СМИ как производственное предприятие. Его организационная структура.
Для понимания специфики производства в конкретных отраслях промышленности экономисты часто выделяют внутри него наиболее важные стадии, которые технологически не связаны друг с другом. Это позволяет анализировать каждый этап деятельности более внимательно, яснее представлять его экономическую специфику и находить пути оптимизации для каждой стадии производства. Для структурирования стадий производства современная экономическая наука предлагает концепцию «вертикальной производственной цепочки», которую компании выстраивают для лучшего понимания своего производственного процесса, корпоративной стратегии и возможностей роста.
Применительно к медиаиндустрии данная концепция дает возможность определить крупные и ключевые стадии производства, которые в результате связывают производителей с потребителями (рис.).
Рис.Производственная цепочка в медиаиндустрии
В медиаиндустрии первая стадия – это производство содержания. Для всех СМИ это означает работу создателей текстов и аудиовизуального ряда – журналистов, писателей, режиссеров, актеров, музыкантов. В некоторых случаях (например, в Интернете) содержание может сразу востребоваться аудиторией, однако чаще всего следующей стадией становится стадия «упаковки» содержания. На стадии «упаковки» газетные или журнальные статьи объединяются в одном номере газеты или журнала. В телеиндустрии разные типы программ – и произведенные самой телестанцией (новости, студийные программы), и закупленные у внешних производителей (кинофильмы, сериалы, музыкальные видеоклипы) – формируются в единую программу. Аналогичные процессы происходят и на радиостанции, и на кабельной сети. На этом этапе уже проявляются заметные различия между секторами СМИ, определяющие их экономические особенности (об этом подробнее пойдет речь в следующих главах).
Последней производственной стадией в медиаиндустрии выступает распространение, в результате чего медиасодержание, соответствующим образом «упакованное», доставляется потребителям – аудитории. На этой стадии, представляющей собой достаточно сложный комплекс операций, проявляются существенные различия между секторами медиаиндустрии. Так, в печатной индустрии на этой стадии может появиться специфический посредник (например, распространительские сети), который может и не входить в структуру газетной компании. Для платного ТВ распространение представляет собой технологически сложный процесс, связанный не только с доставкой телесигнала зрителям, но и с его кодированием, сжатием, декодированием.
Также, можно выделить цепочку создания ценности.
Производство ценности, заложенной в товаре или услуге, – это основная задача деятельности любой фирмы. На первый взгляд, понятие ценности в данном контексте абстрактно, но в реальной практике для потребителя оно имеет весьма конкретное значение. Для того чтобы выжить на рынке, любая фирма должна привлечь покупателей определенной «ценностью» производимого ею продукта, предлагая потребителям только те товары или услуги, которые удовлетворяют их потребности и желания. На практике создание «ценности» товара/услуги представляет собой многоступенчатый процесс, включающий в себя различные стадии. На каждой стадии производства происходит создание промежуточной ценности, однако конечным агентом определения ценности предлагаемых на рынке товаров и услуг становится потребитель. Современные экономисты называют такой процесс щепочкой ценности» – value chain (рис.).
Рис.Создание «цепочки ценности» в процессе производства
В настоящее время концепция «цепочки ценности» становится чрезвычайно актуальной, поскольку выделяет ключевые стадии процесса производства и их последовательность. Именно в конечном звене данной цепочки возникает окончательная ценность для потребителя, что многими коммерческими фирмами определяется как конечная цель их деятельности.
Все большее значение концепция «цепочки ценности» приобретает в связи с интеграционными процессами в экономике. Это особенно заметно на примере медиаиндустрии. Благодаря развитию новых информационно-коммуникационных технологий, дигитализации содержания и появлению новых каналов для его распространения в сердцевину деятельности всех секторов медиаиндустрии ставится именно содержание – его создание, систематизация, упаковка, распространение (рис.). Все средства массовой информации – газеты, журналы, телевидение, радио, Интернет – производят содержание. И хотя конкретные медиаформы, которые оно приобретает на стадии распространения, могут существенно различаться, суть экономической деятельности всех СМИ сводится к производству нового и вторичному использованию уже существующего содержания.
Рис.«Цепочка ценности» в медиабизнесе
Анализ «цепочки ценности» в медиаиндустрии показывает, что ценность, создаваемая на ключевых стадиях производства во всех секторах медиаиндустрии, связана именно с содержанием. В результате спрос аудитории на СМИ формируется под воздействием комплекса параметров – информационных и развлекательных запросов аудитории, общественных потребностей в информации, типологических характеристик самих медиа, представлений аудитории об их ценности.
Организационная структура.Производственно-творческий коллектив, занятый созданием произведений для СМИ и объединенный в целостную организационную структуру, называется редакцией. Сегодня чаще всего слово редакция заменяют наименованиями компания, ОАО, ЗАО, хотя такие названия производственно-творческих коллективов указывают на форму собственности. Цель организационной структуры — сбор, переработка, хранение и распространение информации в виде журналистских произведений. В печатной периодике редакции газет или журналов традиционно являются полностью самостоятельными структурами. В электронной прессе — редакции становятся составной частью более сложной системы. В значительной мере деятельность редакций на телевидении и радио аналогична деятельности соответствующих отраслевых отделов газет и журналов, но главные редакции здесь более автономны по сравнению с отделами. Что же касается целостной организационной структуры по производству и передаче аудиожурналистских произведений, то ее принято называть радиостанцией. На телевидении организационную структуру, производящую и транслирующую аудиовизуальные журналистские произведения, называют телестудией.
Поскольку выпуск газет и журналов, теле- и радиопрограмм — сложное производство, то во всех случаях журналисты существенно зависимы от материально-технической базы: в прессе — это издательства, на радио и телевидении — технические центры. Однако и то и другое — своеобразная инфраструктура журналистского творчества.
Во главе редакции газеты или журнала стоит главный редактор, который полностью отвечает за все направления деятельности вверенного ему средства массовой информации: подбор и расстановку кадров, организацию их работы, общее идейное направление издания, его творческое лицо и художественное оформление, тираж, экономические показатели работы и т.д.
Согласно Закону о печати и средствах массовой информации, у каждого СМИ есть учредитель — частное лицо или группа лиц, организация, ассоциация или партия, наконец, творческий коллектив, который имеет определенные права собственности на редакционное имущество и уж, конечно, результаты своего труда. В конечном итоге, создавая СМИ, учредитель, как правило, определяет направленность издания, в соответствии с которой строится творческая деятельность редакции.
Материально-техническое и финансовое обеспечение производства продукции СМИ обеспечивает издатель. Нередко учредитель и издатель создают попечительский или редакционный совет (либо и то, и другое), в состав которого входят многие заинтересованные лица — с одной стороны, известные, уважаемые люди, представляющие интересы читателей, с другой стороны, спонсоры — организации или предприниматели, оказывающие изданию финансовую поддержку. Редакционный совет (редсовет) участвует в разработке долгосрочной идейно-художественной политики издания, утверждает перспективные планы работы, обсуждает кадровые вопросы и многое другое, непосредственно связанное с деятельностью редакции.
Для внутриредакционной структуры печатных изданий характерно деление на так называемые отраслевые отделы — журналистские подразделения, отвечающие за освещение того или иного тематического направления в зависимости от общей направленности издания. Это могут быть отделы экономики и бизнеса, внутренней политики и международный отдел, культуры, писем, спорта и т.д. В женских журналах можно найти отраслевые, соответственно занятиям и интересам слабого пола, отделы: кройки и шитья, вязания (или, в целом, рукоделия), кулинарии.
Работа любых СМИ, особенно электронных, — дело весьма дорогостоящее. Важный резерв в финансировании работы редакции — публикация платной рекламы. Поэтому существенную роль в редакционной структуре играют рекламные отделы.