивание, потому что сокращение объема бывает быстрым, медленным, слабым или сильным. Рыночная чувствительность относительно ценовой политики, доходов или других показателей конъюнктуры находит отражение в показателях эластичности, которые охарактеризованы специальным коэффициентом. Историческая справка Понятие эластичности в теории экономики появилось поздно, однако сразу стало одним из фундаментальных. Общий термин пришел в экономику из естественных наук. Роберт Бойль в семнадцатом веке в ходе изучения свойств газа впервые использовал термин «эластичность». Но экономическое определение дал Альфред Маршалл только в 1885 году. Английским ученым не было изобретено данное понятие. Пользуясь достижениями А. Смита и Д. Рикардо, он дал первое четкое определение коэффициенту ценовой эластичности спроса. На сегодняшний день не существует ни одного раздела экономики, в котором не использовался бы термин «эластичность». Здесь и анализ спроса с предложением, теории фирм и экономических циклов, международные экономические отношения, экономические ожидания и другие. Эластичность – это термин, без которого невозможно существование современной экономики. Классификация эластичности Виды данного экономического термина называются: эластичностью спроса по цене; эластичностью предложения по цене; эластичностью спроса по доходам; перекрестной эластичностью спроса по цене; точечной эластичностью спроса; дуговой эластичностью спроса; эластичностью прямой линии; эластичностью технического замещения; эластичностью соотношений цен и зарплаты. Точечная эластичность – это постоянная величина по линиям спроса и предложения. Она измеряется в одной точке, отсюда и название термина. Точечная эластичность является объективным показателем чувствительности спроса и предложения к изменениям цен или доходов. Дуговая эластичность – это примерный уровень реакции. Она не дает точных данных (в отличие от точечной). Дуговая эластичность спроса является средним показателем спроса и предложения на изменение цен или доходов населения. Она нужна для того, чтобы быстро оценивать общую ситуацию на рынке. Коэффициент эластичности Значение коэффициента эластичности по доходу отвечает за степень количественных изменений одного фактора (объем спроса или предложения), в то время как меняется другой (цена, доход или издержки) на один процент. Эластичность спроса и предложения вычисляют как соотношение изменения уровня спроса (предложения) к изменению любой детерминанты в процентах. Детерминанта – это фактор, который оказывает влияние на спрос и предложение. Значение коэффициента эластичности зависит от показателей детерминант. Яндекс.Директ Помощь студентам ТюмГУ Студенческие работы, экзамены, практики distance.ru. Нам 15 лет! vk.comАдрес и телефон Карта Visa банка «Открытие»! До 6,5% на остаток. До 2 ₽ за каждые 100 ₽. Каждая покупка – шаг к отпуску! open.ruАдрес и телефон ПАО Банк «ФК Открытие» Разнообразные товары отличаются друг от друга степенью изменения уровня спроса под воздействиями тех или иных факторов. Степень реагирования спроса на эту продукцию поддается количественному изменению при помощи коэффициента. Изменение эластичности спроса влияет на ситуацию на рынке в целом. Данный термин означает процесс адаптации рыночной системы к изменению главных факторов. К таковым относятся цена продукции, доход покупателя и цена товара аналога. Методы подсчета Коэффициент эластичности по доходу высчитывается несколькими способами. При расчете существует два основных метода: Дуговая эластичность или эластичность по дуге. Применяется для измерения эластичности между точками на кривых спроса и предложения. Она подразумевает знание первоначального и следующего уровня цены и объема. Точечная эластичность или эластичность в точке. Ее используют в том случае, когда есть данные о функциях спроса (предложения) и исходные уровни цен, а также величины спроса (предложения). Эта формула применяется при незначительном изменении цены или любого другого параметра. Основные свойства Исходя из определения, функций и формул, следуют такие свойства эластичности: эластичностью является безмерная величина, зависящая от единиц, которыми измеряется объем, цена или другие параметры; эластичностью взаимообратных функций являются взаимообратные величины. Выделяют три основных варианта зависимости колебания цен на рынке от объемов спроса: Неэластичный спрос. Имеет место, когда количество приобретаемого товара повышается меньше, чем на один процент, при каждом проценте снижения цены. При увеличении приобретаемой продукции более чем на один процент и снижении цены на процент спрос становится эластичным. Понятие единичной эластичности появляется, когда количество продукции увеличивается в два раза вследствие снижения его цены вдвое. Факторы эластичности спроса Фактор времени (для долгосрочного периода характерен более эластичный спрос). Наличие или доступность товаров-аналогов (если таковых не существует, то риск уменьшения спроса минимальный). Часть расходов на продукцию, которая заложена потребительским бюджетом. Уровень насыщенности рынка продукцией. Возможности использования продукции. Важность данного товара для потребителя. Факторы неэластичности спроса Рассмотрим те моменты, на которые непосредственное влияние оказывает потребитель: он отдает предпочтение товарам с хорошими характеристиками (спрос является неэластичным по цене, если продукция не работает или обманывает ожидания покупателя); потребитель часто заказывает товар производителю (в таком случает он готов заплатить больше); покупатели могут быть недостаточно проинформированы о конкретном товаре; цена товара невысока в сравнении с бюджетом потребителей; покупатель имеет возможность сэкономить на определенном виде товаров. Эластичность спроса по доходу Определяется как уровень количественных изменений доходов на каждый процент. Рост доходов повышает возможность совершения покупок, спрос также возрастает, а эластичность спроса является положительной. Если коэффициент эластичности незначителен (больше нуля, но меньше единицы), то речь идет о продукции первой необходимости. Если выше единицы, то это уже предметы роскоши. Что касается товаров самого низкого качества, то здесь эластичность спроса по доходу будет отрицательной величиной (меньше нуля). Эластичность – это показатель, который постоянно меняется в зависимости от ситуации на рынке. Перекрестная эластичность спроса Данный коэффициент показывает уровень изменений спроса на один товар, в то время как цена на другой меняется на один процент. Он бывает положительным, отрицательным и равным нулю. Если коэффициент больше нуля, то продукция взаимозаменяема, если меньше, то товары взаимодополняют друг друга. В том случае, если коэффициент перекрестной эластичности спроса нулевой, то товары не зависят друг от друга и не оказывают никакого влияния на спрос. Основной фактор перекрестной эластичности разной продукции – потребительские свойства благ, их замещение или дополнение. Одно из самых распространенных явлений на рынке – это эластичность товара. Перекрестная имеет ассиметричный характер: одна продукция зависит от другой. Исследователи выделяют трудности при определении границ отраслей с помощью коэффициента перекрестной эластичности. К таковым относятся следующие факторы: Тяжело определяется допустимый высокий уровень перекрестной эластичности в отдельных отраслях. К примеру, перекрестная эластичность замороженных овощей одной фирмы очень высока, а вот продукции из готового теста и замороженных овощей вместе – достаточно низкая. Соответственно, остается непонятным, нужно ли говорить о двух отраслях или о каждой по отдельности. Цепь для перекрестной эластичности (например, высокая перекрестная эластичность будет наблюдаться между цветными и черно-белыми телевизорами). Эластичность предложения Коэффициентом ценовой эластичности предложения является уровень его количественных изменений, в то время как цена меняется на один процент. Степенью трансформации объемов предложения в зависимости от изменившихся цен является эластичность предложения по цене. Мера для этого изменения – коэффициент эластичности предложения, который рассчитывается как соотношение объемов к увеличению цен. Факторы, которые определяют эластичность предложения по цене: временные рамки (мгновенная – неэластично, краткосрочная – адаптирована к меняющейся цене, долгосрочная – эластично); возможность длительного хранения готовых товаров и закупленного для их производства сырья; специфика производственных работ (объем работ, затраченных на изготовление продукции); максимальный объем производства при условии полной загрузки мощности. Эластичность предложения по цене меняется из-за воздействия технологического прогресса, качества и количества сырья и других затраченных ресурсов. К уменьшению показателей эластичности предложения приводит усиление ограниченности сырья, которое применяется в производстве. Заключение Эластичность – это уровень реагирования экономических показателей друг на друга. Функции спроса и предложения зависят от большого количества ценовых и неценовых факторов (детерминант). Эластичность функции спроса и предложения характеризируется чувствительностью показателей спроса и предложения к изменениям какого-либо фактора в процентном соотношении. Для того чтобы установить эластичность в той или иной точке, нужно найти частную производную функцию спроса и предложения по определенной детерминанте. Яндекс.Директ Стеклянные бутыли разной емкости cosmogon.ru Большой выбор стеклянных бутылей. Доставка наложенным платежом по РФ. Адрес и телефон Молодежная карта Visa Сбербанка sberbank.ru/Молодежная-карта Оформи онлайн заявку! Молодежный тариф за обслуживание 12,5 руб. в месяц! Адрес и телефон ПАО "Сбербанк"

26. Эластичность предложения и факторы, влияющие на эластичность предложения

Количество предлагаемого на рынке товара находится в определенной зависимости от многих переменных и прежде всего - от рыночной цены товара. Помимо цены на эластичность влияют другие факторы:

1. Цены других товаров (в т.ч. ресурсов). Речь идет о перекрестной эластичности предложения.

2. Фактор времени является важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, имеющегося в распоряжении производителя (продавца) для того, чтобы отреагировать (принять меры) на данное изменение цены продукта. Чем больше времени, тем легче изменить объем производства, т.е. тем больше эластичность:

а) в кратчайшем периоде, когда все факторы производства постоянны, повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения ( ЕS = 0). Кривая предложения будет совершенно неэластична;

б) в краткосрочном периоде, когда предложение может в некоторой степени отреагировать на изменение спроса и, соответственно, цены, могут быть изменены только некоторые факторы производства. Например, путем привлечения дополнительных рабочих, сырья и т.д. Объем предложения изменится, но незначительно( 1 > ЕS > 0). В пределах краткосрочного периода производственные мощности отдельных производителей и всей отрасли остаются неизменными. Однако предприятия имеют достаточно времени, чтобы использовать свои мощности более или менее интенсивно.

в) в длительном (долгом) периоде (ЕS>1), возможностей для увеличения объема производства продукции гораздо больше, т.к. все факторы производства являются переменными (в т. ч. производственные мощности, число фирм в отрасли и т.д.). Долговременный период достаточно продолжителен, для того чтобы фирмы успели принять все желательные меры по приспособлению своих ресурсов к требованиям изменившейся ситуации.

3. Степень сохранности товара (например, помидоры не могут долго храниться, а грецкие орехи - могут, поэтому цены на помидоры снижаются достаточно быстро, а на грецкие орехи держатся в течение длительного времени), а также стоимость и условия его хранения

4. Уровень достигнутого использования ресурсов. Если резервов (людских, материальных и т. д.) нет, то возможности реагирования предложения весьма ограничены.

5. Степень монополизированности отрасли и возможности перелива капитала из других отраслей.

6. Технологические особенности налаживания производства определенного товара.

Например, если легко и быстро можно перепрофилировать или приспособить оборудование для производства пользующейся спросом продукции и т.д.

Измерение эластичности

Одной из важнейших характеристик предложения является его эластич-ность. Эластичность предложения выражает характер зависимости относи-тельного изменения объема предложения от относительного изменения факто-ров, его определяющих.
При анализе предложения в первую очередь определяют только ценовую его эластичность, которая отражает степень чувствительности величины спроса к изменению цены данного товара. Коэффициент ценовой эластичности предложения показывает, на сколько процентов изменится объем предложе-ния блага, если его цена изменится на один процент. Исходя из логики закона предложения коэффициент ценовой эластичности предложения находится в диапазоне от нуля до плюс бесконечности.
Коэффициент ценовой эластичности предложения также может быть рас-считан по формулам, характеризующим либо точечную, либо дуговую эла-стичность. Расчет коэффициента точечной ценовой эластичности предложения ведется по формуле:
έ SP = {(S2 - S1) / (P2 - P1)} • P1 / S1 = DS% / DP%,
где S1 и S2 - соответственно начальная и конечная величина предложения;
P1 и Р2 - соответственно начальная и конечная цена товара;
DS% - процентное изменение величины предложения товара;
DP% - процентное изменение цены товара.
Расчет коэффициента дуговой ценовой эластичности предложения ведет-ся по формуле:
έ SP = {(S2 – S1) / (P2 - P1)}• { (P1 + P2 ) / (S1 + S2)}.

Предложение является эластичным, если έ >1, неэластичным, если έ 0; однако при этом возможности производства не безграничны, и по мере приближения к предельно возможному объему Q* (рис. 24) эластичность снижается, стремясь к нулю;
3) долгосрочный, в рамках которого у фирмы достаточно времени, чтобы в зависимости от рыночной конъюнктуры изменить объем всех используемых факторов производства (включая основные фонды) вплоть до выхода из отрас-ли либо входа в нее. В данном периоде возможности приспособления еще ши-ре, а коэффициент эластичности больше, чем в краткосрочном периоде. Огра-ниченность возможностей предложения при этом обычно не играет существен-ной роли.

Очевидно, что производитель более заинтересован в том, чтобы его пред-ложение было более эластичным, что означает более чуткую его реакцию на изменение рыночной конъюнктуры. Для этого необходимо иметь мобильные факторы производства, добиваться увеличения сроков реализации (сроков год-ности) своего товара, а также сокращать длительности цикла изготовления сво-его товара с тем, чтобы снизить вероятность работы в мгновенных периодах времени. Однако воздействие на эластичность своего предложения может по-требовать слишком больших затрат, и поэтому ряд фирм предпочитают уста-навливать не универсальное, а специализированное оборудование, работают и со скоропортящимися товарами, а также занимаются выпуском изделий со зна-чительными циклами изготовления, несмотря на более низкую эластичность предложения. Это может оказаться экономически целесообразнее.
Количественной характеристикой взаимозависимости объема предложе-ния одного блага от цены другого служит коэффициент перекрестной эла-стичности предложения, который показывает, на сколько процентов изме-нится объем предложения товара X при изменении цены товара У на один про-цент:
έ sx,y = {(Sx2 - Sx1) / (Py2 - Py1)} • Py1 / Sx1 = DSx% / DPy%,
где Sx1 и Sx2 - соответственно начальная и конечная величина предложения товара Х, являющегося объектом анализа;
Py1 и Py2 - соответственно начальная и конечная цена товара Y, сопряжен-ного с товаром Х;
DSx% - процентное изменение величины предложения товара Х;
DPy% - процентное изменение цены товара Y.
Если έ x,y> 0, то для производителя товары X и Y являются взаимодо-полняемыми (говядина – шкуры для мясоперерабатывающего комбината). Од-нако большинство совместно производимых благ, с точки зрения производите-ля, взаимозаменяемы (столы – стулья для мебельной фабрики), и для них έ

Эластичность предложения по цене– это процентное измерение величины предложения товара в ответ на однопроцентное изменение его цены.

Товарный избыток и его следствия. - student2.ru

Также как и спрос предложение может быть эластичным и неэластичным. Реакция предложения на изменение цены может быть:

а)сильная – 1 <Esp<¥ - предложение эластично (рис. 2.3.1);

б) слабая - 0 <Esp< 1 – предложение неэластично (рис.2.3.2);

в)единичная реакция предложения по цене - Esp = 1 (рис. 2.3.3).

Товарный избыток и его следствия. - student2.ru

Возможны два крайних случая:

1. Esp = 0 – предложение абсолютно неэластично по цене. Кривая предложения строго вертикальна

· 2. Esp = ¥ - предложение абсолютно эластично по цене. Кривая предложения строго горизонтальна.

· Основными факторами, влияющими на эластичность предложения по цене,являются:

· 1. наличие избыточных мощностей;

· 2. наличие запасов товара у продавцов;

· 3. мобильность ресурсов, то есть способность нарастить объемы производства;

· 4. время.

· В отличие от спроса, при анализе динамики предложения существенную роль играет фактор времени. Если спрос в зависимости от цен, доходов и других факторов меняется, как правило, достаточно быстро, то для существенного изменения предложения требуется привлечение значительных ресурсов и реорганизация производства.

· Со времен А. Маршала при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода – кратчайший (или мгновенный) период, краткосрочный и долгосрочный.

· В условиях кратчайшего периодане удается изменить предложение, несмотря на изменение цен, потому что по определению кратчайшего периода факторы производства в течение этого периода неизменны. Таким образом, предложение совершенно неэластично Esp = 0. Следует отметить, что для разных товаров возможность увеличить производство и, соответственно, длительность кратчайшего периода может варьироваться в довольно широких пределах.

· В условиях краткосрочного периодахотя бы один фактор производства остается неизменным. Поэтому в этот период возможности изменения производства ограничены. Как правило, в краткосрочном периоде считают неизменными технологию и оборудование, а материальные и трудовые ресурсы рассматриваются в качестве переменных.

· Долгосрочный период позволяет все факторы рассматривать как переменные. Он предполагает изменение производственных мощностей фирмы, а также изменение количества фирм в отрасли. Возможно, также и изменение технологии производства, которое позволит существенно повысить производство товара.Поэтому в долгосрочном периоде эластичность предложения выше, чем в двух предыдущих случаях.

1.

Вопрос №35-37

Поведение потребителя зависит от многих факторов. Главным фактором в кардиналистской концепции считают полезность.

Полезность – это удовлетворение, которое человек получает от потребления какого-либо блага.

Различают общую и предельную полезность:

Общая полезность(totalutility) – это совокупная полезность всех потребляемых благ.

Предельная полезность (marginalutility) – это прирост общей полезности при увеличении объема потребления данного блага на 1 единицу: Товарный избыток и его следствия. - student2.ru .

Можно ли измерить полезность? Кардиналисты исходят из того, что полезность может измеряться в абсолютных единицах, вводится специальная единица полезности – ютиль.

В ординалистской концепции предлагается относительное измерение (товар А лучше товара B– A>B, товар А хуже товара В – A<B, товары А и В равнозначны – А=В), основанное на определении предпочтений потребителя.

Основами кардиналистской концепции являются:

1. Спрос определяется полезностью

2. Полезность имеет абсолютное измерение.

Рассмотрим свойства общей и предельной полезности.

Общая полезность увеличивается при увеличении количества потребительских благ.Графически это выглядит так:

Товарный избыток и его следствия. - student2.ru

Увеличение количества потребляемого товара увеличивает меру насыщения, поэтому каждая дополнительная единица блага приносит всё меньше полезности по сравнению с предыдущей. Предельная полезность обратно пропорциональная объему потребляемых благ. Закон убывающей предельной полезности: если потребление всех других товаров постоянно (при прочих равных условиях), то предельная полезность данного блага будет уменьшаться по мере роста потребления.

Товарный избыток и его следствия. - student2.ru

Для большинства товаров данный закон начинает действовать уже со второй единицы блага. Из этого правила есть исключения, но всё равно начиная с некоторой единицы этот закон имеет место.

Т.к.предельная полезность сокращается, то увеличение покупок приносит всё меньшее и меньшее удовлетворения. Следовательно, он будет наращивать потребление только при условии снижающейся цены за дополнительные единицы товара. Поэтому кривая предельной полезности, подобно кривой спроса, имеет отрицательный наклон и ту же конфигурацию.

Чтобы применить концепцию предельной полезности для исследования спроса, следует сделать следующие предположения (допущения):

1. Упорядоченность предпочтений потребителя, т.е. предпочтения уже сформировались, для каждых конкретных товаров А и В потребитель может утверждать: A>B, A<B, A=B.

2. Транзитивность предпочтений. Это допущение касается логики предпочтений:еслиA>B и B>C, то A>C.

3. Наличие необходимой информированности о ситуации на рынке.

4. Ненасыщенность потребностей, т.е. чем больше, тем лучше: A+1>A.

5. Каждый потребитель исключительно рационален(наибольш

Наши рекомендации