Определение числа ТО на группу (парк) автомобилей за год
Так как пробег автомобиля за год отличается от его пробега за цикл, а производственную программу предприятия обычно рассчитывают на год, то для определения числа ТО за год необходимо определить годовой пробег автомобиля.
Годовой пробег автомобиля
LГ = Драб.г lccaТ (2.2)
где Драб.г - число дней работы предприятия в году; aТ - коэффициент технической готовности.
В цикловом методе расчета производственной программы по ТО простой автомобиля за цикл по организационным причинам не учитывается. Поэтому при расчете годового пробега автомобиля в формуле (2.2) используется не коэффициент выпуска автомобиля, а коэффициент технической готовности за цикл.
При реконструкции действующих АТП годовой пробег автомобилей обычно устанавливается на основе отчетных данных с учетом перспективы использования подвижного состава.
За цикл
aТ = ДЭ.Ц/( ДЭ.Ц + ДР.Ц) (2.3)
где ДЭ.Ц - число дней нахождения автомобиля за цикл в технически исправном состоянии; ДР.Ц - число дней простоя автомобиля в ТО и ТР за цикл.
В данном расчете ДЭ.Ц принято равным числу дней эксплуатации автомобиля за цикл в технически исправном состоянии, т.е. без учета простоев по организационным причинам. Поэтому
ДЭ.Ц = LP /lcc (2.4)
При расчете aТ обычно учитываются простои подвижного состава, связанные с выводом автомобиля из эксплуатации, т.е. простои в КР, ТО-2 и ТР. Поэтому простои в ЕО и ТО-1, выполняемые в межсменное время, не учитываются.
Таблица 2.6. Нормативы простоя подвижного состава в ТО и ремонте
Подвижной состав | Нормативы простоя в | |
ТО и ТР, дней/1000 км | КР, календарных дней | |
Легковые автомобили: | ||
особо малого класса | 0,15 | - |
малого | 0,18 | - |
среднего " | 0,22 | - |
Автобусы: | ||
особо малого класса | 0,20 | |
малого " | 0,25 | |
среднего " . | 0,30 | |
большого " | 0,35 | |
особого большого " | 0,45 | |
Грузовые автомобили общего назначения грузоподъемностью, т; | ||
до 1 | 0,25 | — |
свыше 1 до 3 | 0,30 | — |
3 " 5 | 0,35 | — |
5 " 6 | 0,38 | — |
6 " 8 | 0,43 | — |
8 " 10 | 0,48 | — |
" 10 " 16 | 0,53 | — |
Внедорожные автомобили-самосвалы грузоподъемностью, т: | ||
30,0 | 0,65 | — |
45,0 | 0,75 | — |
Примечание. Нормы простоя подвижного состава в ТО и ТР учитывают замену агрегатов и узлов, выработавших свой ресурс.
А так как продолжительность простоя автомобиляна ТО и ТР в нормативах ОНТП предусматривается в виде общей удельной нормы простоя на 1000 км пробега Дто-тр (табл. 2.6), которая в зависимостиот типа подвижного состава корректируется коэффициентом К2 (см. табл.2.5), число дней простоя автомобиля в ТО-2 и ТР за цикл
ДР.Ц = Дто-тр LP К2/1000 (2.5)
Если для подвижного состава предусматривается КР, то
ДР.Ц = ДК + Дто-тр LК К2/1000 (2.6)
где ДК — число дней простоя подвижного состава вКР.
При определении численного значения Дц необходимо учитывать, что простой подвижного состава в КР предусматривает общее число календарных дней вывода его из эксплуатации, т.е.
ДК = Д`К + ДТ, (2.7)
где Д`к - нормативный простой автомобиля в КР на авторемонтном заводе; ДТ - число дней, затраченных на транспортирование подвижного состава из АТП на авторемонтное предприятие и обратно.
Время ДТ, затрачиваемое на транспортировку подвижного состава, зависит от расстояния между АТП и ремонтными предприятиями, а также времени на оформление и сдачу в ремонт. При отсутствии фактических данных это время ориентировочно может быть принято равным 10-20 % продолжительности простоя в КР по нормативам.
Удельный простой Дто-тр для автомобилей, работающих с прицепами, принимается, как для одиночных автомобилей, так как прицеп отделяется от автомобиля и ремонтируется отдельно.
Для автомобилей-тягачей, работающих с полуприцепами, Дто-тр принимается с учетом времени простоя полуприцепов в ТР, так как второе техническое обслуживание автомобиля-тягача и полуприцепа в основном производится одновременно и без расцепки.
Для удобства последующих расчетов aТ, преобразуем выражение (2.3), разделив его числитель и знаменатель на Дэ.ц
aТ = 1/(1+Др.ц/Дэ.ц) (2.8)
После подстановки в выражение (2.8) значений, Дэ.ц и Дэ.ц из формул (2.4) и (2.5) получим
aТ = 1/(1+ lcc Дто-тр К2/1000) (2.9)
А с учетом простоя подвижного состава в КР, используя формулу (2.6) получим
aТ = 1/(1+ lcc (Дто-тр К2/1000 + ДК /LК) (2.10)
При реконструкции АТП и использовании нормативов и системы их корректирования в соответствии с Положением выражения αТ, по формуле (2.10) примет вид
aТ = 1/(1+ lcc (Дто-тр К4/1000 + ДК КК/LК) (2.11)
где К4 - коэффициент корректирования простоев подвижного состава в ТО и ТР в зависимости от пробега с начала эксплуатации; КК - коэффициент, учитывающий долю подвижного состава отправляемого в КР от их расчетного количества.
Если для подвижного состава КР не предусматривается, то в приведенном выражении (2.11) составляющая ДК КК/LК принимается равной нулю.
На практике в АТП из-за различий в техническом состоянии и пробегах подвижного состава с начала эксплуатации не все автомобили достигшие нормативного пробега до КР LК направляются в капитальный ремонт, что оказывает влияние на общее число КР, а следовательно и на значение αТ,. При этом, если все автомобили достигли нормативного пробега LК и направляются в КР, то Кк = 1 и наоборот, если автомобили достигли LК и продолжают эксплуатироваться, то Кк = 0. Доля подвижного состава, направляемого в КР, устанавливается по отчетным данным АТП, а при отсутствии последних может быть принята для автобусов равной Кк = 0,3-0,6.
Следует отметить, что эксплуатация подвижного состава после достижения нормативного пробега LК значительно увеличивает простои его в ТО и ТР, что является следствием более частых отказов и текущих ремонтов.
Зная число ТО на 1 автомобиль за цикл и годовой пробег автомобиля по формулам (2.1) и (2.2), годовое число ЕОс (SNео с.г),Еот (SNео т.г), ТО-1 (SN1 Г ), ТО-2 (SN2 Г) на группу (парк) автомобилей АИ составит
SNео с.г = АИLГ/ lcc = АИДраб.г aТ
SNео т.г=S(N1 Г +N2 Г )1.6
SN1 Г=АИLГ (1/L1 - 1/L2)(2.12)
SN2 Г =АИLГ/L2 - 1