Глава 1. Понятие и общая характеристика процедуры конкурсного производства

§ 1. Стадия конкурсного производства как заключительная процедура несостоятельности (банкротства).

В Федеральном законе от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»[1] (далее также – Закон о банкротстве, Закон) закрепляется легальное определение института банкротства. В абзаце 2 статьи 2 Закона указывается, что несостоятельность (банкротство) – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Таким образом, представленная в законе дефиниция выделяет два ключевых признака банкротства хозяйствующего субъекта: 1) неспособность полностью удовлетворить требования своих кредиторов; 2) удостоверение первого признака решением арбитражного суда.

В литературе для характеристики несостоятельности организаций помимо признаков используется также понятие «критерии банкротства»[2]. Общий анализ соотношения критериев и признаков банкротства позволяет установить, что первое понятие шире второго. Так, например, Карелина С.А. и Фролов И.В. выделяют несколько критериев банкротства, а каждый из них уже в свою очередь наделяют определенными признаками[3].

Закон предусматривает различные процедуры, применяемые по делам о банкротстве. Согласно статье 27 Закона, по отношению к несостоятельным юридическим лицами могут применяться такие процедуры, как наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение. Что касается должника физического лица, то здесь перечень процедур значительно отличается – применяются реструктуризация долгов физического лица, реализация его имущества и мировое соглашение.

Стадии банкротства принято разделять на две группы: реабилитационные и ликвидационные. Первые нацелены на восстановление платежеспособности должника с целью сохранения организации как участника гражданского оборота. К таковым относятся финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение. Вторые же обычно завершаются ликвидацией, прекращением деятельности хозяйствующего субъекта. Ликвидационной процедурой является конкурсное производство. Данная классификация зачастую подвергается критике в научных кругах, так как не в полной мере отражает цели перечисленных процедур. Так, Кузнецов С.А. указывает, что обозначение конкурсного производства в качестве ликвидационной процедуры не отражает его действительного содержания, так как конкурсное производство направлено в первую очередь на удовлетворение требований кредиторов несостоятельного должника и не имеет главной целью прекращение деятельности организации, в связи с чем автор предлагает в указанной классификации заменить выделение ликвидационных процедур на процедуры удовлетворения требований кредиторов. Кроме того, автор дополнительно выделяет процедуры предупреждения банкротства, обеспечительные и примирительные процедуры[4].

Также, в зависимости от порядка проведения различных процедур, их разделяют на судебные, досудебные и внесудебные процедуры банкротства.

Нельзя не отметить, что в Законе о банкротстве не дается определения понятию процедура банкротства. Однако в доктрине неоднократно предпринимались попытки заполнить пробелы законодательства. Наиболее точной представляется дефиниция, предлагаемая Попондопуло В.Ф, который определяет процедуры банкротства как материально-правовые меры, которые применяются к должнику и реализуются в процессуальной форме производства по делу о банкротстве[5].

Если говорить о конкурсном производстве, то оно, согласно действующему российскому законодательству, является процедурой банкротства, применяемой к уже признанному на момент открытия конкурса банкротом должнику, направленной на соразмерное удовлетворение требований кредиторов. Определение конкурсного производства в Законе также приводится в статье 2.

Конкурсное производство, как стадия процедуры банкротства, сложилась еще в римском праве[6]. Именно из римского права данный институт впоследствии проник в национальные законодательства стран Европы. В Древнем Риме, если у должника было недостаточно денежных средств и имущества для исполнения своих обязательств перед всеми контрагентами, требования таких контрагентов удовлетворялись в порядке конкурса (concursuparteshabemus). Сам конкурс проходил под надзором должностного лица государства – претора, который своими решениями принимал к участию в процедуре кредиторов должника. Сами же кредиторы, также же, как и ныне, образовывали собрание и, по сути, являлись главным органом управления процессами в конкурсе.

Следует отметить, что конкурсное производство, совместно с мировым соглашением, до начала прошлого века являлись единственными процедурами банкротства. В силу особенностей экономического устройства в советском праве институт банкротства отсутствовал вовсе. Его появление произошло лишь в 90-ые годы XX века. Специалисты отмечают, что помимо римского права, ощутимое влияние на формирования российского законодательства о несостоятельности оказало право США – по американскому образцу были организованы сами стадии банкротства, в том числе заимствованы многие положения законодательства о конкурсном производстве.

Вообще, в современной истории России существовало три законодательных акта, регулировавших банкротство хозяйствующих субъектов. В 1992 г. был принят Закон РФ № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», который в 1998 году сменил Федеральный закон № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Последний нормативно-правовой акт утратил силу в связи с вступлением в силу в 2002 году уже упомянутого действующего Закона о банкротстве.

В доктрине конкурсному производству, как и основному понятию, дополнительно присваиваются определенные признаки. В качестве первого выделяют непосредственно сам факт подтверждения несостоятельности должника по решению суда. Вторым признаком называют конкуренцию кредиторов[7]. Из связи положений Закона следует, что ликвидация неплатежеспособного должника возможна только через конкурсное производство, даже если кредитор один. В таком случае закон уполномочивает единственного кредитора на совершение всех действий, относящихся при обычных обстоятельствах к компетенции собрания кредиторов.

Третьим признаком конкурсного производства является образование конкурсной массы, включающей в себя все имущество, как принадлежавшее должнику на момент признания его несостоятельным, так и полученное после такого признания.

При анализе сущности конкурсного производства многие исследователи отмечают его сходство с исполнительным производством[8], что, несомненно, роднит российское законодательство о несостоятельности с аналогичным законодательством Германии. Некоторые и вовсе называют данную стадию банкротства особым видом исполнительного производства[9]. На мой взгляд, современный Закон о банкротстве регулирует конкурсное производство скорее как самостоятельное, нежели как разновидность исполнительного.

Законом установлено, что наиболее приемлемый средний срок для удовлетворения требований кредиторов в рамках конкурсного производства составляет полгода, исходя из чего, согласно норме статьи 124 Закона, указанная процедура вводится на срок до 6 месяцев. Срок может быть продлен по мотивированному ходатайству конкурсного управляющего, однако в общей сложности не может превышать одного года. Введение конкурса влечет для несостоятельного должника потерю права самостоятельно управлять и распоряжаться собственным имуществом.

Несмотря на то, что в юридической литературе конкурсное производство называется заключительной стадией банкротства перед ликвидацией несостоятельного должника, Закон предусматривает при наличии определенных оснований возможность перехода к внешнему управлению.

Наши рекомендации