Определение числа ТО на группу (парк) автомобилей за год

Так как пробег автомобиля за год отличается от его пробега за цикл, а производственную программу предприятия обычно рассчитывают на год, то для определения числа ТО за год необходимо определить годовой пробег автомобиля.

Годовой пробег автомобиля

LГ = Драб.г lccaТ (2.2)

где Драб.г - число дней работы предприятия в году; aТ - коэффициент технической готовности.

В цикловом методе расчета производственной программы по ТО простой автомобиля за цикл по организационным причинам не учитывается. Поэтому при расчете годового пробега автомобиля в формуле (2.2) используется не коэффициент выпуска автомобиля, а коэффициент технической готовности за цикл.

При реконструкции действующих АТП годовой пробег автомобилей обычно устанавливается на основе отчетных данных с учетом перспективы использования подвижного состава.

За цикл

aТ = ДЭ.Ц/( ДЭ.Ц + ДР.Ц) (2.3)

где ДЭ.Ц - число дней нахождения автомобиля за цикл в технически исправном состоянии; ДР.Ц - число дней простоя автомобиля в ТО и ТР за цикл.

В данном расчете ДЭ.Ц принято равным числу дней эксплуатации автомобиля за цикл в технически исправном состоянии, т.е. без учета простоев по организационным причинам. Поэтому

ДЭ.Ц = LP /lcc (2.4)

При расчете aТ обычно учитываются простои подвижного состава, связанные с выводом автомобиля из эксплуатации, т.е. простои в КР, ТО-2 и ТР. Поэтому простои в ЕО и ТО-1, выполняемые в межсменное время, не учитываются.

Таблица 2.6. Нормативы простоя подвижного состава в ТО и ремонте

Подвижной состав Нормативы простоя в
  ТО и ТР, дней/1000 км КР, календарных дней
Легковые автомобили:    
особо малого класса 0,15 -
малого 0,18 -
среднего " 0,22 -
Автобусы:    
особо малого класса 0,20
малого " 0,25
среднего " . 0,30
большого " 0,35
особого большого " 0,45
Грузовые автомобили общего назначения грузоподъемностью, т;    
до 1 0,25
свыше 1 до 3 0,30
3 " 5 0,35
5 " 6 0,38
6 " 8 0,43
8 " 10 0,48
" 10 " 16 0,53
Внедорожные автомобили-самосвалы грузоподъемностью, т:    
30,0 0,65
45,0 0,75

Примечание. Нормы простоя подвижного состава в ТО и ТР учитывают замену агрегатов и узлов, выработавших свой ресурс.

А так как продолжительность простоя автомобиляна ТО и ТР в нормативах ОНТП предусматривается в виде общей удельной нормы простоя на 1000 км пробега Дто-тр (табл. 2.6), которая в зависимостиот типа подвижного состава корректируется коэффициентом К2 (см. табл.2.5), число дней простоя автомобиля в ТО-2 и ТР за цикл

ДР.Ц = Дто-тр LP К2/1000 (2.5)

Если для подвижного состава предусматривается КР, то

ДР.Ц = ДК + Дто-тр LК К2/1000 (2.6)

где ДК — число дней простоя подвижного состава вКР.

При определении численного значения Дц необходимо учитывать, что простой подвижного состава в КР предусматривает общее число календарных дней вывода его из эксплуатации, т.е.

ДК = Д`К + ДТ, (2.7)

где Д`к - нормативный простой автомобиля в КР на авторемонтном заводе; ДТ - число дней, затраченных на транспортирование подвижного состава из АТП на авторемонтное предприятие и обратно.

Время ДТ, затрачиваемое на транспортировку подвижного состава, зависит от расстояния между АТП и ремонтными предприятиями, а также времени на оформление и сдачу в ремонт. При отсутствии фактических данных это время ориентировочно может быть принято равным 10-20 % продолжительности простоя в КР по нормативам.

Удельный простой Дто-тр для автомобилей, работающих с прицепами, принимается, как для одиночных автомобилей, так как прицеп отделяется от автомобиля и ремонтируется отдельно.

Для автомобилей-тягачей, работающих с полуприцепами, Дто-тр принимается с учетом времени простоя полуприцепов в ТР, так как второе техническое обслуживание автомобиля-тягача и полуприцепа в основном производится одновременно и без расцепки.

Для удобства последующих расчетов aТ, преобразуем выражение (2.3), разделив его числитель и знаменатель на Дэ.ц

aТ = 1/(1+Др.ц/Дэ.ц) (2.8)

После подстановки в выражение (2.8) значений, Дэ.ц и Дэ.ц из формул (2.4) и (2.5) получим

aТ = 1/(1+ lcc Дто-тр К2/1000) (2.9)

А с учетом простоя подвижного состава в КР, используя формулу (2.6) получим

aТ = 1/(1+ lccто-тр К2/1000 + ДК /LК) (2.10)

При реконструкции АТП и использовании нормативов и системы их корректирования в соответствии с Положением выражения αТ, по формуле (2.10) примет вид

aТ = 1/(1+ lccто-тр К4/1000 + ДК КК/LК) (2.11)

где К4 - коэффициент корректирования простоев подвижного состава в ТО и ТР в зависимости от пробега с начала эксплуатации; КК - коэффициент, учитывающий долю подвижного состава отправляемого в КР от их расчетного количества.

Если для подвижного состава КР не предусматривается, то в приведенном выражении (2.11) составляющая ДК КК/LК принимается равной нулю.

На практике в АТП из-за различий в техническом состоянии и пробегах подвижного состава с начала эксплуатации не все автомобили достигшие нормативного пробега до КР LК направляются в капитальный ремонт, что оказывает влияние на общее число КР, а следовательно и на значение αТ,. При этом, если все автомобили достигли нормативного пробега LК и направляются в КР, то Кк = 1 и наоборот, если автомобили достигли LК и продолжают эксплуатироваться, то Кк = 0. Доля подвижного состава, направляемого в КР, устанавливается по отчетным данным АТП, а при отсутствии последних может быть принята для автобусов равной Кк = 0,3-0,6.

Следует отметить, что эксплуатация подвижного состава после достижения нормативного пробега LК значительно увеличивает простои его в ТО и ТР, что является следствием более частых отказов и текущих ремонтов.

Зная число ТО на 1 автомобиль за цикл и годовой пробег автомобиля по формулам (2.1) и (2.2), годовое число ЕОс (SNео с.г),Еот (SNео т.г), ТО-1 (SN1 Г ), ТО-2 (SN2 Г) на группу (парк) автомобилей АИ составит

SNео с.г = АИLГ/ lcc = АИДраб.г aТ

SNео т.г=S(N1 Г +N2 Г )1.6

SN1 ГИLГ (1/L1 - 1/L2)(2.12)

SN2 Г ИLГ/L2 - 1

Наши рекомендации