Особенности общего управления сервисным предприятием
Процесс управления сервисного предприятия имеет множество общих характеристик с управлением любой организации, действующей в сельскохозяйственном или индустриальном секторе. Так же как и во многих организациях, процесс управления здесь связан с вертикальным разделением труда, а также с компонентным разделением сервисного производства на подразделения, отделы, сектора и др.
Рассмотрим особенности управленческих процессов, которые имеют место на сервисном предприятии. Важнейшими функциями управления являются следующие:
– формирование целей и задач производственной деятельности;
– планирование продвижения к целям и разрешение задач;
– принятие решений;
– реализация решений – выработка приказов, мотивация персонала, его инструктаж и организация, распределение обязанностей, регулирование процессов выполнения приказов;
– контролирование выполнения намеченных планов.
Управление в сфере сервиса подчинено задачам рыночного развития производства услуг. Одновременно оно нацеливается на реализацию многообразных запросов и потребностей больших групп людей, конкретных индивидуумов, которые вступают с производителем услуг в процессы рыночного обмена.
В крупной акционерной компании, действующей в сервисной отрасли, с числом акционеров более 50 высшее руководство представлено советом директоров, комитетами и правлением. Совет директоров разрабатывает общую политику, правление осуществляет ее реализацию, а генеральный менеджер держит в своих руках все нити функционирования фирмы или системы, состоящей из головного предприятия и его филиалов.
На среднем предприятии сферы сервиса высшее звено управления представлено гораздо меньшими административными силами. В этом случае речь может идти о 3-7 лицах, принадлежащих к администрации, принимающих важнейшие для предприятия решения и следящих за их реализацией. Так, группу администрации обычно составляют высшее должностное лицо, один или несколько его заместителей и главные менеджеры, возглавляющие важнейшие подразделения предприятия.
На малом предприятии все функции управления, как правило, сосредоточены у одного лица.
Рассмотрим функции и задачи, которые входят в круг обязанностей высшего звена менеджмента сервисного предприятия. Важнейшими его функциями выступают:
– выработка целей, стратегии развития и планирования деятельности предприятия;
– оценка рыночного потенциала предприятия и определение критериев эффективности его деятельности в целом;
– осуществление общих административно-распорядительных и организационно-регулирующих действий;
– коммуникативно-координирующая функция внутри коллектива и коллектива с внешней средой;
– контролирующая функция применительно к основным на правлениям деятельности и к персоналу;
– функции обеспечения общей безопасности работы предприятия и безопасности услуг;
– выработка общей стратегии обслуживания потребителей и создание позитивного имиджа предприятия в общественном мнении;
– развитие связей компании с хозяйственно-социальной средой;
– сбор, анализ и использование деловой информации.
Указанные функции распадаются на множество частных линий деятельности, поэтому реально представители высшего звена менеджмента осуществляют гораздо большее число функций.
Главной целью в бизнесе любой компании, конкретного предприятия является выживание и развитие, сохранение рыночного потенциала и конкурентоспособности. Менеджмент создает условия для успешного функционирования предприятия, исходя из того, что реальная прибыль выступает не причиной существования фирмы, а результатом ее деятельности.
К общим целям, которые ведут к повышению прибыли, относятся:
– обеспечение оптимальной рентабельности при имеющемся наборе видов деятельности;
– разработка новых направлений развития, новых видов деятельности фирмы;
– обеспечение экономической устойчивости положения фирмы и всесторонней безопасности ее работы.
К специфическим и конкретным целям можно отнести следующие:
– определение рентабельности по каждому отдельному подразделению, выступающему центром прибыли;
– цели по основным видам хозяйственной деятельности;
– цели хозяйственных подразделений, филиалов и др.
Одна из важнейших задач высшего менеджмента – определение целей предприятия на ближайшую (2-4 года) и дальнюю (5 лет и более) перспективы. Менеджмент в этом случае сводится к умению ставить и достигать поставленные цели.
Предприятие определяет свои ключевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетности целей. При этом возможны различные виды стратегий: продуктивно-рыночная, стратегия маркетинга, конкурентная стратегия, инновационная, инвестиционная стратегия, стратегия с опорой на человеческие ресурсы.
В мировой практике предпринимательства глубоко укоренены механизмы выработки долгосрочных целей и планирования деятельности конкретного предприятия. Российский бизнес сферы услуг приступил к решению этих задач в рыночных условиях сравнительно недавно.