Раздел 1. Научно-исследовательская работа

Оформление отчетов о производственной практике.

Отчет о практике должен полностью соответствовать программе производственной практики.

Отчет о практике состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников. Во введении должны быть указаны: цель, задачи, место и сроки практики; основные виды и характер выполнения работ. Основная часть отчета о практике должна состоять из нескольких разделов. В них должен быть представлен квалифицированный анализ той или иной конкретной проблемы, разработана программа и предложен инструментарий решения проблемы, сделаны заключения о возможности практического использования полученных результатов.

К отчету по согласованию с руководителем практики от предприятия прикладываются копии используемых для написания отчета документов предприятия, а также документов, самостоятельно подготовленных практикантом.

Примерная структура и содержание отчетов о практике.

По итогам 1 курса магистерской подготовки.

Для подведения итогов прохождения производственной практики на 1курсе в форме отчетов о практике магистранты должны представить на кафедру комплект кейс заданий, выполненных с использованием кейс метода, а также комплект выполненных индивидуальных заданий для самостоятельной работы.

Комплект кейс заданий:

Для подведения итогов прохождения производственной практики на 2 курсе в 4 семестре на кафедру должны быть представлены два отчета: отчет о научно-исследовательской работе и отчет о практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.

Отчет о научно-исследовательской работе.

Введение

Во введении должны быть указаны цель, задачи, объект, предмет, место и сроки практики; основные виды и характер выполненных работ.

1. Теоретико-методологическое обоснование темы научного исследования.

В данной главе:

- должна быть обоснована актуальность, теоретическая и практическая значимость избранной темы;

- должны быть сформулированы цель и задачи исследования;

- должны быть выявлены объект и предмет исследования;

- должен быть обоснован научный аппарат и методологическая база исследования.

2. Основные концепции, аналитический и практический инструментарий избранной темы исследования.

В данной главе:

- должен быть проведен анализ исследований зарубежных и отечественных ученых в избранной области, их критическая оценка и обобщение результатов;

- должна быть сформулирована и доказана авторская позиция по рассматриваемой проблеме;

- должен быть предложен аналитический и практический инструментарий избранной темы исследования.

3. Современные методы и методики, применяемые в преподавательской деятельности.

В данной главе должны быть описаны стандартные и интерактивные методы обучения.

Заключение

В заключении должны быть сформулированы аргументированные выводы по итогам научно-исследовательской работы.

Отчет о практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.

Введение

Во введении должны быть указаны цель, задачи, объект, предмет, место и сроки практики; основные виды и характер выполненных работ.

1. Архитектура магистерской диссертации.

В данной главе:

- должна быть определены и охарактеризованы основные элементы магистерской диссертации;

- должны быть определен и обоснован (аналитический либо исследовательский) характер избранной темы магистерской диссертации;

- должен быть составлен план магистерской диссертации;

- должна быть выдвинута рабочая гипотеза исследования.

2. Выполнение индивидуального творческого задания на тему «Анализ стратегического управления компанией» (объектом исследования может выступать любая известная отечественная либо зарубежная компания)

В данной главе:

- должен быть проведен анализ состояния конкретной компании;

-должны быть рассмотрены стратегические факторы внешней среды компании;

- должна быть определена базисная стратегия данной компании;

- должна быть выявлена ее конкурентная стратегия;

- должен быть проведен портфельный анализ компании в системе

стратегического управления;

- должен быть проанализирован процесс реализации стратегии компании и доказана ее эффективность (или неэффективность).

3. Разработка учебно-методического обеспечения проведения занятий у студентов бакалавриата.

В данной главе должна быть разработана методика проведения занятий по одной из тем курса «Стратегический менеджмент» (план, тематика рефератов, вопросы для самоконтроля, вопросы для самостоятельной работы, интерактивные методы обучения и т.д.)

Заключение

В заключении должны быть сформулированы аргументированные выводы по итогам практики.

По итогам 3 курса магистерской подготовки.

Введение

Во введении должны быть указаны цель, задачи, объект, предмет, место и сроки практики; основные виды и характер выполненных работ.

1. Анализ эмпирических данных по теме магистерской диссертации.

В данной главе:

- должны быть представлены результаты применения эмпирических методов исследования по избранной теме;

- должен быть проведен количественный и качественный анализ тенденций и динамики развития экономических процессов во внешней и внутренней среде компании;

- должна быть определена нормативно-правовая база исследования.

2. Анализ стратегического управления компанией (объектом исследования должна выступать компания, на примере которой проводится исследование в магистерской диссертации)

В данной главе:

- должен быть проведен анализ состояния компании;

-должны быть рассмотрены стратегические факторы внешней среды компании;

- должна быть определена базисная стратегия данной компании;

- должна быть выявлена ее конкурентная стратегия;

- должен быть проведен портфельный анализ компании в системе

стратегического управления;

- должен быть проанализирован процесс реализации стратегии компании и доказана ее эффективность (или неэффективность).

3. Разработка учебно-методического обеспечения проведения занятий у студентов бакалавриата.

В данной главе должна быть разработаны методика проведения занятий с применением интерактивных форм образовательных технологий по дисциплине «Стратегический менеджмент» (например, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода, деловая игра, круглый стол, экономический тренинг, творческое индивидуальное задание т.д.)

Заключение

В заключении должны быть сформулированы аргументированные выводы по итогам практики.

Введение

Во введении должны быть указаны цель, задачи, объект, предмет, место и сроки практики; основные виды и характер выполненных работ.

1. Анализ исследуемой проблемы на предприятии объекте магистерской диссертации.

В данной главе необходимо:

- провести анализ исследуемой проблемы на основе построения показательных и аналитических графиков;

- на основе применения графических методов анализа выявить закономерности, присущие исследуемым процессам, а также определяющие их факторы;

- провести анализ исследуемой проблемы с применением табличных методов;

- провести анализ факторов окружающей среды для формирования либо корректировки существующей стратегии;

- обобщить и научно интерпретировать полученные данные.

2. Итоги научно исследовательской работы по избранной теме.

В данной главе необходимо:

- разработать предложения, оптимизирующие деятельность компании;

- аргументировать свою позицию;

- рассчитать экономический эффект от предложенных мероприятий.

Заключение

В заключении должны быть сформулированы аргументированные выводы по итогам преддипломной практики.

Оформление отчетов о производственной практике.

Отчет о практике должен полностью соответствовать программе производственной практики.

Отчет о практике состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников. Во введении должны быть указаны: цель, задачи, место и сроки практики; основные виды и характер выполнения работ. Основная часть отчета о практике должна состоять из нескольких разделов. В них должен быть представлен квалифицированный анализ той или иной конкретной проблемы, разработана программа и предложен инструментарий решения проблемы, сделаны заключения о возможности практического использования полученных результатов.

К отчету по согласованию с руководителем практики от предприятия прикладываются копии используемых для написания отчета документов предприятия, а также документов, самостоятельно подготовленных практикантом.

Примерная структура и содержание отчетов о практике.

По итогам 1 курса магистерской подготовки.

Для подведения итогов прохождения производственной практики на 1курсе в форме отчетов о практике магистранты должны представить на кафедру комплект кейс заданий, выполненных с использованием кейс метода, а также комплект выполненных индивидуальных заданий для самостоятельной работы.

Комплект кейс заданий:

Раздел 1. Научно-исследовательская работа

Задание 1.

На производстве акварели, гуаши и пластилина для детей много не заработаешь. Объем продаж двух лидеров рынка детских канцтоваров, компаний «Гамма» и «Луч»,-- всего лишь $20 млн и $13 млн соответственно. Рентабельность их бизнеса в среднем составляет 20%, и этого хватает лишь на обновление фонда и зарплату сотрудникам. Еще более скучным рынок делает то, что позиции лидеров практически не меняются на протяжении десятка лет, а их совокупная доля неизменно составляет 70%.

Генерального директора завода «Луч» Евгения Комина стабильность радует, а вот владельца «Гаммы» Александра Ермакова она, наоборот, удручает. Ведь в душе он авантюрист. Ермаков и генеральный директор «Гаммы» Инна Овсянникова не могут усидеть на месте и время от времени пускаются в самые рискованные проекты. Энергичности производителей детской канцелярии могут позавидовать нефтяники и металлурги.

Мания преследования

В 2003 году Ермаков вывел из оборота огромную для себя сумму -- $5 млн. Завод «Гаммы» сильно обветшал, а оборудование устарело, но владелец не стал проводить его модернизацию. Вместо этого он приобрел на аукционе семь разношерстных объектов недвижимости разорившегося стройуправления ССУ-866. Заняв еще $4 млн, привел в порядок документацию на земельные участки, а расположенные на них здания подлатал.

Эксперимент с недвижимостью, по словам Овсянниковой, закончился не так удачно, как хотелось бы. Перепродать недвижимость удалось за $19 млн, но прибыль от проекта не превысила и 25% из-за многочисленных косвенных расходов. А если и нервные клетки учитывать как актив, то на этой операции менеджеры «Гаммы» даже потеряли. «Мы не профессионалы в области недвижимости,-- признает Инна Овсянникова.-- А потому потратили два с половиной года на то, что специалисты сделали бы за год».

Теперь у владельца «Гаммы» новая идея. Александр Ермаков хочет выжать все возможное из основного бизнеса. Варианта у него всего два, и оба бескомпромиссные. Первый -- продать бизнес конкуренту и сделать того монополистом, второй -- купить бизнес конкурента и стать монополистом самому. Единственный возможный партнер по обеим сделкам -- «Луч». Другие участники рынка микроскопически малы, а сторонних инвесторов товары для детского творчества не привлекают по причинам, изложенным выше. Впрочем, как выяснилось, идеи Ермакова не находят понимания и у «Луча».

ДОСЬЕ

Компания «Гамма» появилась в 1989 году как кооператив на базе ПО «Мосбытхим», в 1994 году было зарегистрировано ОАО «Гамма». Производство расположено в здании в центре Москвы, площадью 25 тыс. кв. м. В штате -- около 1 тыс. сотрудников. Оборот в 2006 году, по данным самой компании, составил $20 млн. В 2007 году «Гамма» надеется поднять его до $22,5 млн. За прошлый год компания выпустила 5,3 млн упаковок акварели, 2,5 млн -- гуаши, 5,8 млн -- пластилина.

Завод «Луч» был основан в 1970-х годах на базе промышленной артели, которая занималась переработкой отходов промышленных производств. Находится на окраине Ярославля на площади 2,5 га. В штате «Луча» -- 500 сотрудников. Оборот в 2006 году, по данным самой компании, составил порядка $13,5 млн. В 2007 году «Луч» рассчитывает довести его до $15 млн. За прошлый год компания выпустила 10 млн упаковок акварели, 2 млн -- гуаши и 7,5 млн -- пластилина.

Различия, впрочем, не мешают ярославскому и московскому заводам производить абсолютно идентичную продукцию. В основе ассортимента «Гаммы» и «Луча» -- акварель, гуашь и пластилин одинакового качества. Обе компании объясняют это просто: многие виды сырья им поставляют одни и те же поставщики. Например, некоторые виды красителей, которые входят в состав красок, в России делает лишь тамбовский завод «Пигмент». А особый вид мела, который входит в состав любой краски или пластилина, добывается лишь в Белгородской области. Рецептура у конкурентов тоже похожа. «Ведь перекупить технолога „Луча” или „Гаммы” и получить доступ к рецептуре -- это не вопрос»,-- говорит Инна Овсянникова.

НОУ-ХАУ

Как «Гамма» боролась с «Лучом»:

-- хотела объединиться с компанией «Луч» на территории «Луча». Собственное здание собиралась сдать в аренду;

-- предлагала «Лучу» купить торговую марку «Гамма». Вместо товаров для детского творчества хотела заняться недвижимостью;

-- пыталась купить производственные площади «Луча» по цене вдвое ниже той, на которую тот рассчитывал;

-- демпингует, вынуждая «Луч» продаться по низкой цене;

-- предоставляет крупным дистрибуторам значительные скидки в обмен на эксклюзивный контракт, чтобы лишить «Луч» каналов сбыта

Еще в 1996 году «Гамма» стала эксклюзивным дистрибутором английского канцелярского гиганта Daler-Rowney. Компания частично скопировала ассортимент партнера и стала выпускать, например, флуоресцентные краски. Но заработать имидж новатора все равно не вышло. «Луч» разработал несколько собственных рецептов, в частности пластилин, который не тонет в воде и из которого можно лепить «водные» игрушки. У «Гаммы» такого нет.

Испробовав все попытки отстраниться от конкурентов, в «Гамме» обратили внимание на самое очевидное свое преимущество -- заводское здание в центре Москвы общей площадью 25 тыс. кв. м. При минимальных вложениях в реконструкцию от сдачи его в аренду можно выручить не менее $7 млн в год. При этом рыночная стоимость здания, по оценкам самой «Гаммы», составляет $16 млн.

РЫНОК

Объем российского рынка канцелярских товаров в 2006 году составил $2,2 млрд. При этом на детские товары для художественного творчества пришлось не больше $50 млн. Крупных игроков на этом рынке всего два -- «Гамма» и «Луч». По их собственным оценкам, они вместе занимают около 70% рынка. Другие заметные игроки: «Невская палитра» (специализируется на красках для художников и немного производит для детей), «Полион» (занимает существенную долю в сегменте пластилина), а также западные производители Jovi и Koh-i-Noor. Собственные детские брэнды есть и у дистрибуторов канцелярских товаров: у «Фарм» -- «Каляка-маляка», у «Пробюро» -- Boom.

«Покупатели могли расценить высокую стоимость нашей продукции как показатель качества»,-- считает Аверьянова. Канцелярские оптовики дают другое объяснение. «У нас есть 100 магазинов, где мы определяем, какие продукты пользуются спросом,-- говорит руководитель направления рекламы дистрибутора „Фарм” Вячеслав Иванов.-- На цену мы не смотрим: нам важны цвета или форма коробочек, и сотрудничать с нами будет тот, кто лучше и быстрее сделает нужные нам продукты». В «Комусе» поддерживают эту версию: «Луч» компенсировал ход «Гаммы» более четким графиком поставок для ключевых дилеров.

Теперь «Гамма» пытается досадить «Лучу» именно в сфере работы с дилерами, и снова использует финансовое давление. Крупнейший дистрибутор «Комус» уже сотрудничает с «Гаммой» на эксклюзивной основе, потому что компания предложила ему специальную скидку.

«Гамма» не теряет надежды поставить конкурента на колени. На это, по расчетам Инны Овсянниковой, компания готова потратить около полутора лет. Часть убытков по направлению детской канцелярии «Гамма» хочет покрывать за счет высокой маржи на товары для художников. Остальное она может возместить за счет выручки от проданной в прошлом году недвижимости.

Даже если «Луч» сдастся, на рынке останется несколько мощных дистрибуторов, которые в несколько раз превосходят «Гамму» по обороту и развивают собственные брэнды детской канцелярии. «Пусть „Гамма” будет монополистом, но какой в этом смысл? -- говорит Вячеслав Иванов.-- Если производитель „обнаглеет” и повысит цены, то дистрибуторы от него уйдут». Оптовики могут распылить производство под собственным брэндом между десятком мелких заводов или вообще построить свой завод. Но произойдет это лишь в крайнем случае. Просто этот рынок слишком мал, а дистрибуторы в отличие от владельца «Гаммы» не любят авантюр.

Вопросы:

1. Укажите тип отрасли, в которой действует компания.

2. Какая базисная стратегия и стратегия по отношению к конкурентам реализуется

3. Назовите конкурентные преимущества компании

4. Какие стратегические действия целесообразны для компании.

Наши рекомендации